УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Высоцкая
А.В. Дело № 33 – 2161/2014 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Ульяновск
25 июля 2014 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Жаднова Ю.М.,
судей Логинова Д.А.
и Костюниной Н.В.,
при секретаре
Матвеевой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кунатовой Т*** Ю***, Нехожиной С*** В***,
Аникиной О*** А*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от
10 апреля 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Нехожиной С*** В***, Кунатовой Т*** Ю***, Аникиной О*** А***
к администрации города Ульяновска о признании незаконными действий мэра города
Ульяновска по включению в реестр муниципальной собственности нежилых помещений
площадью 16,2 кв.м. и 18,80 кв.м. многоквартирного жилого дома № *** по ул.Т***
в г.Ульяновске, признании нежилых помещений площадью 16,2 кв.м. и 18,80 кв.м.
многоквартирного жилого дома № *** по ул.Т*** в г.Ульяновске общим имуществом
многоквартирного дома, обслуживающим более одной квартиры, исключении нежилых
помещений площадью 16,2 кв.м. и 18,80 кв.м. многоквартирного жилого дома № ***
по ул.Т*** в г.Ульяновске из реестра муниципальной собственности, признании
недействительным права муниципальной собственности на нежилые помещения
площадью 16,2 кв.м. (номера на поэтажном плане 1 этажа: №№***) и 18,80 кв.м.
(номера на поэтажном плане 1 этажа: №№***) многоквартирного жилого дома № ***
по ул.Т*** в г.Ульяновске, отмене записи о регистрации права собственности
города Ульяновска на нежилые помещения в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним от 02.06.2010 №***, №***, признании права
общей долевой собственности на нежилые помещения площадью 16,2 кв.м. и 18,80
кв.м. многоквартирного жилого дома № *** по ул.Т*** в г.Ульяновске
пропорционально площади квартир, находящихся в собственности Нехожиной С*** В***,
Кунатовой Т*** Ю***, Аникиной О*** А***, отказать.
Заслушав доклад
судьи Логинова Д.А. по делу, объяснения Кунатовой Т.Ю., Нехожиной С.В.,
представлявшей также интересы ООО «Евро-Строй-Сервис», поддержавших доводы
апелляционной жалобы, представителя администрации г.Ульяновска и Комитета по
управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и
градостроительства администрации г.Ульяновска Киреева С.В., представителя
Фадеевой Е.В. – Милош Л.М., Смирновой О.В., представителя Смирновой О.В. и
Фадеевой Е.В. – Назарской М.В., полагавших доводы апелляционной жалобы
необоснованными, заслушав в качестве специалистов К*** М.В. и Б*** М.В.
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кунатова Т.Ю.,
Нехожина С.В., Аникина О.А. обратились в суд с иском к администрации
г.Ульяновска о признании незаконными действий мэра г.Ульяновска по включению в
реестр муниципальной собственности нежилых помещений многоквартирного жилого
дома, о признании недействительным права муниципальной собственности на нежилые
помещения в многоквартирном жилом доме, исключении нежилых помещений из реестра
муниципальной собственности, признании нежилых помещений общим имуществом
помещений многоквартирного жилого дома, обслуживающим более одной квартиры,
отмене записи о регистрации права собственности города Ульяновска на нежилые
помещения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и
сделок с ним от 02.06.2010, признании права общей долевой собственности на
нежилые помещения.
В обосновании иска
указали, что они являются собственниками квартир в доме, расположенном по
адресу: г.Ульяновск, ул.Т***, ***, который представляет собой двенадцатиэтажный
жилой дом.
Дом был сдан в
эксплуатацию в 1978 году и находился на балансе муниципального образования
«город Ульяновск», а в настоящее время находится в управлении ООО
«Евро-Строй-Сервис». В доме имеются бывшие колясочные подъездов - «парадные»
входы в подъезды, которые, согласно техническому паспорту являются пожарными
входами.
Указанные помещения
незаконно, на основании Постановления мэра №*** от 14.10.1994 были включены в
перечень муниципальной собственности,
02.06.2010 за г.Ульяновском было
зарегистрировано право собственности.
О данном нарушении
истцам стало известно в феврале 2014 года в связи с рассмотрением в арбитражном
суде Ульяновской области заявления о признании незаконным отказа в выкупе
спорного помещения, в котором располагается парикмахерская. Ранее обратиться с
иском в суд истцы не имели возможности, так как не имелось никаких документов,
а мэрия постоянно вводила их в заблуждение относительно спорных помещений. В
настоящее время бывшие колясочные заняты арендаторами, и используются ими под
размещение парикмахерской и ателье.
Поскольку спорные
помещения не имеют самостоятельного назначения, кроме как обеспечение входа с
улицы в многоквартирный дом, то данные нежилые помещения являются общим
имуществом многоквартирного дома в силу положений ч.1 ст.36 ЖК РФ и Правил
содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением
Правительства РФ №491 от 13.08.2006.
В связи с тем, что спорные
помещения используются не по назначению, то в данных помещениях нельзя
обустроить вахту для обеспечения порядка и безопасности многоквартирного жилого
дома, имеет место нарушение их прав, как собственников жилых помещений в данном
многоквартирном доме. Тот факт, что спорные нежилые помещения относятся к
общему имуществу многоквартирного жилого дома, отражен в экспертном
исследовании № *** от 19.09.2013.
В соответствии со
ст.289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с
принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в
праве собственности на общее имущество дома (ст.290 ГК РФ).
Истцы просили
признать незаконными действия мэра г.Ульяновска по включению в реестр
муниципальной собственности нежилых помещений в многоквартирном жилом доме,
площадью 16,2 кв.м., и 18,8 кв.м., расположенных по адресу: г.Ульяновск, ул. Т***,
***; признать указанные нежилые помещения общим имуществом многоквартирного
дома, обслуживающим более одной квартиры; исключить нежилые помещения из реестра
муниципальной собственности; признать недействительным право муниципальной
собственности на нежилое помещение общей площадью 16,2 кв.м., (номера на
поэтажном плане 1 этажа: №№***, по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск,
ул.Т***, № ***); признать недействительным право муниципальной собственности на
нежилое помещение общей площадью 18,8 кв.м., (этаж 1, номера на поэтажном плане
№№***, по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Т***, № ***); отменить
запись о регистрации права собственности г.Ульяновска на нежилые помещения в
Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от
02.06.2010 за №***, за № ***; признать за ними долю в праве общей долевой
собственности на нежилые помещения общей площадью 16,2 кв.м. и 18,8 кв.м.,
пропорционально площади квартир, находящихся в их собственности.
К участию в деле в
качестве третьих лиц судом были привлечены Комитет по управлению городским
имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска (в настоящее
время Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами,
архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска), Управление
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
Ульяновской области, Смирнова О.В., Фадеева Е.В., ООО «Евро-Строй-Сервис».
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Кунатова Т.Ю., Нехожина С.В., Аникина О.А. не соглашаются с решением
суда, просят его отменить .
В обоснование жалобы
указывают, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно
определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, положенные в
основу решения не мотивированы.
Полагают, что в
основу решения суда необснованно положено техническое заключение ФГУП
«Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и не принято во внимание экспертное
исследование АНО «Поволжский центр экспертиз» № ***. С заключением ФГУП
«Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» они не согласны.
Считают, что судом
дана неверная оценка акту осмотра нежилых помещений от 20.03.2014, суд ошибочно
исключил данный акт из доказательств.
В решении суд
ссылается на копии кадастровых паспортов, оригиналы которых не были
представлены.
Суд не принял во
внимание наличие в спорных помещениях инженерных сетей ХВС, ГВС, канализации,
электроснабжения. Спорное имущество предназначено для обслуживания более чем
одного помещения в доме, поэтому является общим имуществом собственников
помещений в доме.
Судом неверно
определен правовой режим спорных нежилых помещений, не установлена дата первой
приватизации жилого помещения в доме, необходимая для определения возникновения
права общей долевой собственности.
Кроме того, не соответствует
фактическим обстоятельствам вывод суда об истечении срока давности.
В возражениях на
апелляционную жалобу председатель КУГИЗ администрации г.Ульяновска Горюнова
Т.В., представитель администрации города Ульяновска Киреев С.В., Смирнова О.В.,
представитель Фадеевой Е.В. – Назанская М.В. считают решение суда законным и
обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежащим.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное
заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения
дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии со
ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке
являются: неправильное применение норм материального права, несоответствие
выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Из материалов дела
следует, что истица Нехожина С.В. является собственником квартиры №***,
расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул.Т***, ***, истицы Аникина О.А. и
Кунатова Т.Ю. - собственниками долей в праве общей долевой собственности на
квартиры №*** и №*** в указанном доме соответственно.
В соответствии со ст.290
ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей
долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома,
механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за
пределами и внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры.
Спорные нежилые
помещения площадью 18,8 кв.м. и 16,2 кв.м. расположены на 1-м этаже в 1-м и 2-м
подъездах многоквартирного дома №*** по ул.Т***.
Отказывая в
удовлетворении заявленных исковых требований, суд пришел к выводам об
отсутствии нарушений прав истцов, поскольку они стали собственниками жилых
квартир после возникновения права собственности администрации на спорные жилые
помещения, а также о пропуске ими срока исковой давности, установленного ст.199
ГК РФ, поскольку об использовании спорных жилых помещений в качестве
обособленных истцам стало известно в 1997 г.
С приведенными
выводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку они не соответствуют
обстоятельствам дела.
Постановлением мэра
г.Ульяновска от 14.10.1994 №*** в реестр муниципальной собственности было
включено нежилое помещение площадью 103 кв.м., расположенное по адресу:
г.Ульяновск, ул.Т***, д.***. Как следует из перечня нежилых помещений,
передаваемых в муниципальную собственность, в качестве назначения включенного в
реестр помещения указано «контора». При этом в перечне нежилых помещений,
передаваемых в муниципальную собственность, отсутствует указание на передачу
нежилых помещений в данном доме площадью 18,9 кв.м и 21,1 кв.м.
03.03.2010 на
спорные нежилые помещения подготовлены кадастровые паспорта.
В соответствии со ст.8.1,
ст.131
ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной
регистрации и возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст.196 ГК
РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Как следует из ч.1
ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности
начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего
права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Право собственности
на указанные нежилые помещения зарегистрировано за ответчиком 02.06.2010, о чем
выданы свидетельства о регистрации права серии *** и серии *** №*** от
02.06.2010.
Из пояснений истцов
следует, что о возникновении у ответчика права собственности на спорные
помещения стало известно в феврале 2014 года в связи с рассмотрением
арбитражным судом дела об оспаривании индивидуальным предпринимателем отказа в
выкупе одного из помещений.
Доказательств того,
что о возникновении у ответчика права собственности на спорные помещения истцам
стало известно ранее указанного периода, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного
судебная коллегия полагает несостоятельным вывод суда первой инстанции о
пропуске истцами срока исковой давности.
Постановлением
и.о.Главы администрации города Ульяновска от 19.03.2012 №***, вынесенным после
регистрации права собственности на спорные жилые помещения, в постановление
мэра г.Ульяновска от 14.10.1994 №*** внесены изменения, в строку перечня
нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность по ул.Т***, д.***
включены нежилые помещения площадью 262,6 кв.м., в том числе: нежилые помещения
подросткового клуба площадью 227,6 кв.м.; нежилые помещения площадью 18,8 кв.м.; нежилые помещения площадью 16,2 кв.м.
При данных
обстоятельствах, учитывая, что постановлением мэра г.Ульяновска от 14.10.1994 №***
в реестр муниципальной собственности было включено нежилое помещение конторы
площадью 103 кв.м, а сведения о спорных нежилых помещениях в его первоначальной
редакции отсутствовали, судебная коллегия полагает, что действия по включению в
реестр муниципальной собственности спорных жилых помещений нельзя признать
законными.
Как было установлено
судом первой инстанции, с 1997 года указанные нежилые помещения предоставляются
в аренду индивидуальным предпринимателям. В настоящее время арендаторами данных
нежилых помещений являются ИП Фадеева Е.В. и ИП Смирнова О.В.
Согласно схеме 1
этажа указанного дома, спорные нежилые помещения расположены в 1-м и 2-м подъездах
дома, (обозначены «7а»), имеют площадь 18,9 кв.м и 21,1 кв.м.
В соответствии с
п.4.3 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и
введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 №18-7 (далее –
СниП 21-01-97), в процессе эксплуатации следует: не допускать изменений
конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без
проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в
установленном порядке. Как следует из введения к СНиП 21-01-97, в них приведены
противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению.
Согласно п.48, п.49
ст.2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности» (далее – Федерального закона №123-ФЗ) эвакуационный выход - выход, ведущий на путь
эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону; эвакуационный путь
(путь эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей, ведущий
непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям
безопасной эвакуации людей при пожаре.
Как следует из ч.3
ст.4 Федерального закона №123-ФЗ к нормативным документам по пожарной
безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие
требования пожарной безопасности, а также иные
документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение
которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего
Федерального закона.
В соответствии с ч.4
ст.4 Федерального закона №123-ФЗ в случае, если положениями настоящего
Федерального закона (за исключением положений статьи 64,
части 1
статьи 82, части 7
статьи 83, части 12
статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального
закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем
требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений
настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были
введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена
на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего
Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в
отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт,
реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего
Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по
капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно п.1 ч.1
ст.80 Федерального закона №123-ФЗ конструктивные, объемно-планировочные и
инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае
пожара: эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и
здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.
Исходя из ч.3 ст.80
Федерального закона №123-ФЗ при изменении функционального назначения зданий,
сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении
объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено
выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с
настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий,
сооружений или помещений.
Как следует из
поэтажного плана строения по состоянию на 12.11.1978, имеющегося в инвентарном
деле, спорные помещения являлись пожарными выходами, были предназначены для
выхода с первого этажа из подъездов жилого дома наружу.
В соответствии
техническим паспортом на нежилые помещения дома №*** по ул.Т*** г.Ульяновска по
состоянию на 04.09.2009, подготовленным Ульяновским филиалом ФГУП
«Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», спорные помещения являются
изолированными, имеют отдельные входы с улицы, при этом входов в подъезды дома
не имеют.
Вместе с тем, в
материалы дела не предоставлено доказательств того, что при проведении
инвентаризации было учтено, что спорные помещения являлись пожарными выходами и
имели проход в подъезды жилого дома.
Как следует из копии
ответа на запрос директора Ульяновского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –
Федеральное БТИ», по состоянию на 04.09.2009 была выполнена техническая
инвентаризация нежилых помещений указанного дома на основании муниципального
контракта.
Для выполнения работ
была предоставлена выписка из реестра жилых и не жилых помещений муниципальной
собственности от 13.08.2009. Техническая инвентаризация нежилых помещений
проводилась в присутствии и в сопровождении представителя КУГИ г.Ульяновска
(л.д.170-171).
Из представленной
копии выписки усматривается, что в реестр муниципальной собственности было
включено нежилое помещение площадью 103 кв.м. с назначением «торговое,
бытов.обслуживание». Сведений о нежилых помещениях площадью 18,9 кв.м и 21,1
кв.м. указанная выписка не содержит.
В соответствии с
ч.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ изменение параметров объекта
капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади,
объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального
строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных
конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных
элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких
конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов является
реконструкцией объектов капитального строительства.
Принимая во
внимание, что была изменена площадь спорных нежилых помещений, их назначение, количество
выходов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что фактически они были
реконструированы.
Вместе с тем,
проекта реконструкции пожарных выходов в отдельные изолированные нежилые
помещения и разрешительной документации на их реконструкцию в ходе судебного
разбирательства представлено не было. Доказательств того, что реконструкция
пожарных выходов была согласована с органами государственного пожарного
надзора, и при этом были предусмотрены и выполнены какие-либо компенсационные
мероприятия, материалы дела не содержат.
Представленное
ответчиком техническое заключение, подготовленное Ульяновским филиалом ФГУП
«Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в 2013 году, согласно которого спорные
помещения не относятся к помещениям общего пользования, не содержит каких-либо
сведений о наличии проектной и разрешительной документации о реконструкции
данных помещении и соответствии их требованиям пожарной безопасности. Данное
заключение подготовлено лишь на основании данных визуального осмотра и
технического паспорта по состоянию на 04.09.2009, поэтому не свидетельствует о
законности произведенной реконструкции.
Согласно ст.34
Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане
имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Как следует из ч.3
ст.89 Федерального закона №123-ФЗ к эвакуационным выходам из зданий и
сооружений относятся выходы, которые ведут: 1) из помещений первого этажа
наружу: а) непосредственно; б) через коридор; в) через вестибюль (фойе); г)
через лестничную клетку; д) через коридор и вестибюль (фойе); е) через коридор,
рекреационную площадку и лестничную клетку. Аналогичные положения закреплены в
п.6.9 СНиП 21-01-97.
В соответствии с
п.6.19 СНиП 21-01-97. выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к
эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться
для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются
при эвакуации в случае пожара.
Жилой дом №*** по
ул.Т*** в г.Ульяновске имеет 12 этажей и 3 подъезда.
Из материалов дела
следует, из первого и второго подъездов указанного дома имеется по одному
выходу. При этом для выхода с первого этажа указанного дома нужно преодолеть
более трех вспомогательных помещений (коридор «5а», коридор «3а», коридор
«2а»), при этом в коридоре «3а» расположены выходы из лифтов.
В соответствии с ч.1
ст.89 Федерального закона №123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и
выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Как установлено ч.14
ст.89 Федерального закона №123-ФЗ эвакуационные пути (за исключением
эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих
предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки,
ведущие: через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и
тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери
шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным
преградам. Аналогичные положения содержит п.6.24 СНиП 21-01-97.
Согласно ч.16 ст.88
Федерального закона №123-ФЗ дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с
выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны
защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или
экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45,
автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо
лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров,
лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными
перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
Доказательств того,
что двери лифтов на первом этаже в первом и втором подъездах указанного дома
соответствуют пределу огнестойкости не менее EI 30, в материалы дела не
предоставлено.
Более того, как
следует из представленных удостоверений о качестве лифтов данного дома, они
изготовлены в 1978 году, материалом ограждения кабины лифта является
древесно-стружечная плита, оклеенная бумажно-слоистым пластиком.
Несоответствие
дверей лифтовых шахт требованиям пожарной безопасности в части огнестойкости
было подтверждено в ходе судебного заседания сотрудником Отдела надзорной
деятельности по г.Ульяновску УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области К*** М.В.
и начальником отдела судебной строительно-технической экспертизы ООО
«Симбирск-экспертиза» Б*** М.В., опрошенными в качестве специалистов.
При данных
обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеющиеся в
настоящее время выходы из первого и второго подъездов многоквартирного дома №*** по ул.Т*** не
соответствуют нормативным требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к
эвакуационным выходам, в связи с чем не могут быть признаны таковыми.
Спорные нежилые
помещения, изначально являвшиеся пожарными выходами, в данном случае являются
единственными эвакуационными выходами из первого и второго подъездов
12-тиэтажного жилого дома.
Согласно ч.1 ст.36
Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат
на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся
частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в
данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты,
лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых
имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в
данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие
несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое,
санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за
пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Как следует из
п.п.«а» п.2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении
Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения
размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и
выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими
установленную продолжительность» в состав общего имущества включаются помещения
в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для
обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом
многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе
межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты,
коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет
средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного
транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых
имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или)
нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные,
бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование.
В соответствии ч.3
ст.36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в
многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в
данном доме путем его реконструкции.
Принимая во внимание
отсутствие проекта реконструкции спорных нежилых помещений в изолированные, а
также то, что они являются единственными эвакуационными выходами из каждого из
подъездов жилого дома в случае пожара, судебная коллегия приходит к выводу о
том, что данные помещения предназначены для обслуживания более одного помещения
в доме, следовательно, по правилам ст.36
Жилищного кодекса РФ, ст.290
ГК РФ являются общим имуществом всех собственников жилых и нежилых помещений в
доме.
Регистрация за
ответчиком ответчика права собственности на спорное имущество нарушает права
собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
В силу изложенного
решение суда первой инстанции нельзя признать правильным.
В целях исправления
судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела, судебная коллегия признает
решение подлежащим отмене с принятием нового решения, которым полагает
необходимым признать незаконными действия мэра г.Ульяновска по включению в
реестр муниципальной собственности спорных нежилых помещений, признать их общим
имуществом собственников помещений многоквартирного дома, исключить данные
помещения из реестра муниципальной собственности и прекратить на них право
муниципальной собственности.
Право общей долевой
собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в
силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре
прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст.328
ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 10 апреля 2014 года отменить.
Постановить по делу
новое решение, которым: признать незаконными действия мэра города Ульяновска по
включению в реестр муниципальной собственности нежилых помещений площадью 16,2
кв.м. и 18,8 кв.м. многоквартирного жилого дома № *** по ул.Т*** в г.Ульяновске;
признать нежилые помещения площадью 16,2 кв.м. и 18,8 кв.м. многоквартирного
жилого дома № *** по ул.Т*** в г.Ульяновске общим имуществом собственников
помещений многоквартирного дома; исключить нежилые помещения площадью 16,2
кв.м. и 18,8 кв.м. многоквартирного жилого дома № *** по ул.Т*** в г.Ульяновске
из реестра муниципальной собственности; прекратить право муниципальной
собственности на нежилые помещения площадью 16,2 кв.м. (номера на поэтажном
плане 1 этажа: №№***) и 18,8 кв.м. (номера на поэтажном плане 1 этажа: №№***)
многоквартирного жилого дома №*** по ул.Т*** в г.Ульяновске.
Определение судебной
коллегии является основанием для внесения изменений в Единый государственный
реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прекращения права
собственности на указанное недвижимое имущество Управлением Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи