Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании обеспечить жилым помещением
Документ от 29.07.2014, опубликован на сайте 22.08.2014 под номером 46515, 2-я гражданская, об обеспечении жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                   дело № 33-2447/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                    29 июля 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Логинова Д.А. и Костюниной Н.В.,

при секретаре Пузакиной К.К.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 апреля 2014 года, по  которому постановлено:

 

Иск прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах  Мошкова  А*** А*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Мошкова А*** А*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Мошкова А*** А*** жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск».

Иск прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах Мошкова А*** А*** к Правительству Ульяновской области оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения Мошкова А.А.,  возражавшего против доводов жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Мошкова А.А., *** г.р., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что Мошкова А.А., относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилого помещения.

Мать Мошкова А.А. – Ш*** Н*** Н***, решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 18.08.2005 признана безвестно отсутствующей,  отец – М*** А*** В*** решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 14.12.2006 также признан безвестно отсутствующим.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от 02.04.2013 Мошков А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение Мошкову А.А. не предоставлено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по своевременному обеспечению Мошкова А.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Правительство Ульяновской области обеспечить Мошкова А.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.Ульяновске. 

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что не оспаривает право Мошкова А.А. на обеспечение специализированным жилым помещением в соответствии с Законом Ульяновской области №53-ЗО от 06.05.2006 «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области». Однако жилое помещение ему не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.

В 2013 году неоднократно проводились торги по приобретению в государственную собственности жилых помещений, однако на них не было подано не одной заявки, в связи с чем торги были признаны несостоявшимися.

Предоставление Мошкову А.А. первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска полагает решение суда законным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст.ст.167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.«ж» ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Мошков А.А., *** г.р., относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Мошкова А.А. – Ш*** Н*** Н***, решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 18.08.2005 признана безвестно отсутствующей, отец – М*** А*** В*** решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 14.12.2006 также признан безвестно отсутствующим.

Постановлением главы администрации Сенгилеевского района Ульяновской области от 01.08.2003 Мошков А.А. был направлен в социальный приют для детей в п. Красный Гуляй.

Постановлением Главы администрации МО «Сенгилеевский район» от 05.07.2006 Мошков А.А. был направлен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с договором от 11.01.2010, заключенным Министерством образования Ульяновской области с Б*** Н*** А*** (приемным родителем), зарегистрированной по адресу: г. Ульяновск, ул. П***, д.***, кв.*** М*** А.А. передан на воспитание в приемную семью.

Мошков А.А. временно, до 23.05.2015, зарегистрирован по адресу: г.Ульяновск, ул.П***, д.***, кв.*** в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Б*** Н.А.

Мошков А.А. обучался в 11Б классе Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 имени А.М.Аблукова г.Ульяновска.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от 02.04.2013 Мошков А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

По сведениям УОГУП БТИ и УФРС по Ульяновской области Мошков А.А. жилых помещений в собственности не имеет.

В соответствии с ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В силу абз.2 и 3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон №159-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2013, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 №250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).

Законом Ульяновской области от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон №200-ЗО), статьей 2 которого закреплено, что право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

При этом, право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно п.2 ст.4 данного Закона дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» определен порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В силу ст.9 указанного закона жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 №644-П утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 08.04.2011 №151-П «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 №165-П от 19.05.2010 «Об уполномоченном органе» в качестве исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области указано Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 №644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» специализированные жилые помещения по договорам найма предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области по их письменному заявлению.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области (Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области) принимает решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия решения сроком на 5 лет и является основанием для вселения граждан в предоставленные жилые помещения.

Финансовое обеспечение расходных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период. Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

На основании вышеприведенных законодательных норм, установив правомерность включения Мошкова А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области в муниципальном образовании «г.Ульяновск», суд правомерно признал незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Мошкова А.А. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, обязав ответчика обеспечить истицу жилым помещением по договору специализированного найма в муниципальном образовании «город Ульяновск».

В иске к правительству Ульяновской области отказано обоснованно.

Доводы апелляционной жалобы в части невозможности обеспечить Мошкова А.А. указанным жилым помещением в виду отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, поскольку закон, обязывая субъекты Российской Федерации обеспечивать жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилья, по окончании ими учебных заведений, службы в армии и т.д., не ставит возможность исполнения данной обязанности от наличия либо отсутствия соответствующих жилых помещений.

Довод апелляционной жалобы ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и Мошков А.А., не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат правовых оснований к отмене решения суда.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, не усматривается.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 апреля 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи