Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оборудовании образовательного учреждения кнопкой экстренного вызова, системой видеонаблюдения и об организации его охраны
Документ от 26.08.2014, опубликован на сайте 30.09.2014 под номером 47027, 2-я гражданская, о признании бездействия, выразившегося в не оборудовании здания школы техническими средствами противопожарной и охранной защиты, обязании оборудовать школу техническими средствами противопожарной и охранной защиты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузьмин С.М.                                                                        Дело № 33 -2841/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              26 августа 2014 г.                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Кинчаровой О.Е. и Федоровой Л.Г.,

при секретаре Шаряевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2014 года, которым постановлено:

 

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Чердаклинский район», муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», муниципального образовательного учреждения Володарская средняя общеобразовательная школа  в части необорудования здания муниципального образовательного учреждения Володарская средняя общеобразовательная школа  кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частных охранных предприятий незаконным.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район», муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Чердаклинский район», муниципальное образовательное учреждение Володарская средняя общеобразовательная школа оборудовать здание муниципального образовательного учреждения Володарская средняя общеобразовательная школа кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, объяснения начальника отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Николаевой Н.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МУ администрация МО «Чердаклинский район», МУ Управление образования МО «Чердаклинский район», МОУ Володарская средняя общеобразовательная школа, в котором просил признать бездействие ответчиков в части необорудования здания МОУ Володарская средняя общеобразовательная школа кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения, неорганизации охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, незаконным,  возложении обязанности на ответчиков оборудовать здание МОУ Володарская средняя общеобразовательная школа кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», системой видеонаблюдения и организовать охрану силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия..

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в МОУ Володарская средняя общеобразовательная школа отсутствуют кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД России «Чердаклинский», система видеонаблюдения, специальные средства, не организована охрана учреждения силами ЧОП.

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних воспитанников, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровью, закрепленные в Конституции Российской Федерации и  соответствующих нормативных правовых актах.

Прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области дважды вносились представления об устранении вышеуказанных нарушений закона, но нарушения до настоящего времени не устранены.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУ Управление образования МО «Чердаклинский район» не соглашается с решением суда, просит его отменить с вынесением нового решения.

В обоснование жалобы указывает на неправильное применение норм материального права. Так, в приказе № 2013 от 11 ноября 2009 г. «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» не указаны конкретные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, а также в нем речь не идет об органах местного самоуправления, их обязанностях и полномочиях, не указывается на необходимость заключения договоров с охранными организациями.

Письма Министерства образования и науки РФ, МЧС России и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 г. № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году», «О методических рекомендациях»  адресованы руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителям образовательных учреждений всех видов и типов, органам внутренних дел и не возлагают каких-либо обязанностей на органы местного самоуправления.

Таким образом, нормативными правовыми актами не возлагается  прямой обязанности для образовательного учреждения и органа местного самоуправления в лице администрации муниципального района по оборудованию здания детского сада кнопкой экстренного вызова полиции, системой видеонаблюдения и организации  охраны силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия.

Вопрос профилактики терроризма и экстремизма является не только полномочием муниципального района, но и полномочием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и осуществление указанных полномочий происходит не только за счет средств бюджета муниципального района.  Учитывая, что законодательством не предусмотрены конкретные обязанности органов местного самоуправления в сфере участия в профилактике терроризма, они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также их сроки и объем выделяемых из местных бюджетов средств.

МУ Управление образования МО «Чердаклинский район» издан приказ от
30 марта 2010 года № 173 «О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защиты образовательных учреждений», согласно которому руководителям образовательных учреждений предписывается организовать круглосуточное дежурство, проведение инструктажей, закрепление ответственных лиц. На основании данного приказа в образовательных учреждениях указанная работа организована.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Чердаклинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы МУ Управление образования МО «Чердаклинский район»,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу статьи 2  Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3  "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности,  в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с  пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании части 13 статьи 30  Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в МОУ Володарская средняя общеобразовательная школа отсутствует кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть МО МВД «Чердаклинский», система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдения, специальные средства, не организована охрана учреждения силами служб безопасности, вневедомственной охраны при органах внутренних дел на договорной основе, частного охранного предприятия, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала  муниципального дошкольного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

Правительством Российской Федерации 23 декабря 2005 г. утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Так, приказом № 2013 от 11 ноября 2009 г. «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41  Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Согласно п.7.1 ст.14, п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно пунктам 1.3, 1.4 Устава МОУ Володарская средняя общеобразовательная школа, функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области осуществляет МУ Управление образования МО «Чердаклинский район» Ульяновской области. Функции и полномочия  собственника имущества МОУ от имени МО «Чердаклинский район» Ульяновской области осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только дошкольных учреждений, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по оборудованию здания МОУ Володарская средняя общеобразовательная школа кнопкой экстренного вызова полиции («тревожная кнопка»), системой видеонаблюдения, организации охраны как на образовательное  учреждение, так и на Управление  образования, являющееся отраслевым органом администрации  МО «Чердаклинский район» и субъектом антитеррористической деятельности.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Доводы жалобы о том, что МУ Управление образования «Чердаклинский район» были приняты меры по обеспечению безопасности детей и работников учреждения, а именно: издан приказ № 173 от 30.03.2010 «О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защиты образовательных учреждений», в соответствии с которым руководителям образовательных учреждений предписывается организация круглосуточного дежурства, проведение инструктажей, закрепление ответственных лиц, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку данные меры не являются действенными профилактическими мерами, направленными на противодействие террористической деятельности.

Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства. Данные доводы аналогичны тем, на которые ответчики ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи