Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилья сироте
Документ от 16.09.2014, опубликован на сайте 30.09.2014 под номером 47400, 2-я гражданская, о признании неправомерным и снятии с регистрационного учета, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Атаманов С.Н.                                                                      Дело № 33-3141/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  16 сентября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Чурбановой Е.В. и Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бывшевой А*** С*** на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 июня 2014 года, по  которому постановлено:

В удовлетворении иска Бывшевой А*** С*** к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, администрации поселения муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, Управлению Федеральной миграционной службе России по Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Отделу образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, Правительству  Ульяновской области о признании неправомерным и недействительным снятие с регистрационного учета, незаконной и недействительной регистрации, незаконным и отмене постановления главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области № *** от 18 марта 2008 года о закреплении жилой площади, незаконным и отмене решения Координационного совета по защите прав несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2013 года, протокол № ***, признании нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, о постановке на регистрационный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения и  предоставлении по договору социального найма изолированного благоустроенного жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодных для постоянного проживания, отвечающих санитарным и техническим требованиям отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., пояснения Бывшевой А.С. и ее представителя Васиной О.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Бывшева А. С. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области, администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, администрации поселения муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, Управлению Федеральной миграционной службе России по Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Отделу образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, Правительству  Ульяновской области о признании неправомерным и недействительным снятие с регистрационного учета, незаконной и недействительной регистрации, незаконным постановления главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области № *** от 18 марта 2008 года о закреплении жилой площади, незаконным и отмене решения Координационного совета по защите прав несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2013 года, протокол № ***, признании нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, о постановке на регистрационный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения и  предоставлении по договору социального найма изолированного благоустроенного жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодных для постоянного проживания, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

В обоснование иска указала, что она является сиротой. Ее мама, Бывшева Т.В. ***.2002 г. умерла, отец, Бывшев С.А. решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от ***.2002 г. был лишен родительских прав в отношении нее. Постановлением главы Мелекесского района Ульяновской области от 28.06.2002 г. ее  опекуном была назначена бабушка *** В. А., которая остаётся таковой до настоящего времени.

Она обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением о  включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.  Решением Координационного совета по защите прав и интересов  несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 12.09.2013 г. ей в этом было отказано. Уведомление об этом она получила лишь в январе 2014 г. Отказ был мотивирован тем, что она ранее однократно была обеспечена жилой площадью по месту жительства бабушки и дедушки. После получения указанного уведомления она стала разбираться в сложившейся ситуации и выяснила, что через 7 дней после гибели мамы она была зарегистрирована по месту жительства *** В.А. и *** В.А. по адресу: п. Н***. Данный факт следует из справки формы № 8 от 24.05.2013 г. Отмечает, что в графе «откуда прибыл» указано, что она якобы прибыла из г. Ульяновска, хотя фактически с 1997 г. она проживала в п. Новоселки и никуда не выезжала. Никаких заявлений о снятии ее с регистрационного учета по месту ее жительства и постановке на регистрационный учет по другому адресу после смерти мамы никто не подавал. Почему оказалась зарегистрированной по месту жительства бабушки и дедушки, она выяснить не смогла. Кроме того, в процессе сбора документов обнаружилось постановление главы администрации МО «Мелекесский район» от марта 2008 г. № *** в соответствии с которым за ней было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: п. Н***, то есть место жительства ее бабушки и дедушки, о чём им ранее известно не было.

На день гибели ее мамы Бывшевой Т.В. она проживала вместе с ней по адресу: п.Но***». Ни одного из перечисленных выше обстоятельств установлено не было, следовательно, за ней должны были закрепить именно это жилое помещение

Просила признать неправомерным и недействительным снятие с регистрационного учета по адресу: п. Но*** незаконной и недействительной регистрацию по адресу: п. Н***, незаконным и отмене постановления главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области № *** от 18 марта 2008 года о закреплении жилой площади, незаконным и отмене решения Координационного совета по защите прав несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2013 года, протокол № ***, признать  нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, поставить на регистрационный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения и  предоставить по договору социального найма изолированное благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодных для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Бывшева А.С.  не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.  Указывает, что судом были неверно определены обстоятельства имеющие значение для дела, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Суд не дал надлежащей оценки разногласиям, имеющимся в домовых книгах. При этом в удовлетворении ходатайства о вызове  в судебное заседание специалиста, который ведет учет и записи в домовых книгах, а также выдает справки формы №8, судом было отказано. Также необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание представителя отдела опеки и попечительства.

По мнению автора жалобы, суд не учел,  что в период, когда у нее не было законных представителей, никто не мог подать заявление о постановке ее на регистрационный учет по ул. Гагарина, п. Новоселки, Мелекесского района. Также не принято во внимание, что постановление о закрепление за ней жилого помещения ее опекуна было издано в 2008 году, что подтверждает тот факт, что в течении шести лет стояла в очереди на получение жилья, как ребенок-сирота.

Дело рассмотрено в отсутствии ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Решением Координационного совета по защите прав несовершеннолетних Министерства труда и социального развития Ульяновской области от 12.09.2013 г. № *** Бывшевой А.С. отказано о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истицы о признании данного решения незаконным и постановке Бывшевой А. С. на регистрационный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что за истицей было закреплено жилое помещение по адресу: Ульяновская области, Мелекесский район  п. Н*** и она отказалась от участия в приватизации данной квартиры.

Однако судебная коллегия не может согласиться с решением суда в данной части, поскольку они сделаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как следует из материалов дела, истица на момент вступления изменения в законодательство на 1 января 2013 года относилась к категории лиц, из числа детей-сирот в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Судом также установлено, что жилое помещение истице по договору социального найма не предоставлялось, в собственности жилых помещений она не имеет.

Таким образом, при решении вопроса о возможности или невозможности предоставления детям-сиротам жилого помещения в качестве меры социальной поддержки суду необходимо проверить наличие (отсутствие) закрепленного за ними жилого помещения.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истица имела закрепленное жилье, от приватизации которого она 16 февраля 2012 года отказалась.

При этом суд первой инстанции не дал оценку обстоятельствам закрепления жилья за истицей и соответствия постановления Главы администрации МО «Мелекесский район»  в данной части закону.

Как следует из материалов дела, на момент смерти матери истицы Бывшевой Т.В. ***.2002, истица с матерью проживали в комнате общежития поселка Но*** которое было предоставлено матери истицы в связи с трудовыми отношениями. Отец  Бывшев С.А. имел другую семью и с истицей на тот момент не проживал.

Таким образом, после смерти матери, истица осталась без попечения родителей и в возрасте  9 лет не могла проживать одна в общежитии .И именно с данными обстоятельствами, бабушка Смирнова В.А. забрала внучку к себе и зарегистрировала в квартире *** дома *** по улице Г*** п.Н***

***2002 *** В.А. была назначена опекуном Бывшевой А.С.. ***2002 г. отец истицы, Бывшев С.А. по иску *** В.А., решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска был лишен родительских прав в отношении дочери Бывшевой А.С.

Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вселение и проживание Бывшевой А.С. в квартире *** дома *** по улице Г*** п.Н***, связано с формой устройства ребенка оставшегося  без попечения родителей – под опеку *** В.А.

То обстоятельство, что регистрация истицы в квартире опекуна произведена раньше, чем вынесено решение об установлении опеки, не свидетельствует о том, что истица вселилась на данную жилую площадь по правилам ст.54 ЖК РСФСР (действовавшего на тот период), и приобрела равные права с нанимателем квартиры.  

Следовательно, оснований для принятия решения Главой администрации МО «Мелекесский район» 18 марта 2008 года о закреплении за Бывшевой А.С. право пользования жилым помещением в квартире опекуна не имелось.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют применить к данным правоотношениям положения   Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ч. 3 ст.8 закона  орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Следовательно, решение Координационного совета по защите прав несовершеннолетних  Министерства труда и социального развития Ульяновской области №*** от 12.09.2013 в части отказа Бывшевой А. С. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями нельзя признать законным.

Истица подлежит  постановке на регистрационный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 № 165-П «Об уполномоченном органе» является Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Соответственно ответчиком по требованию истицы о предоставлении жилья является  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истица, не может служить основанием к отказу в иске, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязанность обеспечить Бывшеву А. С. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «Мелекесский район» Ульяновской области возлагается на  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанций установлены, и судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, судебная полагает возможным отменить решение в части отказа в удовлетворении иска Бывшевой А. С. о признании незаконным и отмене решения Координационного совета по защите прав несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2013 года, признании нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, о постановке на регистрационный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения и  предоставлении по договору социального найма изолированного благоустроенного жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодных для постоянного проживания, отвечающих санитарным и техническим требованиям и принять по делу в данной части новое решение, которым удовлетворить иск Бывшевой А.С.

Судебная коллегия полагает, что решение суда в части об отказе Бывшевой А.С. о признании неправомерным и недействительным снятие с регистрационного учета, незаконной и недействительной регистрации, незаконным и отмене постановления главы администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области № *** от 18 марта 2008 года о закреплении жилой площади  подлежит оставлению без изменения.

Судебная коллегия полагает, что действия по снятию истицы в 2002 году с регистрации в общежитии по адресу пос.Но*** и регистрации в кв.*** дома *** по ул. Г*** пос.Н*** и вынесение Постановления о закреплении жилой       площади за истицей в квартире опекуна, не влечет правовых последствий, как лишающих истицу реализовать  свое право на обеспечение жильем, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанным действиям судебная коллегия дала оценку применительно к данным правоотношениям. 

Руководствуясь ст.ст. 328,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 июня 2014 года   в части отказа в удовлетворении иска Бывшевой А*** С*** о признании незаконным и отмене решения Координационного совета по защите прав несовершеннолетних при Министерстве труда и социального развития Ульяновской области от 12 сентября 2013 года, признании нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, о постановке на регистрационный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения и  предоставлении по договору социального найма изолированного благоустроенного жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодных для постоянного проживания, отвечающих санитарным и техническим требованиям отменить.

Постановить в этой части новое решение.

Признать незаконным решение Координационного совета по защите прав несовершеннолетних  Министерства труда и социального развития Ульяновской области №*** от 12.09.2013 в части отказа Бывшевой А*** С*** во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязать Министерства труда и социального развития Ульяновской области поставить Бывшеву А*** С*** на регистрационный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Бывшевой А*** С*** благоустроенное жилое помещение специализированного  жилищного  фонда  по  договору найма специализированных жилых помещений на территории    муниципального образования   «Мелекесский район» Ульяновской области.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бывшевой А*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи