Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в выплате страхового возмещения
Документ от 07.10.2014, опубликован на сайте 31.10.2014 под номером 47981, 2-я гражданская, о взыскании страхового возмещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                                      Дело № 33-4033/2014                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               07 октября 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Агаева А*** М*** – Федосеева Д*** А*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 июля 2014 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Агаева А*** М*** к обществу с ограниченной ответственностью страховая компания «ВТБ Страхование» о взыскании страхового возмещения отказать полностью.

Взыскать с Агаева А*** М*** в пользу автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы» оплату судебной экспертизы в сумме *** (*** рублей *** копеек.

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Агаев А.М. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к ООО страховая компания «ВТБ Страхование» о взыскании стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, штрафа, судебных расходов. В обоснование иска указал, что ему принадлежит автомобиль марки М*** S 600,!% государственный регистрационный знак ***. 21 марта 2014 года в *** часа *** минут в г. Ульяновске на проспекте Н*** произошло дорожно-транспортное происшествие по вине водителя автомашины марки В***, государственный регистрационный знак ***, Андреева И.Н., который при выезде со второстепенной дорогу не уступил ему дорогу. Гражданская ответственность виновного водителя застрахована у ответчика по договору ОСАГО, а также по договору добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 24 марта 2014 года он обратился к представителю ответчика в г. Ульяновске с заявлением о страховой выплате, предоставил автомашину на осмотр. Однако ответчик страховое возмещение не выплатил. С учетом уточнения исковых требований  просил взыскать с ответчика в счет стоимости восстановительного ремонта автомобиля *** рублей, расходы по составлению искового заявления *** рублей, на оплату услуг представителя – *** рублей, штраф.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Андреева И.Н., Салюкову О.А., Алиева Р.В. ООО «Росгосстрах», и рассмотрев заявленные требования, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Агаева А.М. – Федосеев Д.А., не соглашается с решением суда, просит его отменить, как постановленное с нарушением материального и процессуального права. Указывает, что при рассмотрении спора по существу, ответчик был освобожден от бремени доказывания своей позиции, не оспариваемый им страховой случай был полностью отвергнут судом. Проведенная в рамках дела судебная экспертиза подтвердила возможность образования заявленных истцом повреждений, изменилась лишь только сумма ущерба. Истец был ограничен в праве предоставления доказательств. При этом, ссылаясь на нормы действующего законодательства об обязательствах и страховании, утверждает, что истец не обязан доказывать ничего, кроме факта причинения вреда его имуществу, поскольку договоры страхования не создают для потерпевшей стороны иных обязанностей. Обращает внимание, что истец исполнил обязанности в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а ответчик признал событие страховым случаем и произвел выплату в размере *** рублей.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Агаева А.М., его представителя Федосеева Д.А., представителя ответчика ООО «ВТБ Страхование», третьих лиц Андреева И.Н., Салюковой О.А., Алиева Р.В., представителя привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ООО «Росгосстрах», извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Материалами дела установлено, что Агаев А.М. является собственником автомобиля марки М*** государственный регистрационный знак ***, который он приобрел по договору купли-продажи 07 марта 2014 года. Гражданская ответственность самого истца как владельца указанного транспортного средства застрахована в ООО «Росгосстрах» в Республике Башкортостан на срок с 07 марта 2014 года по 06 июня 2014 года. Данный договор заключен истцом в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством.

Собственником автомобиля марки В***, государственный регистрационный знак ***, является Салюкова О.А. Гражданская ответственность владельца данного автомобиля застрахована в ООО СК «ВТБ Страхование».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязан возместить вред, причиненный потерпевшим в результате эксплуатации транспортного средства страхователя.

Законом РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлено, что страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Из приведенных норм в их взаимной связи следует, что при предъявлении требования о выплате факт страхового случая подлежит доказыванию, и бремя доказывания этого факта лежит на лице, предъявившем требование.

Заявляя требование к ООО СК «ВТБ Страхование» о взыскании страховой выплаты по договору страхования гражданской ответственности, истец сослался на то, что в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшем место 21 марта 2014 года в *** часа *** минут по вине водителя Андреева И.Н., принадлежащему ему автомобилю марки М***, были причинены механические повреждения. Данные повреждения были зафиксированы в акте осмотра от 27 марта 2014 года специалистом ООО «Картал», куда обратился истец для оценки ущерба через несколько дней после заявленного дорожно-транспортного происшествия.

Для разрешения вопроса о возможности получения транспортным средством истца повреждений при конкретных обстоятельствах необходимы специальные познания, в связи с чем судом в соответствии со ст. 79 ГПК РФ по делу была назначена автотехническая экспертиза.

Определением суда о назначении экспертизы на истца была возложена обязанность представить эксперту на осмотр транспортное средство марки М***, а также поврежденные детали указанного автомобиля, замененные в процессе ремонта. Аналогичная обязанность была возложена судом на второго участника дорожно-транспортного происшествия – водителя Андреева И.Н., но только в отношении автомобиля марки В*** и замененных на нем деталей.

Как следует из заключения эксперта, на осмотр эксперту были представлены лишь поврежденные детали автомобиля марки  М*** (передняя правая дверь, молдинг передней правой двери). Ни одно из указанных выше транспортных средств на осмотр эксперту представлено не было.

Заключение эксперта АНО «НИИ судебной экспертизы» не носит характер категоричного, а лишь не исключает возможность образования повреждений автомобиля марки М*** заявленных в актах осмотра от 27 марта 2014 года ООО «Картал» и от 26 марта 2014 года, в результате дорожно-транспортного происшествия от 21 марта 2014 года, поскольку для сопоставления повреждений отсутствуют фотоиллюстрации автомобиля марки В*** в не восстановленном после дорожно-транспортного происшествия виде.

 

При таких обстоятельствах ссылки в апелляционной жалобе на ненадлежащую оценку экспертного заключения, подтверждающего возможность образования заявленных истцом повреждений в результате дорожно-транспортного происшествия от 21 марта 2014 года, не могут быть приняты во внимание.

Заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 ГПК РФ). Кроме того, по настоящему делу заключение эксперта, как правильно отметил суд первой инстанции, носит вероятностный характер.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства, а также позицию стороны истца, фактически уклонившейся от участия в судебной экспертизе, обоснованно пришел к выводу об отсутствии по делу достаточной совокупности доказательств, которые в своей взаимосвязи подтверждали бы факт наступления страхового случая и причинения истцу убытков при обстоятельствах, им указанных.

Из материалов дела, протокола судебного заседания следует, что суд создал участникам процесса условия состязательности, верно определив те обстоятельства, которые имеют значение для дела, и какой стороне надлежит их доказывать. Часть 2 статьи 56 ГПК РФ предоставляет суду право выносить на обсуждение даже те обстоятельства, на которые стороны не ссылаются. Таким образом, доводы апелляционной жалобы о нарушении судом принципа состязательности, несостоятельны.

Взаимосвязанные положения статей 12 и 56 ГПК Российской Федерации приняты во исполнение положений статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации и не могут рассматриваться как нарушающие права истца, перечисленные в жалобе.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик признал страховой случай и произвел выплату в размере *** рублей, противоречат материалам дела, такие данные в деле отсутствуют. Напротив, из материалов дела видно, что представитель истца уточнил исковые требования ровно до той суммы, в которую определила возможный ущерб истца судебная экспертиза. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Агаева А*** М*** – Федосеева Д*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: