Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности по предоставлению жилого помещения
Документ от 14.10.2014, опубликован на сайте 05.11.2014 под номером 48157, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                             Дело № 33-4130/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    14 октября 2014 г.                                                                      

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Кинчаровой О.Е. и Казаковой М.В.,

при секретаре Лавренко Ю.Ю.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 августа 2014 года, которым постановлено:

 

Исковые требования   прокурора   Мелекесского района  Ульяновской области  в   интересах  Митрофанкиной Е*** Л*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать    незаконным    бездействие    Министерства   строительства, жилищно-коммунального   комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Митрофанкиной Е*** Л*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса  и транспорта   Ульяновской   области   обеспечить Митрофанкину Е*** Л***      жилым      помещением      по      договору найма специализированного   жилого   помещения   в   муниципальном   образовании   «Мелекесский район» Ульяновской области.

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в интересах Митрофанкиной Е*** Л*** к отделу опеки администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Николаевой Н.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области, действуя в интересах Митрофанкиной Е.Л., обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, отделу образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении Митрофанкиной Е.Л. жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения и возложении обязанности по   её обеспечению жилым помещением по договору  найма специализированного жилого помещения на территории р.п. Новая Майна Мелекесского района.

В обоснование исковых требований указал, что  прокуратурой  была проведена проверка по обращению Митрофанкиной Е.Л. о нарушении законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Митрофанкина Е.Л.,   относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Её мать М*** М.А. решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 января 2006 года  лишена родительских прав; отец М*** Л.Н. лишен родительских прав решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 1 августа 2005 года. Решением Координационного совета по защите прав несовершеннолетних от 18 июля 2013 года Митрофанкина Е.Л. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.  Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Митрофанкина Е.Л. не обеспечена жилым помещением по причине отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир.

В соответствии с протоколами проведения итогов открытых аукционов в электронной форме Министерство заключило государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, на территории Ульяновской области в р.п. Новая Майна Мелекесского района. В 2013 году всего приобретено 3 квартиры. Срок сдачи в эксплуатацию указанных квартир в р.п. Новая Майна Мелекесского района 30 сентября 2014 г. В течение 2014 года Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для этой категории граждан.

Митрофанкина Е.Л. включена 18 июля 2013 года в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  соответственно, предоставление ей первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма незаконно, поскольку нарушает права других детей-сирот, включенных в указанный список ранее.

Митрофанкина Е.Л., представители отдела опеки и попечительства администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области, Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Мелекесского района Ульяновской области, действующего в интересах Митрофанкиной Е.Л, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно материалам дела, Митрофанкина Е.Л., *** 1993 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Решением Мелекесского районного суда от 1 августа 2005 года отец М*** Л.Н. был лишен родительских прав в отношении Митрофанкиной Е.Л. Её мать М*** М.А.  была лишена родительских права в отношении неё решением Мелекесского районного суда от 18 января 2006 года.

Митрофанкина Е.Л.  была зачислена на полное государственное обеспечение в К*** *** школу-интернат для детей *********.

Постановлением Главы администрации Мелекесского района от 21 июля 2004 года № 394 за Митрофанкиной Е.Л. закреплено жилое помещение по адресу: М*** район, с. С*** ***, ул. 3-го И***, д.*** (ныне ***).

Постановлением администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» от 16 декабря 2011 года № 95/1 на основании заключения комиссии  по оценке жилых помещений на территории муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» от 16 декабря 2011 года указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания.

Постановлением администрации МО «Мелекесский район» от 12 марта 2012 года № 239 Митрофанкина Е.Л. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,  подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Митрофанкина Е.Л. жилым помещением не обеспечена.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе, не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что Митрофанкина Е.Л., не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 августа 2014 года, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи