Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание действий администрации муниципального образования
Документ от 30.09.2014, опубликован на сайте 31.10.2014 под номером 47766, 2-я гражданская, о возложении обязанности для централизованных систем водоснабжения сел Астрадамовка и Большой Кувай определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мартышев П.В.                                              Дело № 33 – 3287/2014 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                      30 сентября 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Федоровой Л.Г., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 19 июня 2014 года, которым постановлено:

 

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области о возложении обязанности для централизованных систем водоснабжения сел Астрадамовка и Большой Кувай определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области для централизованных систем водоснабжения сел Астрадамовка и Большой Кувай Сурского района Ульяновской области определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., объяснения прокурора Савельева А.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Астрадамовское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области о возложении обязанности для централизованных систем водоснабжения сел Астрадамовка и Большой Кувай определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности.

Исковые требования мотивировал тем, что проверкой, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено нарушение природоохранного законодательства в деятельности администрации МО «Астрадамовское сельское поселение» при организации водоснабжения населения в границах поселения.

Водоснабжение населения питьевой водой на территории МО «Астрадамовское сельское поселение» осуществляется в селах: Астрадамовка и Большой Кувай из поверхностных источников с использованием разводящих сетей водопровода протяженностью 37 км с использованием 80 водоразборных колонок.

Общее количество домовладений, имеющих централизованное водоснабжение, составляет 253.

В нарушение  требований федерального законодательства ответчиком не создана организация водопроводно-канализационного хозяйства, не определена гарантирующая организация.

Отсутствие организации водопроводно-канализационного хозяйства и гарантирующей организации влечет  существенные нарушения природоохранного законодательства.

Производственный контроль качества питьевой воды администрацией МО «Астрадамовское сельское поселение» не обеспечивается. Неисполнение вышеуказанных требований законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения с. Астрадамовка и Большой Кувай.

Факт нарушения природоохранного законодательства подтверждается справками администрации МО «Астрадамовское сельское поселение» об отсутствии предприятий, осуществляющих обеспечение населения питьевой водой от 04.09.2012, от 07.04.2014, справкой Министерства сельского хозяйства от 14.04.2014 г. об отсутствии договора о предоставлении водного объекта в пользование.

 

Определением суда от 9 июня 2014 года произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации МО «Астрадамовское сельское поселение» надлежащим ответчиком Администрацией МО «Сурский район» Ульяновской области.

 

По уточненным требованиям прокурор просил  возложить обязанность на Администрацию МО «Сурский район» Ульяновской области для централизованных систем водоснабжения сел Астрадамовка и Большой Кувай определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Администрация  МО «Сурский район» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано, что исходя из норм действующего законодательства, полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения на территории  поселения до 1 января 2015 года наделены органы местного значения сельского поселения, а в случае принятия соответствующего Закона Ульяновской области указанное полномочие может так и остаться вопросом местного значения сельского поселения. В связи с этим решение суда является неисполнимым. Поскольку определить гарантирующую организацию необходимо из числа организаций эксплуатирующих водопроводные сети и (или) к канализационным сетям которых подключены большинство абонентов на территории Астрадамовского сельского поселения, однако на территории поселения таких организаций нет. В настоящее время МО «Сурский район» учредить муниципальное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства в целях решения вопроса местного значения поселения не вправе. Данное полномочие возникнет у муниципального района либо только после 1 января 2015 года, то есть по истечении пяти месяцев со дня вступления решения Карсунского районного суда в законную силу, либо в случае принятия соответствующего Закона Ульяновской области указанное полномочие может так и остаться вопросом местного значения сельского поселения и исполнение решения суда будет невозможным, в виду отсутствия у муниципального района соответствующих полномочий.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлено нарушение природоохранного законодательства, при организации водоснабжения населения на территории  сёл Астрадамовка и Большой Кувай Сурского района Ульяновской области не создана организация водопроводно-канализационного хозяйства, не определена гарантирующая организация, что сторонами не оспаривалось.

Из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции  Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред.от 27.05.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

При таких обстоятельствах, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, отнесены к ведению муниципального района.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

При таких обстоятельствах, с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации и недопущения нарушения прав граждан суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области для централизованных систем водоснабжения сёл Астрадамовка и Большой Кувай Сурского района Ульяновской области определить  гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности.

Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ  « О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть 27 мая 2014 года. С этого момента вопросы местного значения (электро-, газо-, водоснабжения населения) относятся  к ведению муниципальных районов, а не поселений. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что на администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области необоснованно была возложена обязанность по определению гарантирующей организации, являются несостоятельными.

Ссылка в апелляционной жалобе на ч.5 ст. 4 указанного закона, предусматривающую, что до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч.1 ст.14 и ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ, не может повлечь отмену состоявшегося решения суда с учетом установленного решением суда шестимесячного срока  выполнения возложенной обязанности.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба  не содержит, а поэтому удовлетворению не подлежит.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 19 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи