Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставление жилья ребенку-сироте
Документ от 14.10.2014, опубликован на сайте 31.10.2014 под номером 47898, 2-я гражданская, о понуждении обеспечить жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Пулькина Н.А.                                                                       Дело № 33-4002/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  14 октября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей   Казаковой М.В., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Лавренко Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 августа 2014 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования   прокурора   Мелекесского района  Ульяновской области  в   интересах  Митрофанкиной Л*** Л*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать    незаконным    бездействие    Министерства   строительства, жилищно-коммунального   комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Митрофанкину Л*** Л*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса  и транспорта   Ульяновской   области   обеспечить Митрофанкину Л*** Л***      жилым      помещением      по      договору найма специализированного   жилого   помещения   в   муниципальном   образовании   «Мелекесский район» Ульяновской области.

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в интересах Митрофанкиной Л*** Л*** к отделу опеки образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В.,  мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законны и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Митрофанкиной Л.Л. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области, отделу опеки образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области  об обеспечении специализированным благоустроенным жилым помещением. В обоснование иска указал, что прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Митрофанкина Л.Л., ***1991 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей:  её  мать Митрофанкина М.А. и отец Митрофанкин Л.Н. лишены родительских прав на основании решений суда. Постановлением Главы администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области Митрофанкина Л.Л. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Митрофанкиной Л.Л. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Митрофанкину Л.Л. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в в   муниципальном   образовании   «Мелекесский район» Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Митрофанкина Л.Л. не обеспечена жильем по причине отсутствия специализированного государственного жилого фонда в Ульяновской области. В 2013 году неоднократно объявлялись торги на приобретение жилых помещений в собственность Ульяновской области, но от застройщиков не было подано заявок, вследствие чего торги признаны несостоявшимися.  В настоящее время объявлены торги на приобретение 82 однокомнатных квартир. Митрофанкина Л.Л. принята на учет с целью предоставления специализированного жилья, в Списки включено более 1000 человек, обеспечение истицы в первоочередном порядке является незаконным. 

Дело рассмотрено в отсутствии Митрофанкиной Л.Л., Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, отдела опеки образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Митрофанкина Л.Л., ***1991 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: её мать Митрофанкина М.А. решением Мелекесского районного суда от ***2006 лишена родительских прав; отец Митрофанкин Л.Н. лишен родительских прав решением Мелекесского районного суда от ***2005.

Постановлением Главы администрации Мелекесского района Ульяновской области от ***.2004 за Митрофанкиной Л.Л. закреплена жилая площадь в доме №*** по ул. *** в с. С***, где она была  зарегистрирована с ***2005.

Заключением межведомственной комиссии  администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от ***2011 данное жилое помещение признано непригодным для проживания. Другого жилья Митрофанкина Л.Л. не имеет, обучается в ОГБОУ НПО ПУ № *** г. Димитровграда Ульяновской области.

Поскольку  ответчики  не  предпринимают  мер к  обеспечению Митрофанкиной Л.Л. специализированным жилым помещением в установленном законом порядке, прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Митрофанкиной Л.Л., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Поскольку Митрофанкина Л.Л., относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет, проживает в Мелекесском районе Ульяновской области, суд  пришел к правильному выводу о том, что она подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории указанного муниципального образования.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия достаточного финансирования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 августа 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи