Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью
Документ от 28.10.2014, опубликован на сайте 31.10.2014 под номером 48288, 2-я гражданская, О включении периодов прохождения военной службы, учебы и работы в специальный стаж и назначении досрочной льготной пенсии в связи с педагогической деятельностью, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Гафурова С.И.                                                        Дело №33-4306/2014 г.                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                 28 октября   2014 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В. и Чурбановой Е.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска на решение Ульяновского районного суда  Ульяновской области от 05 августа 2014 года, по которому постановлено:

Иск Молгачева А*** И*** удовлетворить частично.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области от 30.04.2014 года об отказе в назначении Молгачеву А.И. досрочной пенсии незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска включить в специальный стаж работы Молгачева А*** И***, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы по призыву с 12.11.1978 года по 16.10.1980 года, период учебы в К*** государственном педагогическом институте с 01.12.1980 года по 17.06.1985 года; период работы в должности ассистента кафедры физического воспитания У*** государственного педагогического института с 22.08.1988 года до 01.03.1989, года; период работы в должности инспектора З*** РОНО г. У*** с 01.03.1989 года  по 19.08.1991 года.

Обязать  Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска назначить Молгачеву А*** И***,  *** 1960 года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности  с 04 февраля  2014 года.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска области в пользу Молгачева А*** И*** расходы на оплату государственной пошлины в размере *** рублей.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истица Молгачева А.И. возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Молгачев А.И. обратился в суд с иском о включении периодов прохождения военной службы, учебы и работы в специальный стаж и  назначении досрочной трудовой  пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование своих требований указал, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30.04.2014 года было установлено наличие педагогического стажа 17 лет 1 месяц 11 дней, и было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием у него необходимого педагогического стажа. Включив в педагогический стаж периоды работы в школе и колледже, ответчик необоснованно не включил в педагогический стаж период военной службы по призыву, период учебы в К*** государственном педагогическом институте, период работы в должности ассистента кафедры физического воспитания У*** государственного педагогического института; период работы в должности инспектора З*** РОНО г. У*** .Поскольку в силу Постановления Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года указанные периоды подлежали включению в педагогический стаж, а также период работы в должности преподавателя У*** с 01.09.2013 года по 22.01.2014 года.

С учетом уточненных исковых требований, просил признать незаконным  решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска включить спорные периоды в специальный стаж  и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 04.02.2014 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Период военной службы с 12.11.1978 года по 16.10.1980 года не подлежит включению в специальный стаж. Истец в действительности проходил службу в Вооруженных Силах Союза СССР с 12 ноября 1978 года по 15 октября 1980года, а суд обязывает включить период военной службы по призыву с 12 ноября 1978 года по 16 октября 1980 года, т.е. буквально решение суда противоречит собранным доказательствам по делу. Указывает, что период с 01.12.1980 года по 30.09.1981 года обучения на подготовительных курсах отделения К*** государственного педагогического института, согласно п 3.3 Инструктивного письма от 30 июня 1986г. №1-63-И, не включается в стаж по специальности. Период работы в должности ассистента кафедры физического воспитания  с 22.08.1988г. до 01.03.1989г. и работы в должности инспектора З*** РОНО г. У*** с 01.03.1989г. по 19.08.1991г. не подлежат включению в специальный стаж в связи с отсутствием наименования указанных должностей в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463.

Дело рассмотрено в отсутствии ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.   

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно материалам дела, 04 февраля 2014 года истец обратился в Пенсионный Фонд РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30.04.2014 года №*** неоспариваемые периоды работы истца в школе и колледже зачтены в льготный стаж, который составил 17 лет 1 месяц и 11 дней. В назначении досрочной пенсии отказано в связи тем, что истцом не выработан требуемый специальный 25-летний стаж педагогической деятельности. При этом в педагогический стаж не включены оспариваемые истцом периоды, в т.ч. периоды  военной службы по призыву и учебы в высшем учебном заведении.

На основании Приказа отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области от 07.05.2014 года за №174, пенсионное обслуживание граждан, проживающих в селе Баратаевка, передано в Управление ПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска.

Определением суда в качестве соответчика привлечено Управление ПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска.

Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, обоснованно исходил из итого, что в спорные периоды службы по призыву, учебы истца, работы в должности ассистента кафедры физического воспитания педагогического института, работы в должности инспектора Засвияжского РОНО вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам регулировало Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривающее в качестве условия включения в стаж педагогической деятельности времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность; а так же включение в специальный стаж службы по призыву;  педагогической и  исследовательской работы в высших учебных заведениях; работы на  инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного, профессионального и профессионально-технического образования.

Время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, включалось в спецстаж, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

По смыслу данного пункта Положения для включения периода обучения в педагогический стаж оцениваются имевшие место до и после учебы периоды трудовой деятельности, то есть какой-либо работы.

Судом установлено, что до поступления на учебу в высшее учебное заведение - К*** государственный педагогический институт - истец проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР, а до этого работал учителем физической культуры С*** средней школы с 15.08.1978 по 10.11.1978 года. Таким образом, первым предшествовавшим учебе периодом трудовой деятельности является период работы истца в учреждении и должности, работа в которых засчитана пенсионным органом в его специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Иной трудовой деятельности между этими периодами у истца не имелось. Между работой учителем физической культуры средней школы и учебой в высшем учебном заведении имел место период службы в составе Вооруженных Сил СССР, который не может расцениваться в качестве трудовой деятельности.

После окончания учебы истец также работал директором средней школы, т.е. в учреждении и должности, работа в которых засчитана пенсионным органом в его специальный стаж.

В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что период обучения подлежит включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Однако нельзя согласиться с решением суда в части включения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода обучения истца на подготовительных курсах.

Согласно Инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г.№1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» время обучения на подготовительных курсах не включается в стаж по специальности, однако не является препятствием для зачета в стаж времени обучения в педагогическом учебном заведении.

Следовательно, решение суда  в части включения периода обучения истца на подготовительном отделении пединститута с 01.12.1980 по 31.07.1981 подлежит отмене, с вынесением в этой части нового решения об отказе во включении указанного периода.

Период работы в должности ассистента кафедры физического воспитания У*** государственного педагогического института с 22.08.1988 до 01.03.1989 года обоснованно включен в стаж для назначения пенсии, поскольку согласно разъяснению, содержащемуся в вышеуказанном Инструктивном письме, к числу должностей, занятие которых определяет исследовательский характер, могут быть отнесены должности научных работников всех наименований, в том числе ассистентов.

Должность инспектора РОНО также содержится в вышеуказанном Постановлении Совета Министров СССР.

Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты.

Учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также то, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (17 лет 1 месяц 11 дня), судебная коллегия считает, что независимо от того, выработал ли истец до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично, имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж вышеуказанных периодов и назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения за назначением данной пенсии, то есть с 4 февраля 2014 г. Истец на момент обращения имел необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности.

В части периода службы по призыву, судебная коллегия считает возможным уточнить данный период, указав правильно с 12 ноября 1978 года по 15 октября 1980 года.

В остальной части решение суда сторонами не оспаривается.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда  Ульяновской области от 05 августа 2014 года в части включения  периода обучения Молгачева А*** И***  на подготовительном отделении пединститута с 01.12.1980 по 31.07.1981 отменить, отказав  во включении указанного периода в стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Правильно указать в решении период службы Молгачева А*** И*** по призыву с 12 ноября 1978 года по 15 октября 1980 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: