Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения о снятии с очереди на получение жилья
Документ от 14.10.2014, опубликован на сайте 31.10.2014 под номером 48087, 2-я гражданская, о незаконности снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и о признании права на получение единовременной социальной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Буделеев В.Г.                                                                    Дело № 33-3538/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 14 октября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей   Казаковой М.В., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Криворотова С*** Н*** на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 03 июля 2014 года, по  которому постановлено:

 

Иск Криворотова С*** Н*** к ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области, ФКУ ИК-4 УФСИН Ульяновской области о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий,  обязании восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании осуществить действия, направленные на принятие решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и или строительства жилого помещения, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад  судьи Казаковой М.В., пояснения Криворотова С.Н., его представителя – Захарова А.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ ИК-4 УФСИН Ульяновской области – Одушкина В.П.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Криворотов С.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее - УФСИН России по Ульяновской области) о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий,  восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлении действий, направленных на принятие решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование иска указал, что с ***.1978 по ***1994 проходил службу в УФСИН России по Ульяновской области. ***.1994 его семья с составом 3 человека была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.  ***1994 он был уволен из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области в  связи с достижением выслуги срока службы, дающей право на пенсию. В настоящее время его семья состоит из одного человека. ***.2013 он обратился в УФСИН России по Ульяновской области по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.  Сообщением УФСИН России по Ульяновской области от ***.2013 ему предложили представить в жилищно-бытовую комиссию документы, которые он представил в декабре 2013. Однако ***.2014 ответчик известил его о том, что ***.2009 состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии при ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, решением которой он был снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное решение считал незаконным, просил обязать ответчика восстановить его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществить действия, направленные на принятие решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе, принять документы, провести их проверку и направить в ФСИН России для решения вопроса о получении единовременной  социальной выплаты.

Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены -  Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) и Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН по Ульяновской области).

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Криворотов С.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд не принял во внимание тот факт, что в 1994 году жилищная комиссия посчитала представленные им документы достаточными для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении  в списки на улучшение жилищных условий. Ответчик не представил доказательств факта вручения уведомлений о необходимости направления документов, подтверждающих  его право на улучшение жилищных условий документов.  Суд не учел, что статья 56 Жилищного кодекса РФ не предусматривает такого основания для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, как непредставление документов для подтверждения своего права на получение жилья. О состоявшемся решении о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он также не был извещен  ответчиком. 

В судебном заседании Криворотов С.Н., его представитель – Захаров А.П.   доводы апелляционной жалобы  поддержали. 

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-4 УФСИН Ульяновской области – Одушкина В.П.просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Криворотов С.Н. с ***.1978 проходил службу в ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области» (ФКУ ИК-4), ***1994 уволен по п. «в» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).

Решением жилищно-бытовой комиссии по месту службы от ***.1994          Криворотов С.Н. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со составом семьи 3 человека (он, жена, сын), так как проживал в однокомнатной квартире по адресу: г. Ульяновск, ул. А*** жилой площадью 19,6 кв.м.

***.2009 решением той же комиссии Криворотов С.Н. снят с учета, поскольку не представлял документы, подтверждающие его нуждаемость в улучшении жилищных условий с 1993 года по 2009 год.

Полагая решение о снятии с учета незаконным, Криворотов С.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для  удовлетворения требований  Криворотова С.Н., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (статья 4).

Согласно ч. 6 ст. 4 вышеуказанного Закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Указанный Федеральный закон введен в действие с 01.01.2012.

Действующий в редакции от 21.07.1993 Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривал обеспечение жилой площадью сотрудников уголовно-исполнительной системы, не имеющих жилья (ст. 35). В отношении  сотрудников, имеющих жилье, но нуждающихся в улучшении жилищных условий, применению подлежали общие  нормы жилищного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия истца на учет в 1994 году, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В силу ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1,3-6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 12 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» устанавливалось, что для принятия на учет гражданином подается заявление.

В пункте 19 того же Постановления предусматривалось, что ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводили перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверялись жилищные условия очередников.

Аналогичные  положения содержались  в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденных решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профсоюзов от 01.04.1988 № 148; Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденных постановлением Главы администрации Ульяновской области от 29.04.1994 № 91; Временных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утвержденных Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 26.12.1996 № 15/154.

Статьей 4 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» также предусмотрена обязанность граждан, находящихся на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ежегодно в срок до 1 апреля проходить перерегистрацию, информируя соответствующую жилищно-бытовую комиссию о произошедших изменениях в ранее предоставленных сведениях. С получением указанных сведений у жилищно-бытовой комиссии возникает обязанность по проведению проверки обоснованности нахождения гражданина на учете.

Судом установлено, что после постановки на учет  Криворотов С.Н. в период с 1994 года до 2013 года, то есть около 20 лет,  не предоставлял в организацию, где он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, данные о составе своей семьи, наличии у членов семьи в пользовании или в собственности жилых помещений, то есть никаким образом не проявлял заинтересованность в улучшении жилищных условий, не выполнял обязанность по ежегодному информированию о любых изменениях, способных повлиять на право состоять в данной очереди, в том числе, о совершении им действий, связанных с улучшением или ухудшением жилищно-бытовых условий, несмотря на направляемые в его адрес ФКУ ИК-4 УФСИН по Ульяновской области уведомления.

При этом ***.2004 сын истца вступил в брак, ***2008 у истца родилась внучка Криворотова К.Ю., сноха и внучка Криворотова С.Н. были зарегистрированы в его квартире ***2006 и ***2009 соответственно. Кроме того, в период брака на имя супруги истца была приобретена квартира. Об указанных изменениях состава семьи и жилищных условий истец ответчику не сообщал, что лишило последнего возможности проверить нуждаемость истца в улучшении жилищных условий в  установленном законом порядке.

С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии  оснований  для восстановления Криворотова С.Н. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Доводы, приведенные Криворотовым С.Н. в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

В частности, ссылки на отсутствие в жилищном законодательстве такого основания для снятия с учета, как непредставление  документов для подтверждения права на получение жилья, правильность выводов суда не опровергают, поскольку  в силу вышеуказанных норм действующего законодательства постановка на учет носит заявительный характер и возможна при представлении необходимых документов, проверка которых должна ежегодно осуществляться уполномоченными органами с целью перерегистрации (формирования списка нуждающихся) граждан, состоящих на учете. Такую перерегистрацию истец ни разу не проходил в течение 20 лет, то есть свою нуждаемость в жилье не подтверждал, в силу чего при очередной перерегистрации обоснованно не включен в списки  граждан, нуждающихся в улучшении  жилищных условий.

Доводы о неполучении уведомлений о необходимости представления документов, а также решения от 2009 года о снятии с учета, основанием  к отмене решения суда не являются, так как указанные извещения направлялись истцу по месту его регистрации, что подтверждено документами ответчика об отправке почтовой корреспонденции.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 03 июля 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Криворотова С*** Н***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи: