Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании заключения межведомственной комиссии, признании нуждающейся в предоствлении жилья ветерану ВОВ
Документ от 09.09.2014, опубликован на сайте 30.09.2014 под номером 47240, 2-я гражданская, о признании заключения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Асанидзе Э.Г.                                                                         Дело № 33-3025/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  09 сентября 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Чурбановой Е.В. и  Фоминой В.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  представителя Яшиной А*** М*** – Кренделевой Е*** А*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 мая 2014 года, по  которому постановлено:

 

Оставить без удовлетворения исковое заявление Яшиной А*** М*** к Администрации города Ульяновска, Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска о признании незаконным заключение межведомственной комиссии, постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.,  пояснения представителя истца Яшиной А.М. Кренделевой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Яшина А.М. обратилась в суд с иском к Администрации г.Ульяновска, Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска о признании  заключения межведомственной комиссии №*** от 21.02.2014 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта квартиры №*** дома №*** по ул.Л*** города Ульяновска, незаконным и возложении обязанности на надлежащего ответчика поставить Яшину А*** М*** на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска указала, что 27.01.2014  она обратилась в Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска с заявлением о признании жилого помещения, расположенного по адресу: ул. Л*** непригодным для проживания. 21.02.2014 межведомственной комиссией на основании заключения № *** от 21.02.2014 было принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта указанной квартиры с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и после их завершения продолжить процедуру оценки по адресу: г. Ульяновск, ул. Л***. С данным заключением  истица не согласна. Она является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом третьей группы по общему заболеванию, зарегистрирована и проживает по адресу: г. Ульяновск, ул. Л*** Собственником вышеуказанной квартиры является ее дочь - Тараканова Н*** Г*** на основании договора дарения доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом от 04 мая 2009 года, заключенного с Яшиной A.M. При этом согласно техническому заключению (отчету) Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации жилая комната поз.*** в квартире №***, расположенной по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, улица Л***, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В жилой комнате поз.*** имеются недостатки, которые служат основанием для признания ее непригодной для проживания.

Яшина А.М. просила  признать заключение межведомственной комиссии №*** от 21.02.2014  о необходимости и возможности проведения капитального ремонта квартиры №*** дома №*** по ул.Л*** города Ульяновска, незаконным и возложить обязанность на надлежащего ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Судом к участию в деле в качестве третьего  лица в порядке ст.43 ГПК РФ был привлечен  отдел по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска.

 

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Яшиной А. М. – Кренделева Е.А.  не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, исковые требования Яшиной А.М. – удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на доводы аналогичные доводам искового заявления. Считает, что судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.

По мнению автора жалобы, факт ее регистрации и факт ее проживания в спорном жилом помещении не является основанием для наделения ее правом пользования данным жилым помещением наравне с его собственниками.  Суд не учел, что собственник Тараканова Н.Г. в любой момент может распорядиться своим имуществом и она (истица) останется без жилья.

Кроме того, судом необоснованно отказано в назначении строительно-технической экспертизы, поскольку допрошенная в качестве специалиста Никитина В.А. не могла дать ответов на ряд поставленных перед ней вопросов.

Дело рассмотрено в отсутствии истицы  Яшиной А.М., представителей ответчиков администрации города Ульяновска, Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, представителя третьего лица отдела по учету и распределению жилой площади КУГИЗ администрации города Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что  Яшина  А*** М*** ***.1924 года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Истица зарегистрирована и проживает с 1980 года в доме усадебного типа по адресу г. Ульяновск ул.Л***.

***.2009 Яшина А.М. подарила своей дочери Таракановой Н.Г. 1\12 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 169,6 кв.м. (что соответствует квартире ***) по адресу г. Ульяновск ул.Л***, а также 238\2779 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 759 кв.м. по этому же адресу.

Жилой дом *** по ул.Л*** г. Ульяновска постройки до 1917 года.

27.01.2014  Яшина А.М. обратилась в Комитет ЖКХ администрации г.Ульяновска с заявлением о рассмотрении на заседании межведомственной комиссии вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Л*** не пригодным для проживания. Заключением межведомственной комиссии № *** от 21.02.2014  признана необходимость и возможность проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 требованиями и после их завершения продолжить процедуру оценки технического состояния жилого помещения по адресу: г.Ульяновск, ул.Л***  

В соответствии со ст.12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе: определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п.10.1), определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания (п.11).

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. (ст.15 ЖК РФ).

При этом,  требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением  Правительство РФ от 28.01.2006  № 47.  В силу п.2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Приведенные в приложениях №№ 1 и 2 к Положению формы заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и акта обследования помещения предусматривают участие приглашенного собственника помещения или уполномоченного им лица при составлении заключения о проведении межведомственной комиссии обследования помещения.

В соответствии с п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.

Из материалов дела следует, что межведомственная комиссия провела оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, на основании заявления Яшиной А.М., которая проживает  в жилом помещении по адресу: г.Ульяновск, ул.Л*** качестве члена семьи собственника. На заседании комиссии присутствовала представитель Яшиной А.М., что не оспаривается в судебном заседании. Рассмотрев представленные документы: кадастровый паспорт жилого дома № *** по ул.Л***, техническое заключение по обследованию основных несущих конструкций жилого помещения, подготовленного УОГУП Бюро технической инвентаризации в 2014 году, межведомственная комиссия  пришла к заключению  о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с  установленными в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным  для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв.  Постановлении ем Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, после их завершения  продолжить  процедуру оценки жилого помещения, занимаемого истицей.

Суд дав верную правовую оценку представленным доказательствам, в том числе и техническому заключению по обследованию основных несущих конструкций жилого помещения, расположенного по адресу г. Ульяновск ул.Л***, выполненному УО ГУП Бюро технической инвентаризации в 2014 году, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания  оспариваемого  заключения межведомственной комиссии незаконным. Так, процедура рассмотрения заявления  Яшиной А.М. о признании  занимаемого ею жилого помещения непригодным для проживания и приложенных к нему документов ответчиком нарушены не была, при принятии решения по существу комиссия обоснованно исходила из того, что  обследовалась только квартира истицы, а не весь дом в целом, при этом обязанность по поддержанию жилого помещения в надлежащем состоянии, в частности проведению капитального ремонта, лежит на собственнике  данного жилого помещения.

Доводы  апелляционной жалобы в части того, что оспариваемое решение принято на основании  заявления лица, неправомочного обращаться в межведомственную комиссию с данным заявлением, поскольку истица не является ни собственником, ни нанимателем спорного жилого помещения, правового значения не имеют.

Так, рассмотрение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания  производится  межведомственной комиссией на заявительной основе и по тем документам, которые были представлены заявителем. Яшина А.М. обращаясь в межведомственную комиссию в подтверждение своих прав на спорную квартиру представила  копию договора купли-продажи от ***1980, не представив при этом договор дарения спорного жилого помещения и доли земельного участка от ***.2009, а также свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанные объекты за Таракановой  Н.Г.

В остальной части доводы жалобы сводятся к переоценке  представленных суду доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Как указывалось выше,  истица является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также вдовой инвалида ВОВ.

В  соответствии  с п.3 ч.1 ст.13 Федерального  закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального  закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются  меры социальной поддержки, в том числе,  обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В силу ч.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе  не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

При этом реализация  жилищных прав граждан осуществляется исключительно на заявительной основе. Органом полномочным принимать решения о постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и льготной категории, является орган  местного самоуправления в лице отдела по учету и распределению жилой площади КУГИЗ администрации города Ульяновска.

Как было установлено в судебном заседании Яшина А.М. в досудебном порядке с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветерана ВОВ,   в администрацию города Ульяновска не обращалась и ей не было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В силу ст.3 ГПК РФ  заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Исходя из вышеизложенного, учитывая, что на момент обращения Яшиной А.М. в суд с требованиями о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как такового нарушении ее прав ответчиком не было, поскольку  ответчик не производил оценку ее жилищных прав ввиду отсутствия соответствующего  обращения,  вывод суда первой инстанции об отсутствии у истицы правовых оснований  для постановки  на учет  в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением  как ветерана ВОВ, является преждевременным и подлежит исключению из мотивировочной части решения.      

При этом, ввиду отсутствия  на настоящее время как такового спора о праве истицы на обеспечение жилым помещением как ветерана ВОВ, вдовы инвалида ВОВ, оснований для удовлетворения исковых требований о постановке Яшиной А.М. на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, не имеется. 

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 мая2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу представителя Яшиной А*** М*** – Кренделевой Е*** А*** – без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной  части решения Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 мая 2014 года выводы суда об отсутствии у Яшиной А*** М*** правовых оснований для постановки на учет в качестве  нуждающейся в обеспечении жилым помещением как  ветерана Великой Отечественной войны, вдовы участника  Великой Отечественной войны.

 

Председательствующий   

 

Судьи