Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По иску прокурора о ликвидации свалки
Документ от 23.09.2014, опубликован на сайте 23.10.2014 под номером 47507, 2-я гражданская, об обязании устранить несанкционированную свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                          Дело № 33 – 3331 / 2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 23 сентября 2014 года                                                                       

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Костюниной Н.В., Фёдоровой Л.Г.,

при секретаре Годуновой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «город Ульяновск» на заочное решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 мая 2014 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «город Ульяновск» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в течение месяца со дня вступления в силу решения суда устранить несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов размером 25х15 метров, расположенную в 1-ом метре от дома *** по улице Ф*** в городе Ульяновске.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В. по делу, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «город Ульяновск» о возложении обязанности устранить свалку твёрдых бытовых отходов.

В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п.п. 8, 11 и 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

Согласно Уставу муниципального образования «город Ульяновск» к полномочиям администрации муниципального образования «город Ульяновск» относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В нарушение указанных выше норм законодательства в 1-ом метре от дома *** по улице Ф*** в городе Ульяновске допущена свалка отходов.

Несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде.

На основании изложенного, просил суд обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов размером 25х15 метров, расположенную в 1-ом метре от дома *** по улице Ф*** в городе Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, Комитет ЖКХиЭ администрации г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «город Ульяновск» не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что администрация МО «город Ульяновск» занимается властно-распорядительной функцией по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории МО «город Ульяновск», но не их непосредственным сбором и вывозом.

При этом в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Таким образом, закреплен принцип ответственности лица за утилизацию отходов, которые образуются в результате деятельности такого лица. Следовательно, необходимо выявить лиц, в результате действий которых образовалась свалка твердых бытовых отходов и привлечь их к ответственности.

Администрация МО «город Ульяновск» в свою очередь функцию по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории МО «город Ульяновск» выполнила, утвердив муниципальную программу «Охрана окружающей среды муниципального образования «город Ульяновск» на 2014 – 2020 годы» (Постановление администрации города Ульяновска от 11.10.2013 №4400).

При таких обстоятельствах, решением суда на администрацию фактически возложена ответственность за противоправные действия третьих лиц.

Собственником найденных отходов производства и потребления администрация г. Ульяновска также не является.

Кроме того, исполнить решение суда не представляется возможным, так как в бюджете на 2014 год на проведение работ по уборке свалки денежные средства не заложены.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Судом установлено, что в  1-ом метре от дома *** по улице Ф*** в городе Ульяновске имеется несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов размером 25х15 метров.

Наличие указанной свалки отходов по вышеуказанному адресу зафиксировано приобщёнными к материалам дела фотоснимками.

Сведений о собственнике либо пользователе данного земельного участка не имеется.  

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что земельный участок  с расположенной на нем свалкой не находится в чьём либо пользовании, владении, является местом общего пользования и находится в границах городского округа МО «город Ульяновск», в пределах которого орган местного самоуправления решает вопросы местного значения.   

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу  п.п. 8, 11 и 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  и ч. 4 ст.37 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к полномочиям мэрии г.Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с Уставом муниципального образования "город Ульяновск" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

По смыслу данного Федерального Закона органы местного самоуправления муниципального образования полномочны и обязаны решать вопросы местного значения в пределах границ, т.е. на территории конкретного муниципального образования, органами местного самоуправления которого они являются.

Поскольку обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов лежит на администрации города Ульяновска, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Заочное решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «город Ульяновск» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи