Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возмещении ущерба, причиненного почвам
Документ от 07.10.2014, опубликован на сайте 07.11.2014 под номером 47928, 2-я гражданская, о возложении обязанности возместить вред, причиненный почвам, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Янина И.В.                                                               Дело № 33 – 3318/2014 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               07 октября 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Логинова Д.А. и Федоровой Л.Г.,

при секретаре Лавренко Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 26 июня 2014 года, которым постановлено:

 

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области возместить вред, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды, несанкционированным размещением отходов на территории МО «Николаевский район» Ульяновской области в ***-х километрах южнее поворота с ФАД М-5 «Урал» на с. Баевка, в *** метрах восточнее автомобильной дороги «р.п.Николаевка- с.Баевка», в *** метрах севернее дома №*** по ул.*** в с.Баевка Николаевского района Ульяновской области, путем разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счет средств муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области в течение 6 месяцев с момента вступления в силу  решения суда.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А. по делу, пояснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области Алкаревой К.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области обратилось в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области о возложении обязанности возместить вред, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды, несанкционированным размещением отходов на территории МО «Николаевский район» Ульяновской области.

В обоснование иска указано, что установлен факт причинения вреда почвам вследствие несоблюдения ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления при несанкционированном размещении отходов на земельном участке  общей площадью 15 159 кв.м. в ***-х километрах южнее поворота с ФАД М-5 «Урал» на с.Баевка, в *** метрах восточнее автомобильной дороги «р.п.Николаевка-с.Баевка», в *** метрах севернее дома №*** по ул.*** в с.Баевка Николаевского района Ульяновской области, в связи с чем ответчик привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

Размер вреда составил *** рублей, в добровольном порядке вред не возмещен.

Поскольку в случае возмещения ущерба заявитель заплатит сам себе, истец полагал необходимым обязать ответчика разработать проект восстановительных работ и на основании него восстановить нарушенное состояние окружающей среды в течение 6 месяцев с момента вступления в силу судебного акта по данному делу.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе исполняющий обязанности главы администрации МО «Николаевский район» Кузин С.А., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что вина администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области в причинении вреда почвам отсутствует.

К полномочиям администрации, в том числе, отнесены полномочия по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом администрация осуществляет именно организацию мероприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, а не саму утилизацию и переработку отходов, т.е. не осуществляет деятельность по обращению с отходами. Администрация не наделена полномочиями и не осуществляет деятельность по обращению с отходами, не осуществляет сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Ссылка в решении суда на факт привлечения администрации к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ не является доказательством факта причинения вреда почвам, так как в ходе рассмотрения жалобы в порядке надзора производство по делу было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представленные фотоматериалы также не могут быть признаны доказательством вины, так как данные фотоматериалы не позволяют  определить масштаб свалки на момент рассмотрения дела в суде.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу положений ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании решения Николаевского районного Совета народных депутатов Ульяновской области от 15.04.1981 №147 «Об утверждении места под мусоросвалку», Постановления Главы администрации Николаевского района Ульяновской области от 19.03.1996  №63 «О предоставлении земель под мусоросвалку», акта выбора земельного участка от 30.03.2011 и постановления администрации МО «Николаевский район» от 05.04.2011 № 251 «Об утверждении акта выбора земельного участка под размещение твердых бытовых отходов (ТБО) в *** метрах на север от села Баевка», для сбора и хранения отходов ТБО был выделен земельный участок по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, в *** метрах на север от с.Баевка. 

Пунктом 2 постановления администрации МО «Николаевский район» от 05.04.2011 №251 администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области рекомендовано подготовить и утвердить генеральный план размещения полигона ТБО, приступить к строительным работам по размещению после утверждения проектной документации и получения разрешения на производство строительных работ.

Из акта рейдового мероприятия от 30.10.2013, составленного государственным инспектором РФ по Ульяновской области по охране природы Бородихиной О.В., усматривается, что в границах МО «Николаевский  район» Ульяновской области (в 2-х километрах южнее поворота с ФАД М-5 «Урал» на с. Баевка, в *** метрах восточнее автомобильной дороги «р.п.Николаевка-с.Баевка», в *** метрах севернее дома №*** по ул.Ульянова в с.Баевка Николаевского района Ульяновской области) обнаружен участок несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и строительного мусора. Отходы расположены на 21 участке мест захламления отходами. Общая площадь размещения твердых бытовых отходов и строительного мусора  на этом участке составляет около ***  кв.м.

Согласно экспертного заключения №*** от 15.01.2014, составленного ФБУ филиал «ЦЛАТИ по Ульяновской области», размер вреда, причиненного почве в результате несанкционированного размещения строительных отходов на земельном участке в 2-х километрах южнее поворота с ФАД М-5 «Урал» на с.Баевка, в *** метрах восточнее автомобильной дороги «р.п.Николаевка-с.Баевка», в *** метрах севернее дома №*** по ул.*** в с.Баевка Николаевского района Ульяновской области, составил *** руб.

Из схемы отбора пробы почвы для проведения экспертизы, приложенной к акту отбора проб от 30.10.2013 №*** ФБУ филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» следует, что пробы отбирались на месте несанкционированного размещения ТБО и строительного мусора, в ***-х километрах южнее поворота с ФАД М-5 «Урал» на с.Баевка, в *** метрах восточнее автомобильной дороги «р.п.Николаевка-с.Баевка», в *** метрах севернее дома №*** по ул.*** в с.Баевка Николаевского района Ульяновской области.

Факт несанкционированного размещения отходов и наличие несанкционированной свалки подтверждается и представленными в дело письменными доказательствами и фотоматериалами.

Представителем ответчика данный факт также не отрицался.

Как следует из протоколов результатов биотестирования №*** от 05.11.2013 и №*** от 05.11.2013, отобранные 30.10.2013 пробы твердых бытовых отходов и строительного мусора имеют IV класс опасности для окружающей среды.

Как указано в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из ч. 1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных, экологических систем и здоровья человека.

Согласно  ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.9, 14 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичные положения закреплены и в ст.13 Устава МО «Николаевский район» Ульяновской области.

В соответствии с ч.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Как следует из ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложены обязанности проводить мероприятия, в том числе, по рекультивации нарушенных земель, восстановлению и сохранению плодородия почв.

Согласно ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Согласно п.5 Приказа Минприроды РФ №525, Роскомзема №67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Установив, что несанкционированная свалка образовалась по причине ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и также организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность возместить вред, причиненный почвам, путем разработки проекта восстановительных работ и восстановления нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ за счет средств МО «Николаевский район».

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, основаны на объективной оценке собранных по делу доказательств в их совокупности. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ в отношении администрации МО «Николаевский район» правовым основанием для освобождения ответчика от ответственности по возмещению вреда, причиненного почвам, не является.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация МО «Николаевский район» не осуществляет деятельность по непосредственному обращению с отходами, основанием для отмены постановленного по делу решения служить не могут.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что администрация МО «Николаевский район» не предприняла необходимых мер по  организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Земельный участок, предназначенный под размещение ТБО в *** метрах на север от села Баевка, акт выбора которого утвержден постановлением администрации МО «Николаевский район» от 05.04.2011 № 251, снят с кадастрового учета, поскольку постановка на указанный учет носила временный характер. Полигон ТБО создан не был.

Доказательств того, что администрацией МО «Николаевский район» были предприняты необходимые и достаточные меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, в материалы дела не предоставлено.

Вместе с тем, стороной истца в ходе судебного разбирательства доказано наличие несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и строительного мусора в ***-х километрах южнее поворота с ФАД М-5 «Урал» на с.Баевка, в *** метрах восточнее автомобильной дороги «р.п.Николаевка-с.Баевка», в   *** метрах севернее дома №*** по ул.*** в с.Баевка Николаевского района Ульяновской области, общей площадью около ***  кв.м.

Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат правовых оснований к отмене решения суда.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 26 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи