Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии работнику железной дороги
Документ от 23.10.2014, опубликован на сайте 01.12.2014 под номером 48256, 2-я гражданская, о назначении пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Зобова Л.В.                                                                       Дело № 33-3659/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  23 октября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 27 июня 2014 года, по  которому постановлено:

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области  *** от 18 апреля 2014 года об отказе  в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Щербакову В*** А***.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области   включить в специальный трудовой стаж Щербакова В*** А***  периоды работы: с ***.1982 по ***2000 (17 лет 7 месяцев 4 дня - до даты регистрации в системе  обязательного  пенсионного страхования), с ***2000  по ***.2013 (13 лет 10 месяцев 14 дней - с даты регистрации в системе  обязательного  пенсионного страхования), с ***2014 по ***.2014.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Щербакову В*** А***  досрочную трудовую пенсию по старости с 17.01.2014.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска – Бурлак С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ОАО «Российские железные дороги» - Киреевой Т.М., полагавшей жалобу подлежащей удовлетворению, Щербакова В.А., его представителя – Щербакова М.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Щербаков В.А. обратился в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (далее – УПФ РФ в Железнодорожном районе) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,  назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что 17.01.2014 обратился к ответчику с заявлением  о назначении досрочной трудовой пенсии по старости п.п. 5 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако ему в этом было отказано из-за отсутствия необходимо специального стажа работы, в который не включен период его работы. Решением УПФ РФ в Железнодорожном районе в специальный стаж истца не включен период его работы с 14.07.1982 по настоящее время в качестве слесаря по ремонту подвижного состава на участке текущего отцепочного  ремонта  на станции «У***». Полагал отказ незаконным, так как станция «Ульяновск-Центральный», на которой он работал в вагонном депо, относится к станции первого класса магистральных железных дорог.  Просил  обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды работы в качестве слесаря по ремонту подвижного состава на участке текущего отцепочного  ремонта вагонного депо с ***.1982 по ***2000, с ***2000  по *** 2013, с ***.2014 по ***.2014 и  назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ***.2014.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что спорный период работы Щербакова В.А. не включен в специальный стаж, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие его занятость на работах с тяжелыми условиями труда, а именно: работах  в качестве слесаря подвижного состава, занятого на пунктах технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго класса магистральных железных дорог. Согласно записи в трудовой книжке истец работал  слесарем по ремонту подвижного состава в вагонном депо Ульяновск-Центральный, а после реорганизации в 2000 году – в участке текущего отцепочного ремонта эксплуатационного вагонного депо Круглое поле, являющихся самостоятельными структурными подразделением Куйбышевской железной дороги, и не включенными в состав станции «У***». В системе персонифицированного учета работодатель также не подтверждал его занятость в тяжелых условиях труда.  Суд не принял во внимание пояснение представителя работодателя, который указал, что степень интенсивности и опасности работы истца не соответствует тому, чтобы включить его должность и участок работы в Перечень должностей имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости - участок текущего отцепочного ремонта вагонов, где  работал истец, не входит в состав Пункта технического обслуживания вагонов, работники которого производят ремонтные работы непосредственно на магистральных путях. Схожесть должностных обязанностей слесарей по ремонту подвижного состава участка текущего отцепочного ремонта выгонов и слесарей по ремонту подвижного состава Пункта технического обслуживания вагонов не может являться достаточным обстоятельством, позволяющим сделать вывод о праве истца на досрочное назначение трудовой пенсии, так как  условия выполнения указанных должностных обязанностей различны – истец не выходит на магистральные пути и не выполняет работу на участке, где имеет место движение поездов. Судом также не учтено, что в 1999-2000 годах на железной дороге многие работники работали в режиме неполного рабочего времени, что было связано со снижением интенсивности движения на железной дороге.

В возражениях на апелляционную жалобу Щербаков В.А. просит оставить решение суда без изменения.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» поддерживает доводы жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, исследовав дополнительные доказательства по делу, принятые апелляционной инстанцией в установленном законом порядке, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что Щербаков В.А. ***.2014 обратился в УПФ РФ в Железнодорожном районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 5 п.1 ст. 27 Федерального закона  от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением ответчика Щербакову В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального трудового стажа, в который не включен период работы истца с ***.1982 по  настоящее время в качестве  слесаря по ремонту подвижного состава Вагонного депо Ульяновск, а впоследствии Вагонного депо Круглое Поле. В обоснование отказа указано, что истцом не представлено доказательств его занятости на пунктах  технического обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.

Полагая отказ незаконным, Щербаков В.А. обжаловал его в судебном порядке, просил включить спорный период работы в его специальный стаж и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

Принимая   решение об удовлетворении   заявленных      требований  Щербакова  В.А., суд первой инстанции указал, что работа истца в качестве слесаря по ремонту подвижного состава на участке отцепочного ремонта фактически является работой слесаря по ремонту вагонов пункта технического обслуживания станции У***, а затем станции Круглое Поле, отнесенных к категории 1 класса, в связи  с чем подлежит включению в его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7  Федерального закона  от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п. 5 п.1 ст. 27 Федерального закона  от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,  мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272 утвержден Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, среди которых указаны слесари по ремонту подвижного состава, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.

В данный Список включены «слесари по ремонту подвижного состава, а также осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог».

При этом в подп. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что Список от 24.04.1992 № 272 применяется в отношении работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Согласно материалам дела Щербаков В.А. в 1982 году был принят на работу слесарем подвижного состава  в цех ***, который входил в состав  Вагонного депо Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги (деле -  КЖД) Министерства путей сообщении, и являлся участком текущего отцепочного ремонта вагонов.

Вагонное депо располагалось на станции У***, однако депо и станция представляли собой самостоятельные структурные подразделения.

При  этом, наряду с указанным цехом (цехом текущего отцепочного ремонта) в составе Вагонного депо Ульяновск  имелся цех ***, который функционировал в качестве пункта технического обслуживания станции У***. В данном цехе также имелись слесари по ремонту подвижного состава, но они были заняты ремонтом подвижного состава непосредственно на магистральных путях станции.

Впоследствии имели место различного рода реорганизации Ульяновского отделения КЖД, в том числе изменение подчиненности Вагонного депо  Ульяновского отделения КЖД, в связи с чем истец  ***2005 был переведен слесарем по ремонту подвижного состава цеха текущего отцепочного ремонта вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое поле -  структурного подразделения представительства КЖД  Республики Татарстан – структурного подразделения КЖД – филиала ОАО Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»); ***.2010 –слесарем по ремонту подвижного состава цеха текущего отцепочного ремонта вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое поле – структурного подражделения КЖД – филиала ОАО «РЖД»; с ***.2011 – слесарем по ремонту подвижного состава цеха текущего отцепочного ремонта вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое поле – структурного подразделения Куйбышевской дирекции инфраструктурного подразделения КЖД – филиала ОАО «РЖД»; с ***.2012 – слесарем по ремонту подвижного состава цеха текущего отцепочного ремонта вагонов на станции Ульяновск эксплуатационного вагонного депо Круглое поле – структурного подразделения Куйбышевской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».

Однако фактически истец работал на одном и том же месте -  участке отцепочного ремонта и занимался ремонтом подвижного состава, не связанным с работой  непосредственно на магистральных путях железнодорожных станций.

Данное обстоятельство подтверждено письменными документами, представленными ответчиком, в том числе Уставами, Положениями, приказами о реорганизации  ОАО «Российские железные дороги», а также штатными расписаниями за оспариваемый период.

Так, согласно п. 2 раздела 1  Устава  Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации от 07.05.1993 в состав отделения дороги входили линейные предприятия, организации, учреждения, обособленные подразделения согласно прилагаемому перечню.

В перечне таких предприятий отделения от 21.10.1996 в качестве обособленных  подразделений, не имеющих статуса юридического лица, среди прочих указаны: «10-е  вагонное депо», «Железнодорожная станция Ульяновск-Центральный». При этом станция Ульяновск-Центральный  указана в перечне как местонахождение «10-го вагонного депо».

Впоследствии произошло переподчинение вагонного депо, оно было включено в состав вновь созданного  эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле.

В п. 8 Положении об эксплуатационном вагонном депо Круглое Поле от 12.07.2012 указано, что депо осуществляет как отцепочный, так и безотцепочный ремонт вагонов.

В штатных расписаниях ответчика за период с 2008 г. по 2013 г. в составе эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле были предусмотрены в качестве структурных подразделений  как «Участок (Пункт) текущего отцепочного ремонта вагонов на станции круглое Поле», так и «Пункт технического обслуживания вагонов на станции Круглое Поле».

С 01.10.2012 эксплуатационное вагонное депо Круглое Поле включено в состав Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».

Согласно штатному расписанию ответчика по состоянию на 01.01.2013  в Центральную дирекцию инфраструктуры, как филиала ОАО «РЖД», входят следующие структурные подразделения – «Пункт текущего отцепочного ремонта вагонов на станции круглое Поле» и «Пункт технического обслуживания вагонов на станции Круглое Поле»,  «Пункт технического обслуживания вагонов на станции Ульяновск-Центральный» и «Участок текущего отцепочного ремонта вагонов на станции Ульяновск».

Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о том, что слесари по ремонту подвижного состава  участка (пункта) текущего отцепочного ремонта и пункта технического обслуживания вагонов на станциях (Круглое Поле и Ульяновск-Центральный), имеют одинаковые должностные обязанности, связанные с ремонтом подвижного состава, но работают в разных условиях: слесари на участках (пунктах) текущего отцепочного ремонта не заняты на ремонтных работах на магистральных путях.

Из Перечней  рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, которые предоставлялись работодателем  в пенсионные органы в различные периоды времени (в частности, в 1999  г., 2008 г., 2013 г.), усматривается, что слесари по ремонту подвижного состава участка текущего отцепочного ремонта  никогда не включались ответчиком в число лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии. При этом слесари по ремонту подвижного состава пунктов технического осмотра подвижного состава на  железнодорожных станциях были отнесены работодателем  к таким лицам.

Сам Щербаков  В.А. не отрицал в судебном заседании, что он никогда не работал на ремонте вагонов непосредственно на магистральных путях, но полагал, что его работа и ее условия не отличаются от работы слесарей по ремонту вагонов на железнодорожных станциях.

Данные доводы истца не  могут быть приняты судебной коллегией.

Согласно действующему законодательству о льготном пенсионном обеспечении установление возможности досрочного назначения трудовой пенсии по старости для определенных категорий лиц направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой связано с повышенными физическими, психофизиологическими нагрузками.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, основанное на учете профиля выполняемой ими работы, возложено законодателем на Правительство Российской Федерации.

В Постановлении Правительства РФ от 24.04.1992 № 272 к таким лицам отнесены только слесари по ремонту подвижного состава, занятые на техническом обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог, поскольку напряженность и интенсивность их работы, происходящей непосредственно на магистральных путях железнодорожных станций, отличается от выполнения тех же работ в условиях участков (пунктов) отцепочного ремонта в вагонных депо.  

Ссылки истца и его представителя на карту аттестации рабочего места, перечни должностей, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, представляемые работодателем в Пенсионные органы, справку ответчика, в которой железнодорожная  станция Ульяновск-Центральный отнесена к 1 классу, а также предоставление истцу в период работы дополнительного отпуска, основанием для отнесения его к категории работников, указанных в Списке от 24.04.1992 № 272, и, как следствие, - назначения досрочной трудовой пенсии, не являются.  

Согласно  ч.12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2014)  аттестация рабочих мест по условиям труда должна проводиться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (действовавшим до 20.02.2014), согласно которому аттестация проводилась специально созданными работодателем аттестационными комиссиями, в состав которых подлежали включению представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

Представленная истцом карта аттестации рабочего места по условиям труда  слесаря по ремонту подвижного состава участка текущего отцепочного ремонта ст.Ульяновск-Центральный эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле от  06.04.2011 не подписана членами аттестационной         комиссии, не заверена работодателем, который проведение аттестации указанного рабочего места отрицает, в связи с чем не может свидетельствовать о работе истца в тяжелых условиях труда. Кроме того, тяжесть и напряженность труда слесарей на участке текущего отцепочного ремонта в указанной карте отнесены ко 2-му классу опасности, то есть определены как допустимые, а вредность установлена по иным показателям -  шуму и микроклимату.

Перечни профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за 2012 год, в которых слесари по ремонту подвижного состава участка текущего ремонта Круглое Поле указаны в качестве лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может быть принята в качестве доказательства, подтверждающего факт работы  истца в тяжелых условиях, поскольку в представленных копиях отсутствуют подписи  должностных лиц, а ответчик и УПФ РФ в Железнодорожном районе отрицают их представление работодателем в пенсионные органы.

Справка о работе истца и категории станции, выданная Щербакову В.А.  работодателем на основании решения суда, не является льготно-уточняющей, поскольку сведений о работе Щербакова В.А. в тяжелых условиях, а именно: непосредственном обслуживании подвижного состава на магистральных путях, она не содержит. То обстоятельство, что вагонное депо, в составе которого находился участок (затем пункт) текущего отцепочного ремонта, располагалось на станции Ульяновск-Центральный, относящейся к  категории внеклассной и 1-классамагистральных железных дорог,  на вывод об отсутствии у Щербакова В.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии не опровергает 

При таких обстоятельствах документы, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, не могут быть приняты в качестве достоверных доказательств его занятости на работах с тяжелыми условиями труда, дающими право на досочное назначение трудовой пенсии по старости.

С учетом изложенного решение  подлежит отмене, а исковые требования Щербакова В.А. – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия  

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 27 июня 2014 года отменить, постановить по делу новое решение.

В удовлетворении требований Щербакова Виктора Андреевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска о включении периодов в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.

 

Председательствующий 

Судьи: