Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возложение обязанности по оборудованию школы системой видеонаблюдения
Документ от 09.09.2014, опубликован на сайте 25.09.2014 под номером 47208, 2-я гражданская, об обрудовании здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения и организации охраны силами ЧОП, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузьмин С.М.                                                                Дело № 33 – 2948 / 2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            09 сентября 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Гурьяновой О.В.и Бабойдо И.А,

при секретаре Костяевой О.С.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» и апелляционному представлению прокурора Чердаклинского района Ульяновской области  на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2014 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области   удовлетворить частично.

Признать бездействие Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Новобелоярская средняя школа в части необорудования здания Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Новобелоярская средняя школа кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частных охранных предприятий незаконным.

Обязать Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Новобелоярская средняя школа оборудовать здание Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Новобелоярская средняя школа кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский» и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурору Чердаклинского района Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., пояснения прокурора Колгановой Е.А., поддержавшей доводы апелляционного представления и не  согласившейся с доводами апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования МО «Чердаклинский район», МКОУ Новобелоярская средняя школа о признании бездействия, выразившегося в необорудовании здания школы техническими средствами пожарной и охранной защиты, обязании оборудовать школу техническими средствами противопожарной и охранной защиты 

В обоснование иска указал, что в результате проведенной прокурорской проверки установлено, что в МКОУ Новобелоярская средняя школа отсутствуют кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», система видеонаблюдения, специальные средства, не организована охрана учреждения силами ЧОП. Выявленные нарушения могут повлечь существенное нарушение прав несовершеннолетних, а также поставить под угрозу их жизнь и здоровье.

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних воспитанников, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья.

Прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области ранее дважды вносились представления об устранении вышеуказанных нарушений закона, но нарушения до настоящего времени не устранены.

Просил признать бездействие МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования МО «Чердаклинский район», МКОУ Новобелоярская средняя школа в части необорудования здания МДОУ Новобелоярская средняя школа кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, незаконным, обязать МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования МО «Чердаклинский район», МКОУ Новобелоярская средняя школа оборудовать здание МДОУ Новобелоярская средняя школа кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Управления образования МО «Чердаклинский район» Н*** Т.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

Ссылается на то, что конкретные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, обязанности и полномочия органов местного самоуправления в приказе №2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» не указаны. Охрана образовательных учреждений силами охранных предприятий в приказе не упоминается. Письма Министерства образования и науки РФ, МЧС России и Роспотребнадзора «О подготовки образовательных учреждений к новому учебному году», «О методических рекомендациях», и прочие, на которые ссылается суд в решении, не возлагают каких-либо обязанностей по установлению системы видеонаблюдения и организации охраны на органы местного самоуправления. Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативными актами.

Учитывая, что законодательством не предусмотрены конкретные обязанности органов местного самоуправления в сфере участия в профилактике терроризма, полагает, что они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также их сроки и объем выделяемых из местных бюджетов средств.

В апелляционном представлении прокурор Чердаклинского района Ульяновской области  полагает решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании бездействия в части необорудования помещения МКОУ Новобелоярская средняя школа системой видеонаблюдения, а также об обязании оборудовать помещение МКОУ Новобелоярская средняя школа системой видеонаблюдения незаконным и подлежащим отмене. Считает несостоятельной ссылку суда в решении на тот факт, что количество посещающих МКОУ Новобелоярская средняя школа - 66 человек,  тогда как Стандарт безопасности общеобразовательной организации Ульяновской области, которым предусмотрено установление видеонаблюдения в школе,  распространяется только на образовательные организации начального общего, основного общего и среднего общего образования с численностью более 100 человек. Считает, что вывод суда о зависимости установления видеонаблюдения в общеобразовательном учреждении от количества посещающих школу учащихся, ограничивает гарантированное ч. 1 ст. 43 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» право каждого учащегося, посещающего  МКОУ Новобелоярская средняя школа  на безопасные условия при получении образования.

 

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3  «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с  пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании части 13 статьи 30  Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в МКОУ Новобелоярская средняя школа отсутствует кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД «Чердаклинский», система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдения, специальные средства, не организована охрана учреждения силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала  муниципального дошкольного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Так, приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Минобразования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 ФЗ РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года            № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно п.7.1 ст.14, п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно п.п. 1.3, 1.4 Устава  МКОУ Новобелоярская средняя школа функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области осуществляет МУ Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. Функции и полномочия собственника имущества школы от имени МО «Чердаклинский район» Ульяновской области осуществляет Муниципальное учреждение комитет по управлению имуществом.

Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только общеобразовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности на ответчиков по оборудованию здания МКОУ Новобелоярская средняя школа кнопкой экстренного вызова полиции («тревожной кнопкой») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», организации охраны как на общеобразовательное  учреждение, так и на Управление  образования, являющееся отраслевым органом администрации  МО «Чердаклинский район» и субъектом антитеррористической деятельности.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Доводы жалобы о том, что МУ Управление образования «Чердаклинский район» были приняты меры по обеспечению безопасности детей и работников учреждения, а именно: издан приказ № 173 от 30.03.2010 «О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защиты образовательных учреждений», в соответствии с которым руководителям образовательных учреждений предписывается организация круглосуточного дежурства, проведение инструктажей, закрепление ответственных лиц, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку данные меры не являются достаточными профилактическими мерами, направленными на противодействие террористической деятельности.

Оснований к отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает, поскольку доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ответчики ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в части признания незаконным бездействия ответчиков по необорудованию здания МКОУ Новобелоярская средняя школа системой видеонаблюдения и возложении обязанности по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения, суд первой инстанции исходил из того, что количество детей в учреждении составляет 66 человек, тогда как в соответствии с п.4.5 Стандарта безопасности общеобразовательной организации Ульяновской области наличие системы видеонаблюдения обязательно в здании общеобразовательной организации с численностью более 100 человек обучающихся.

Судебная коллегия находит решение в указанной части не основанным на нормах материального права.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Отсутствие системы видеонаблюдения в общебразовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников.

Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Кроме того, согласно справки Муниципального учреждения Управление образования «Чердаклинский район» от 20.06.2014 № 1841, проектная мощность МКОУ Новобелоярская средняя школа составляет 192 человека.

Ссылаясь в решение на количество фактически обучающихся учеников в школе, суд неправильно применил положения п.4.5 Стандарта безопасности общеобразовательной организации Ульяновской области, поскольку, как указывалось выше, посадочных мест в общеобразовательном учреждении – 192, количество фактически обучающихся школьников может изменяться ежегодно.

С учетом установленных по делу обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействия ответчиков по необорудованию здания МКОУ Новобелоярская средняя школа системой видеонаблюдения и возложении обязанности по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения соответствуют требованиям закона, следовательно, в их удовлетворении судом  было отказано необоснованно.

Судебная коллегия считает необходимым решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия МУ администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МУ Управления образования  МО «Чердаклинский район», МКОУ Новобелоярская средняя школа по необорудованию системой видеонаблюдения МКОУ Новобелоярская средняя школа  и отказу в возложении обязанности по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований прокурора в указанной части, возложив на МУ администрацию МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МУ Управления образования МО «Чердаклинский район», МКОУ Новобелоярская средняя школа  обязанность по оборудованию здания МКОУ Новобелоярская средняя школа системой  видеонаблюдения.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2014 года отменить в части отказа прокурору Чердаклинского района в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,  муниципального учреждения Управления образования муниципального образования «Чердаклинский район», муниципального казённого общеобразовательного учреждения Новобелоярская средняя школа по не оборудованию системой видеонаблюдения муниципального казённого общеобразовательного учреждения Новобелоярская средняя школа. 

Постановить в этой части новое решение.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,  муниципального учреждения Управления образования муниципального образования «Чердаклинский район», муниципального казённого общеобразовательного учреждения Новобелоярская средняя школа по не оборудованию системой видеонаблюдения здания муниципального казённого общеобразовательного учреждения Новобелоярская средняя школа.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,  муниципальное учреждение Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район», муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Новобелоярская средняя школа оборудовать здание муниципального казённого общеобразовательного учреждения Новобелоярская средняя школа системой  видеонаблюдения.

В остальной части решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2014 года оставить без изменения.

 

Председательствующий

Судьи