Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилого помещения
Документ от 14.10.2014, опубликован на сайте 24.11.2014 под номером 47950, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Кириченко В.В..                                                                Дело №33-3682/2014 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               14 октября 2014 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Казаковой М.В., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Колчиной М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 апреля 2014 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах Дозорец Т*** Г***, к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, выразившееся в непредоставлении своевременно Дозорец Т*** Г*** благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Дозорец Т*** Г*** в городе Ульяновске благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения.

В удовлетворении иска прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах Дозорец Т*** Г***, к Правительству Ульяновской области - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Маслюкова П.А., объяснения истицы Дозорец Т.Г. и заключение прокурора Когановой Е.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действуя в интересах Дозорец Т.Г., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением.

В обоснование данного иска указано, что Дозорец Т.Г., ***1994 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Действующим законодательством предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дозорец Т.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в  06.03.2013 в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Однако до настоящего времени жилое помещение данному лицу не предоставлено.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению Дозорец Т.Г. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать ответчиков обеспечить Дозорец Т.Г. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев заявленные прокурором требования, Ленинский районный суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие необходимого финансирования для обеспечения жилым помещением сирот во внеочередном порядке. Указывает, что в настоящее время в список детей-сирот включено около 791 человека, которые наравне с истцом имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого фонда, в виду чего предоставление истцу помещения в первоочередном порядке приведет к нарушению их прав.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Дозорец Т.Г., ***1994 г.р., относится к числу лиц, на которых распространяется действие изложенных выше норм законодательства о гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать умерла в 2009 году, а отец лишен в отношении нее родительских прав в 2011 году.

В 2011 года истица Дозорец Т.Г. была поставлена органом опеки и попечительства на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащее обеспечению жилым помещением.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при органе опеки и попечительства Ульяновской области от 06.03.2013 истица включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Объективно установлено, что за истицей не были закреплены жилые помещения, в собственности либо на праве социального найма она жилья не имеет. В настоящее время истица зарегистрирована по месту пребывания (срок регистрации с 13.09.13 по 01.07.14) в общежитии по адресу: г. Ульяновск, ул. В***, предоставленном ей по месту учебы. Она является студенткой 2-го курса факультета э*** Ульяновского государственного университета (очная форма обучения, бюджетная основа), срок обучения с 01.09.2012 по 10.06.2016.

Указанные выше обстоятельства ответчиками не оспариваются, как и не оспаривается право истицы на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к правильному выводу об обоснованности требований прокурора.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Исходя из указанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования прокурора, обязав уполномоченный государственный орган на территории Ульяновской области по обеспечению специализированным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, предоставить истице Дозорец Т.Г. жилье по договору найма специализированного жилого помещения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: