Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По иску прокурора ремонт ИК-10
Документ от 29.07.2014, опубликован на сайте 22.08.2014 под номером 46645, 2-я гражданская, о понуждении к выполнению законных требований, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                                        Дело № 33-2467/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             29 июля 2014 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Костюниной Н.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Пузакиной К.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»  на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 06 мая 2014 года, по которому постановлено:

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по непринятию мер, связанных с проведением ремонта (капительного, текущего, косметического) зданий и сооружений и обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение 12 месяцев устранить выявленные нарушения, указанные в акте проверки от 17-18 марта 2014 года.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Дитяткиной Т.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А:

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее ИК-10) о признании незаконным бездействия по непринятию мер, связанных с проведением ремонта зданий и сооружений ИК-10, и обязывании произвести необходимый ремонт (капитальный, текущий, косметический) кровли, стен, потолков, полов, линии энергоснабжения, систем отопления, вентиляции, водоснабжения, водоотведения зданий ДПНК, медицинской части, туберкулезного участка, зданий общежитий №№2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, здания нарядной, здания для холодильного оборудования, блокированного здания столовой с клубом, здания бани, зданий цехов металлообработки и деревообработки, здания школы и здания КПП со штабом.

В обосновании иска указал, что в марте 2014 Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправи­тельных учреждениях области была проведена проверка соблюдения требований Уголовно-исполнительного за­кона Российской Федерации об обеспечении права осу­жденных на надлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение в ИК-10.

В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения требований статей 99, 101  Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказа­ния в виде лише­ния свободы», ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпи­демиологиче­ском бла­гополучии населения» и иных законов.

17-18.03.2014 было проведено обследование технического состояния строительных конструкций жилых, общественных и административных зданий и сооружений ИК-10. Результаты проведенного обследования показали, что здания и помещения, расположенные в них, а также жилищно-коммунальное оборудование, имеют ряд дефектов и повреждений, перечень которых отражен в соответствующем акте.

Неисполнение ИК-10 требований по проведению ремонта (капитального, текущего и косметического)  зданий и сооружений ставит под угрозу жизнь и  здоровье пребывающих там людей.

С учетом уточненных требований просил признать незаконным бездействие ИК-10 по непринятию мер, связанных с проведением ремонта (капительного, текущего, косметического) зданий и сооружений, и обязать ИК-10 в течение 12 месяцев устранить выявленные нарушения, указанные в акте проверки от 17-18 марта 2014 года.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ИК-10 просит решение суда отменить. В обосновании жалобы указывает, что финансирование ИК-10 осуществляется из федерального бюджета. Расходование денежных средств осуществляется согласно смете расходов в соответствии с кодами бюджетной классификации. Нецелевое использование денежных средств не допускается. Управление Федерального казначейства по Ульяновской области является распорядителем поступающих для нужд ИК-10 денежных средств и контролирует их расходование в соответствии с расходным расписанием. Регулярно ФКУ ИК-10 направляет бюджетные заявки на выделение денежных средств на нужды учреждения, в том числе на проведение капитального, текущего, косметического ремонта, закупку необходимых строительных и иных материалов и оборудования. Однако денежные средства в необходимом объеме из федерального бюджета не поступают. Полагает, что при вынесении решения не были приняты доводы ответчика о нереальных сроках исполнения требований истца.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Судом установлено, что находящиеся в оперативном управлении ИК-10 здания ДПНК, медицинской части, туберкулезного участка, зданий общежитий №№2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, здания нарядной, здания для холодильного оборудования, блокированного здания столовой с клубом, здания бани, зданий цехов металлообработки и деревообработки, здания школы и здания КПП со штабом находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, требуют проведения капитального, текущего, косметического ремонта кровли, стен, потолков, полов, линии энергоснабжения, систем отопления, вентиляции, водоснабжения и водоотведения, что подтверждается актом обследования от 17-18.03.2014 (л.д.181-186 т.1) и не оспаривается ответчиком.

Неисполнение ИК-10 требований по проведению ремонта (капитального, текущего и косметического)  зданий и сооружений ставит под угрозу жизнь и  здоровье пребывающих там людей.

Статьей 2 Конституции РФ закреплено, что права и свободы граждан яв­ляются высшей ценностью государства.

Согласно ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериаль­ные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.

В ст. 10 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.              В ст. 99 этого же Кодекса отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.

Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, испол­няющих уголовные наказания в виде лише­ния свободы» учреждения, испол­няющие наказания, обязаны:  обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодатель­ства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных;  осуществлять деятельность по развитию своей материально-техниче­ской базы и социальной сферы.

Согласно статье 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологиче­ском бла­гополучии населения», при эксплуатации производствен­ных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транс­порта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилак­тические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нор­мативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что  работодатель обязан обеспечить безопасность работников, в том числе и при эксплуатации зданий, сооружений.

Учитывая, что ИК-10 не выполняются возложенные на него законом обязанности по производству ремонта зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении учреждения, чем нарушается право неопределенного круга лиц на надлежащее материально-бытовое  обеспече­ние, гарантированное ст. 99 УИК РФ и положениями ТК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансирования учреждения в данных целях не могут быть приняты во внимание.

В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в Постановлении от 25 ноября 2010 г. "Дело Роман Карасев против Российской Федерации" указано, что в обязанности государства входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд ранее указывал, что власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Иных доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, основания для отмены принятого по делу судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 06 мая 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу  Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи