Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилья ребенку-сироте
Документ от 21.10.2014, опубликован на сайте 31.10.2014 под номером 48290, 2-я гражданская, об обеспечении жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Кириченко В.В.                                                               Дело № 33-3810/2014 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               21 октября 2014 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В. и Казаковой М.В.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05 мая 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах Кощеевой К*** В***, к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, выразившееся в не предоставлении своевременно Кощеевой К*** В*** благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Кощеевой К*** В*** в селе Т*** Ульяновского района Ульяновской области благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения.

В удовлетворении иска прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах Кощеевой К*** В***, к Правительству Ульяновской области - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Кощеевой  К.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, пояснения прокурора,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах Кощеевой К.В., *** г.р., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о признании бездействия незаконным, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что Кощеева К.В., *** г.р., относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 22.11.2013 Кощеева К.В. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Просил в судебном порядке признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении Кощеевой К.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Также просил обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить Кощееву К.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. 

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы  указано, что право Кощеевой К.В. на обеспечение специализированным жилым помещением в соответствии с Законом Ульяновской области № 53-ЗО от 06.05.2006 «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» согласно очередности, исходя из даты постановки ее на учет, не оспаривается, однако жилое помещение ей не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области необходимых жилых помещений. В настоящее время предпринимаются меры (объявлен аукцион) для обеспечения очередников данной категории необходимым жильем.

Также автор жалобы ссылается на отсутствие необходимого финансирования для обеспечения жилым помещением сирот во внеочередном порядке. Указывает, что в настоящее время в список детей-сирот включено 791 человек, которые наравне с Кощеевой К.В. имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда, в виду чего предоставление истцу помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, представителей третьих лиц  Отдела опеки и попечительства МУ «Управление образования МО «Ульяновский район», Министерства здравоохранения, социального развития Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Кощеева К.В., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отец истицы умер в 2003 году, мать в 2004 году лишена родительских прав, а в 2006 году умерла.

Опекуном истицы после лишения матери родительских прав была назначена ее бабушка, у которой в Новосибирской области истица, находясь под опекой, проживала.

В это время за истицей оставалось закрепленным муниципальное жилое помещение по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Т***, ул. Ш***, ***, в приватизации которого в 2007 году она приняла участие. В итоге истица стала собственником *** доли указанной трехкомнатной квартиры общей площадью *** кв.м. В 2010 г. истица вернулась в Ульяновскую область, зарегистрировалась и вселилась в жилое помещение по указанному адресу, где и в настоящее время фактически проживает.

Сособственниками жилого помещения в равных долях (по ¼) являются бабка истицы, ее брат и ее сестра. Кроме того, в квартире зарегистрированы и проживают вместе с истицей двое ее малолетних детей.

Супруг истицы, который фактически проживает вместе с нею, зарегистрирован в муниципальном жилом помещении (трехкомнатная квартира общей площадью *** кв.м) по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Т***, ул. Ш***, ***, где кроме него зарегистрированы его сестра и  мать.

Учетная норма предоставления жилья в названном населенном пункте составляет 18 кв.м.

Таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого, проживающего в принадлежащем истице на праве общей долевой собственности жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

Решением от 22.11.2013  Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при органе опеки и попечительства Ульяновской области истица включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Кощеева К.В. не обеспечена жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Ульяновского  района Ульяновской области, действующего в интересах Кощеевой К.В.  подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                            Судьи: