Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании предписания органа государственной власти
Документ от 29.07.2014, опубликован на сайте 22.08.2014 под номером 46609, 2-я гражданская, о признании предписания незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                             Дело № 33-2446/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         29 июля 2014 г.                                                                      

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и  Костюниной Н.В.,

при секретаре Пузакиной  К.К.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 апреля 2014 года, которым постановлено:

 

В удовлетворении заявления администрации города Ульяновска к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным в части предписания отказать.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, объяснения  представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Бормотова К.В., возражавшего против удовлетворения  апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Глава администрации города Ульяновска обратился в суд с заявлением о признании недействительным и отмене подпункта 3 пункта 4, подпунктов 1, 3 пункта 5, подпункта 2 пункта 6 предписания Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области №51 от 17 декабря 2013 г. об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности № 52 от 17 декабря 2013 года.

Требования мотивировал тем, что в администрацию города Ульяновска 28 декабря 2013 г. за № 51792-01  поступили акт № 52 контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности и предписание № 51 об устранении нарушений по указанному акту контроля Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

В подпункте 3 пункта 4 предписания указано на требование внести изменения в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования «город Ульяновск» в части изменения срока рассмотрения заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка с 30 рабочих дней на 30 календарных дней.

В подпунктах 1, 3 пункта 5 предписания Министерство требует внести изменения в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства на территории муниципального образования «город Ульяновск» в части изменения срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство с 10 рабочих дней на 10 календарных дней, необходимости предусмотреть в перечне документов, предоставляемых заявителем самостоятельно (то есть по собственному усмотрению) для получения муниципальной услуги копии свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Подпункт 2 пункта 6 предписания предусматривает указание на необходимость внести изменения в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в части изменения срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с 10 рабочих дней на 10 календарных дней.

Заявитель не согласен с предписанием в части указанных подпунктов.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг по подготовке, выдаче градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Полномочие органов местного самоуправления устанавливать порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг закреплено в части 15 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-03.

Поскольку положениями Градостроительного кодекса РФ прямо не урегулировано, что выдача вышеуказанных документов должна быть осуществлена в течение рабочих или календарных дней, полагает, что указание в административных регламентах на рабочие дни не противоречит Градостроительному кодексу РФ. При этом 30-тидневному, 10-тидневному сроку, прямо предусмотренному Градостроительным кодексом РФ административные регламенты соответствуют.

Законодателем прямо оговорено, какие из документов, предусмотренных частью 7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления обязаны запрашивать самостоятельно. Копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, к таким документам не относится, в силу чего является документом, который заявитель должен предоставить самостоятельно, а не по своему усмотрению.

Администрацией города Ульяновска нарушений законодательства о градостроительной деятельности не допущено, а требования предписания в оспариваемой части являются необоснованными.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы указывает, что  судом не рассмотрено заявление  по существу доводов. Вывод суда о пропуске трехмесячного срока для подачи заявления в суд является спорным. Указанный срок пропущен не был, так как при подготовке заявления руководствовались входящим штампом, имеющимся на сопроводительном письме Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (№51792-01 от 28 декабря 2014 г.).

Основание для отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока на подачу заявления является формальным подходом к рассмотрению дела по существу, лишает заинтересованное лицо права на судебную защиту.

Указания в административных регламентах на исчисление сроков рассмотрения заявлений и выдачи градостроительного плана, разрешения на строительство объекта капитального строительства, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в рабочих днях не противоречат закону.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Представители администрации г. Ульяновска, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации города Ульяновска, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 2.17.34 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 октября 2013 года № 454-П данное Министерство осуществляет полномочия по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Порядок исполнения государственной функции   по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности  регламентирован   Положением о контроле за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на территории  Ульяновской области, утвержденным  Постановлением Правительства Ульяновской области от 1 ноября 2007 года № 381, а также Административным регламентом Министерства строительства Ульяновской области по исполнению государственной функции   по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, утвержденным приказом Министерства строительства Ульяновской области от 22 января 2010 года № 07-од.

Указанными нормативными правовыми актами предусмотрено, что Министерство строительства Ульяновской области проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Приказом Министра строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27 декабря 2012 года № 541-од был утвержден План проведения проверок по контролю за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на 2013 год.

Согласно данному Плану на основании распоряжения Министра строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11 ноября 2013 года № 52-од Министерством  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области проведена плановая проверка по контролю за соблюдением администрацией  города Ульяновска законодательства о градостроительной деятельности.

Администрация г. Ульяновска письмом от 22 ноября 2013 года была уведомлена о проведении плановой проверки.

Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по результатам проверки 17 декабря 2013 года был составлен акт № 52 контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, а также вынесено в адрес Главы администрации города Ульяновска предписание № 51 об устранении нарушений по указанному акту контроля

С учетом указанных обстоятельств, установленных на основании оценки имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области полномочно было провести плановую проверку соблюдения администрацией  города Ульяновска законодательства о градостроительной деятельности. Порядок проведения  указанной проверки, регламентированный Положением о контроле за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности на территории  Ульяновской области, Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области был соблюден.

Администрация города Ульяновска  просила признать недействительным указанное предписание в части подпункта  3 пункта 4, подпунктов 1,3 пункта 5, подпункта 2 пункта 6.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как следует из содержания статьи  256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, при этом причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2  «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» дано разъяснение о том, что, принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Установив, что направленные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  электронной почтой акт № 52 контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности и предписание № 51 об устранении нарушений по указанному акту контроля  были получены и зарегистрированы  администрацией г. Ульяновска 23 декабря 2013 года за № 51792-01, а с заявлением об оспаривании указанного предписания в части администрация города Ульяновска обратилась в суд 28 марта 2013 года,  суд первой инстанции, обоснованно посчитал, что заявителем пропущен установленный статьей 256 ГПК РФ срок на  обращение в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти.

Поскольку администрацией г. Ульяновска не представлено доказательств уважительности пропуска указанного срока, суд первой инстанции правомерно постановил решение об отказе в удовлетворении заявления администрации города Ульяновска об оспаривании предписания № 51 об устранении нарушений по акту № 52 контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области со ссылкой на пропуск заявителем без уважительных причин срока на обжалование указанного предписания.

С учетом изложенного судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании предписания несостоятельными.

Ссылки в апелляционной жалобе на незаконность предписания  № 51 от 17 декабря 2014 года Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской в части подпункта 3 пункта 4, подпункта 1 пункта 5, подпункта 2 пункта 6  основаны на неправильном толковании норм действующего федерального законодательства о градостроительной деятельности и не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения суда.

Судебная коллегия считает, что вынесенное Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предписание № 51 об устранении нарушений по акту № 52  контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в оспариваемых положениях подпункта 3 пункта 4, подпункта 1 пункта 5, подпункта 2 пункта 6    является законным и обоснованным.

Подпункт 3 пункта 4 предписания устанавливает необходимость до 1 марта 2014 года внести изменения в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования «город Ульяновск» в части изменения срока рассмотрения заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка с 30 рабочих дней на 30 календарных дней.

Как следует из пункта 2.4 указанного Административного регламента, утвержденного постановлением мэрии г. Ульяновска от 19 октября 2010 года № 5554, общий срок предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования «город Ульяновск» устанавливается в течение 30 рабочих дней со дня поступления запроса в администрацию.

Подпункт 1 пункта 5 предписания указывает на необходимость внести изменения до 1 марта 2014 года в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на территории муниципального образования «город Ульяновск» в части изменения срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство с 10 рабочих дней на 10 календарных дней.

Согласно пункту 2.4 указанного Административного регламента, утвержденного постановлением мэрии г. Ульяновска от 19 октября 2010 года № 5553, общий срок предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на территории муниципального образования «город Ульяновск» устанавливается в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления.

Подпункт 2 пункта 6 предписания указывает на необходимость внести изменения до 14 февраля 2014 года в Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в части изменения срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с 10 рабочих дней на 10 календарных дней.

Пунктом 2.5.1 указанного Административного регламента, утвержденного постановлением мэрии г. Ульяновска от 18 августа 2010 года № 4274, предусмотрено, что при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должна быть осуществлена в срок не более 10 рабочих дней со дня подачи полного пакета документов застройщиками согласно пункту 2.3 настоящего Административного регламента.

Порядок и сроки рассмотрения заявлений и принятия решений по вопросам выдачи градостроительного плана, разрешений на строительство объектов капитального строительства,  разрешений на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрены Градостроительным кодексом  Российской Федерации.

Так,  из содержания части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Поскольку приведенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не устанавливают исчисление сроков рассмотрения заявлений и принятия решений в рабочих днях, следовательно,  в них идет речь о календарном исчислении указанных сроков.

Таким образом, утвержденные администрацией г. Ульяновска вышеуказанные административные регламенты в части положений,  предусматривающих указание на исчисление сроков  рассмотрения заявлений и принятия решении по вопросам выдачи градостроительного плана, разрешений на строительство объектов капитального строительства,  разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в рабочих дня противоречат приведенным положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает,  что  предписание № 51 об устранении нарушений по акту № 52  контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности от 17 декабря 2013 года в части подпункта 3 пункта 4, подпункта 1 пункта 5, подпункта 2 пункта 6 вынесено Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  правомерно, поскольку оно направлено на приведение нормативных правовых актов органа местного самоуправления в соответствие с положениями федерального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы администрации г. Ульяновска о незаконности предписания в указанной части являются несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании приведенных норм  Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из отзыва Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, оспариваемый подпункт 3 пункта 5 предписания является ошибочным, в связи с чем в администрацию города Ульяновска было направлено сообщение о том, что данный пункт предписания не подлежит исполнению.

Поскольку указанный подпункт 3 пункта 5 предписания № 51 об устранении нарушений по акту № 52  контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности от 17 декабря 2013 года Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области фактически отменен, не подлежит исполнению, соответственно, не может повлечь нарушение прав заявителя, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены состоявшегося по делу  судебного решения в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным предписания в части подпункта 3 пункта 5.

Таким образом, судебная коллегия  считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 08 апреля  2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи