Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор суда отменен ввиду нарушений УПК РФ
Документ от 22.10.2014, опубликован на сайте 07.11.2014 под номером 48163, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 282 ч.1, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ОТМЕНЕН: с направлением дела НА НОВОЕ СУДЕБНОЕ разбирательство: по ДРУГИМ основаниям

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***

Дело № 22-2425/2014

                  

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е         П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    22 октября 2014 года

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кабанова В.А.,

при секретаре  Ермолаеве Д.С.,

с участием прокурора  Шушина О.С.,

осужденного Микеева Н.А.  и его защитника в лице адвоката Ахметзянова А.Р.,

переводчика Абутдиновой А.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании  материалы уголовного дела по апелляционной жалобе адвоката  Ахметзянова А.Р. в интересах осужденного Микеева Н.А и апелляционному представлению государственного обвинителя – помощника прокурора Засвияжского района г.Ульяновска  Петрова А.В.  на приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 11 сентября 2014 года, которым

 

МИКЕЕВ Н*** А***,

*** судимости не имеющий,

 

осужден ч. 1  ст. 282 УК РФ к  наказанию в виде обязательных работ на срок 300 часов.

Меру пресечения  в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении постановлено оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Постановлено взыскать с Микеева Н.А. в доход федерального бюджета РФ процессуальные  издержки в сумме 3850 рублей.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Заслушав  доклад  судьи Кабанова В.А.,  выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Микеев Н.А. признан виновным  в совершении действий, направленных на возбуждение ненависти  либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, отношения к религии, совершенных публично.

Преступление  им было совершено  в период времени с ***.03.2012 по ***.03.2013  при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

В  апелляционной жалобе адвокат  Ахметзянов А.Р. считает приговор суда  незаконным и необоснованным. Полагает, что  судом были приняты во внимание только доводы стороны обвинения,  и проигнорированы доводы стороны защиты. Считает, что под видом ОРМ  снятие информации         с  технических каналов связи   по делу было   проведено ОРМ - исследование предметов (документов).  При этом ОРМ - снятие информации с технических         каналов связи, затрагивает конституционное право гражданина на тайну сообщений,  а поэтому  проводится на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно­-розыскную деятельность, с обязательным получением судебного решения о проведении данного мероприятия в течение 48 часов, что по делу сделано не было. В связи с изложенным считает,  что протокол исследования предметов (документов), а также производные от него протоколы,  в силу ст. 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами. Просит приговор суда отменить и материалы  дела направить на новое рассмотрение.

В апелляционном представлении государственный обвинитель Петров А.В.  полагает, что приговор суда вынесен с  нарушением норм процессуального права, поскольку назначенное наказание  не  соответствует тяжести содеянного  и личности Микеева Н.А., является чрезмерно мягким, также суд не учел обстоятельства, указанные в статье 60 УК РФ. Кроме того, суд  недостаточно мотивировал размер наказания и  квалификацию преступления, не  опроверг все доводы стороны защиты. Просит приговор  суда отменить и вынести новый приговор.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

-  адвокат  Ахметзянов А.Р. и осужденный  Микеев Н.А.  доводы жалобы поддержали в полном объеме, указывая также на необоснованное размещение в сети Интернет информации о привлечении осужденного к уголовной ответственности;

- прокурор Шушин О.С.  возражал против удовлетворения доводов жалобы, указал на доказанность предъявленного обвинения, но просил решение суда отменить по доводам апелляционного  представления.

 

Проверив материалы дела, доводы апелляционных жалобы и представления, выслушав  выступления вышеуказанных лиц, суд апелляционной инстанции  находит  приговор суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей  297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным  и справедливым. Он признается  таковым, если постановлен в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ  и  основан  на  правильном  применении  уголовного закона.

Кроме того, обвинительный приговор по форме и содержанию должен соответствовать требованиям статей 302, 307 и  308 УПК РФ, в частности при  его постановлении  должны получить оценку все рассмотренные в судебном заседании доказательства, как подтверждающие выводы суда по вопросам, разрешаемым при постановлении приговора, так и противоречащие им. Также  в приговоре необходимо привести всесторонний анализ доказательств, на которых суд основывал свои выводы, а также указать, почему одни доказательства признаны им достоверными, а другие отвергнуты.

При этом  в описательно-мотивировочной части приговора должна быть дана оценка всем доводам, приведенным осужденным  в свою защиту,  а выводы суда относительно квалификации преступления должны быть мотивированы.

Вместе с тем указанные положения закона по настоящему делу судом первой инстанции в полном объеме не выполнены.

Так, показания осужденного  Микеева Н.А., данные им при рассмотрении дела,  и его доводы в  приговоре в полном объеме не приведены, в связи с чем не получили какой-либо оценки  доводы: о  недоказанности предъявленного  обвинения и авторства в приведенных текстах, фальсификации материалов дела, предъявления ему обвинения по пяти эпизодам преступлений, совершенных в «неустановленном месте», неприменения  по  части эпизодов  сроков давности уголовного преследования, размещения в Интернете  пяти текстов  на татарском языке, что, по его мнению, не могло причинить вред русскоязычному населению, что он не зарегистрирован в каких-либо социальных сетях. Также он обращал внимание на выводы психолого-лингвистических экспертиз от ***.03.2014 и ***.04.2014 о том, что в представленных материалах «отсутствуют побуждения   к действиям  в отношении какой-либо национальной, религиозной, социальной групп или отдельных лиц или её представителей»,  и что это  противоречит  сведениям на л.12 обвинительного заключения (заключению специалистов от ***.11.2013). Также  он указывал на  необъективность  показаний свидетеля И*** А.И., находящегося в преклонном возрасте, заинтересованность свидетелей  О*** А.Ю., М*** Е.Ф. и Д*** А.В., противоречивость  другим материалам дела  выводов экспертизы  по  системному блоку, проведенной экспертом Д*** В.Е. и др.

Также не получили какой-либо оценки в приговоре аналогичные доводы защитника осужденного  в прениях сторон в этой части, а также его доводы о нарушениях закона при проведении оперативно-розыскного мероприятия осмотр предметов (документов),  и соответственно законность использования их  и других производных от  данного ОРМ доказательств  виновности Микеева Н.А.

Кроме того, в нарушение вышеуказанных требований закона   суд первой инстанции вообще не привел в обжалуемом судебном решении и не дал какой-либо оценки исследованным  доказательствам, представленным  сторонами (т.*** л.д.***-заключение специалистов от ***11.2013.,  т.2 л.д.***-детализация соединений, т.*** л.д.***-ответ на запрос из ООО «*** № ***», л.д.***сведения о приобретении железнодорожных (авиа) билетов).

Приведенные в приговоре   иные  письменные доказательства, протоколы осмотров предметов (документов), заключения экспертиз не содержат ссылки на тома и листы дела, в связи с чем делают затруднительной проверку их содержания вышестоящим  судом.

В то же время, исходя из принципа гласности, провозглашения приговора в открытом судебном заседании, вызывает сомнение обоснованность дословного приведения в приговоре текста под заголовком «***.», содержащего по заключению экспертов высказывания, которые могут способствовать возбуждению ненависти либо вражды по признакам национальности и религиозной принадлежности.

Показания свидетелей защиты Х*** Г.К., М*** Н.А., М*** Н.А., С*** Т.А. также в приговоре не были приведены,  вместе с тем получили  частичную оценку суда.  При этом из их содержания следует, что свидетели давали показания и по иным обстоятельствам, которые также требовали надлежащей оценки.

Кроме того, в приговоре суд указал, что «сделал анализ изложенным  в нем доказательствам», однако фактически он его не содержит, поскольку перечислив  в приговоре многочисленные доказательства, суд не указал, какие именно обстоятельства они устанавливали или опровергали, а также не  дал им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности.

Таким образом, неприведение в приговоре суда всех показаний и доводов осужденного  Микеева Н.А. и  других лиц, отсутствие надлежащей оценки  и анализа всем представленным  доказательствам свидетельствует о нарушении судом при вынесении приговора принципов равноправия и  состязательности сторон, закрепленных в уголовно-процессуальном законодательстве.

Также не содержит приговор  и  мотивированных выводов по квалификации преступления,  предусмотренного ч.1 ст.282 УК РФ, в совершении которого был признан виновным Микеев Н.А., в том числе признака публичности, который оспаривался стороной защиты.

Кроме того, в силу взаимосвязанных положений статей 35, 45, 46, 48 и 56 (часть 3) Конституции РФ, а также основанных на них положений УПК РФ, включая статьи 131 и 132 УПК РФ, процессуальные издержки могут быть взысканы с осуждённого только по решению суда, порядок принятия которого должен гарантировать защиту его прав и соответствовать критериям справедливого судебного разбирательства.

Соответственно, вопрос о наличии оснований для освобождения лица от возмещения процессуальных издержек должен быть самостоятельным предметом судебного разбирательства, и осуждённому должна быть предоставлена возможность довести до суда свою позицию по поводу суммы взыскиваемых издержек и своего имущественного положения.

Вместе с тем, исходя из содержания протокола судебного заседания, вопрос о взыскании процессуальных издержек с осуждённого  вообще не обсуждался, как и  не исследовались документы, касающиеся принятия органом следствия решения о выплате адвокату процессуальных издержек, не выяснена  позиция  и самого осужденного по данному вопросу.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционного представления и жалобы о нарушении уголовно-процессуального закона при постановлении приговора заслуживают   внимания, а поэтому приговор суда не может быть признан соответствующим требованиям уголовно-процессуального закона.

Совокупность допущенных нарушений закона касается фундаментальных основ уголовно-процессуального законодательства, последствием которых являлась процессуальная недействительность самого судебного производства по данному уголовному делу, завершившаяся вынесением  обжалуемого приговора.

Таким образом, в  связи с нарушением судом при рассмотрении уголовного дела и вынесении приговора  в отношении Микеева Н.А. фундаментальных основ и принципов уголовного судопроизводства суд апелляционной инстанции  не имеет возможности устранить их самостоятельно, а потому  в силу части  1 статьи 389-22 УПК РФ приходит к выводу о том, что постановленный приговор подлежит отмене с  передачей дела на новое рассмотрение в тот же суд, но  в ином составе судей со стадии судебного разбирательства.

В ходе повторного рассмотрения дела суду необходимо всесторонне, полно, объективно и с учетом требований закона об осуществлении правосудия на основе состязательности и равноправия сторон исследовать все обстоятельства дела, дать надлежащую оценку всем представленным доказательствам и  доводам сторон,  после чего принять по делу законное и обоснованное решение.

Оснований к даче иной оценки доказательствам, послужившим основанием к постановлению обвинительного приговора, иным доводам жалобы и представления, в стадии апелляционного рассмотрения дела, с учетом требований части 4 статьи 389-19 УПК РФ, не усматривается.

В ходе предварительного расследования и рассмотрения уголовного дела по существу судом первой инстанции Микееву Н.А. была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Данная мера пресечения обеспечивала надлежащее поведение осуждённого и выполнение задач уголовного судопроизводства, Микеев Н.А.  её не нарушал,  а поэтому, в целях охраны прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и проведения судебного заседания в разумные сроки данную меру пресечения следует оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389-13, 389-20, 389-28 и 389-33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции  

 

П О С Т А Н О В И Л :

 

Приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 11 сентября 2014 года в отношении осужденного  Микеева Н*** А*** отменить, материалы уголовного дела передать на новое рассмотрение со стадии судебного разбирательства в тот же суд, но в ином составе.

Меру пресечения   Микееву Н.А.  - подписку о невыезде и надлежащем поведении, оставить без изменения.

Апелляционное постановление может быть обжаловано в течение одного года со дня оглашения в кассационную инстанцию Ульяновского областного  суда в порядке, установленном главой 47-1 УПК РФ.

 

Председательствующий                                                                             В.А.Кабанов