Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма
Документ от 21.10.2014, опубликован на сайте 24.11.2014 под номером 48189, 2-я гражданская, о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                Дело №33-3744/2014 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               21 октября 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Бабойдо И.А., Костенко А.П.,

при секретаре Шайхутдиновой К.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 июня 2014 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Вавилиной А*** А*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Вавилиной А*** А*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в МО «город Сенгилей».

В удовлетворении требований к Правительству Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Маслюкова П.А., объяснения истицы Вавилиной А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области, действуя в интересах Вавилиной А.А., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением.

В обоснование данного иска указано, что Вавилина А.А., ***1991 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Действующим законодательством предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Вавилина А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, 18.07.2013 она включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Однако до настоящего времени жилое помещение данному лицу не предоставлено.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению Вавилиной А.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать ответчиков обеспечить истицу Вавилину А.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев заявленные прокурором требования, Ленинский районный суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие необходимого финансирования для обеспечения жилым помещением сирот во внеочередном порядке. Указывает, что в настоящее время в список детей-сирот включено около 1 000 человека, которые наравне с истцом имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда, в виду чего предоставление истцу помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что на основании решения Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 02.02.2005 родители истицы Вавилиной А.А. – Вавилин А.Л. и Вавилина О.Н. были лишены родительских прав.

Постановлением Главы Сенгилеевского района Ульяновской области от 07.10.2004 *** над Вавилиной А.А. была установлена опека и закреплено право на проживание на жилплощади по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. Елаур, ул. М***, общей площадью 62,12 кв.м. Данное жилое помещение является муниципальной собственностью.

Также в данной квартире зарегистрирована Вавилина О.Н., которая лишена родительских прав в отношении истицы Вавилиной А.А., и которая согласно материалов гражданского дела (характеристик) ведет аморальный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками,  собирает в квартире антиобщественный элемент и привела жилое помещение в непригодное для проживание состояние.

С 03.09.2007 по 26.06.2009 Вавилина А.А. обучалась в ОГКУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в г. Димитровграде» (ранее ГКОУ НПО «Специальное (коррекционное) профучилище-интернат в г. Димитровграде»), проживала в комнате в общежитии и находилась на полном гособеспечении.

Заключением межведомственной комиссии *** от 14.02.2013 жилое  помещение по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, с. Елаур, ул. М***, закрепленное за Вавилиной А.А. признано непригодным для постоянного проживания и не соответствующим санитарным нормам и правилам.

Как следует из акта обследования помещения от 19.06.2014 в вышеуказанной муниципальной квартире двери и окна имеются, но ветхие, в передней части стекла частично разбиты, отопление не функционирует из-за того, что система отопления была разобрана и распродана Вавилиной О.Н., стены повреждены из-за возгорания; электричество, канализация, водоснабжение в доме отсутствуют, хотя проектом предусмотрены; полы частично разобраны; в доме требуется капитальный ремонт.

Согласно сведениям УОГУП БТИ и Управления Россреестра по Ульяновской области Вавилина А.А. собственного жилья на территории Ульяновской области не имеет.

18.07.2013 истица Вавилина А.А. была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области в Сенгилеевском районе г. Сенгилей.

Указанные выше обстоятельства ответчиками не оспариваются, как и не оспаривается право истицы на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к правильному выводу об обоснованности требований прокурора.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Исходя из указанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования прокурора, обязав уполномоченный государственный орган на территории Ульяновской области по обеспечению специализированным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, предоставить истице Вавилиной А.А. жилье по договору найма специализированного жилого помещения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: