Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О зачете в выслугу лет в льготном исчислении периода военной службы
Документ от 29.07.2014, опубликован на сайте 07.08.2014 под номером 46442, 2-я гражданская, о назначении пенсии по службе, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья   Рыбалко В.И.                                                                         Дело № 33-2546/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     29 июля 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Казаковой М.В. и Фоминой В.А.

при секретаре Шаряевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 марта 2014 года, по  которому постановлено:

Исковые требования Казакова А*** В*** удовлетворить.

Обязать Военный комиссариат Ульяновской области зачесть в выслугу лет для назначения пенсии на основании пункта «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходив­ших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» период службы Казакова А*** В*** с 30 июня 1993 года по 11 мая 1994 года в льготном исчислении – один месяц службы за три месяца.

Признать за Казаковым А*** В*** право на назначение пенсии за выслугу лет на основании пункта «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходив­ших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 30 августа 2013 года.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителей военного комиссариата Ульяновской области Красновой М.С., Чижаковского И.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца Казакова А.В. и его представителя адвоката  Лядского И.Л.,  возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Казаков А. В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области  о включении периода в выслугу лет льготном исчислении, признании права на назначение пенсии за выслугу лет.

В обоснование иска указал, что в 2012 году он обращался  в Военный комиссариат Ульяновской области по вопросу наличия у него выслуги лет для назначения военной пенсии. Письмом *** от 20.08.2012 истцу было сообщено о том, что, согласно произведенному расчету, выслуга лет у него составила 19 лет, 5 месяцев 9 дней, при требуемой для назначения пенсии 20 лет.

Вместе с тем, истцу было сообщено, что период его военной службы в Абхазии в 1993 - 1994 годах будет засчитан ему в льготном исчислении -  один месяц службы за три месяца при наличии архивного документа или военного билета с записью о праве на льготное исчисление выслуги лет.

Выданный истцу военный билет был им утерян. Взамен утерянного военного билета Казакову А. В. 19.08.2008 был выдан дубликат военного билета ***.

Из копии послужного списка истца следует, что в период с 30.06.1993 по 11.05.1994  он выполнял задачи в зоне чрезвычайного положения по защите конституционных прав граждан на территории Абхазии. В соответствии с приказом МО РФ *** от 17.03.1993, приложение № 2, ст. 4 данный период зачисляется в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях (один месяц за три).

Однако период службы с 30.06.1993 по 11.05.1994 засчитан Казакову А. В. в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении. 

С учетом льготного исчисления службы в период с 30.06.1993 по 11.05.1994 выслуга лет истца для назначения мне пенсии составит 21 год 2 месяца 2 дня.

В связи с этим в сентябре 2013 года Казаков А. В. обратился в Военный Комиссариат Ульяновской области с заявлением о назначении ему военной пенсии за выслугу лет на основании п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». К заявлению истец приложил копию военного билета и копию послужного списка из архива.

Военным комиссаром Ульяновской области в письме от 04.12.2013 (исх.                     ***)   Казакову А. В. было отказано в льготном исчислении вышеуказанного периода службы на территории Абхазии и в назначении военной пенсии.

Действия ответчика - Военного комиссариата Ульяновской области Казаков              А. В. считает незаконными.

Просил зачесть в выслугу лет для назначения пенсии на основании п. «а» ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» период военной службы с 30.06.1993 по 11.05.1994 на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца; признать за Казаковым А. В. право на назначение пенсии за выслугу лет на основании п. «а» ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходив­ших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Военный комиссариат Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, исковые требования Казакова А.В. оставить без удовлетворения. Указывает, что суд не применил норму подлежащую применению, а именно: п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941  «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Суд, делая ссылку в решении на приказ МБ РФ *** от 17.03.1993,  сам приказ не изучал. Кроме того не дана надлежащая оценка  тому факту, что в архивной справке ФОГУ «Центральный пограничный архив» от 07.07.2011 *** отсутствуют сведения о выполнении задач по обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта, а также о наличии оснований для льготного исчисления выслуги лет на пенсию Казакову А.В.

В возражении на апелляционную жалобу  Казаков А.В.  просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Военного комиссариата Ульяновской области – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявленные Казаковым А.В. требования, суд, ссылаясь на положения действующего законодательства, регулирующие порядок предоставления военнослужащим, участвовавшим в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, соответствующих гарантий и компенсаций, исходил из того, что материалами дела подтверждается факт службы истца в условиях вооруженного конфликта в период с 30 июня 1993 года по 11 мая 1994 года г., в связи с чем названный период подлежит зачету в льготном исчислении при назначении пенсии.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.

Пункт 1 ст.3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает единую систему правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов обеспечения. Вместе с тем уровень этого зависит от занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы (по призыву, по контракту).

Таким образом, истец те периоды, которые он просил исчислить в льготном порядке, имел статус военнослужащего срочной службы и пользовался теми правами и льготами, которые были предусмотрены для этой категории военнослужащих.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона, в льготном исчислении.

Согласно ч. 3 этой же статьи, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных Законом полномочий, приняло Постановление 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", где в абзац.12 пп.б пункта 3  предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, засчитывается на льготных условиях   один месяц службы за три месяца: при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.

В п. 5 Постановления закреплено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Приведенная правовая норма по своему характеру является специальной, определяющей порядок зачета военной службы по призыву (ранее - срочной военной службы) в выслугу лет для назначения пенсий. Она же устанавливает случаи, когда такая служба подлежит зачету на льготных условиях.

Анализ содержания этого пункта позволяет сделать вывод, что прохождение службы по призыву на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта, к указанным случаям не относится.

Кроме того,  абзац 12 в отличие от других абзацев (4,8,17) специальной оговорки о зачете в выслугу лет в льготном исчислении службы по призыву в периоды выполнения  названных задач в условиях грузино-абхазского конфликта – не содержит.

Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях.

В силу статьи 2 Закона РФ от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии предусмотрен льготный порядок расчета выслуги лет - один месяц военной службы за три месяца.

При этом Правительству РФ было поручено определить порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (статья 7 этого Закона).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством РФ).

При этом периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командира воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Таким образом, само по себе нахождение военнослужащего в период прохождения военной службы на территории, где объявлено чрезвычайное положение, или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач. Фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Тогда как истцом доказательств фактического участия в боевых действиях в период прохождения срочной службы с 30.06.1993 по 11.051994 года не представлено.

Вопреки выводам суда первой инстанции записи в военном билете истца вышеуказанное обстоятельство не подтверждают.

Не содержится таких сведений и в личном деле и архивной справке ФСБ России. Кроме того, истец в судебной коллегии пояснил, что непосредственно в боевых действиях он не участвовал.

Поскольку вышеуказанный период истца подлежит зачету в выслугу лет в календарном исчислении, истец не имеет необходимый стаж службы, то решение суда об удовлетворении иска о назначении пенсии за выслугу лет является незаконным и подлежит отмене.

Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 марта 2014 года отменить.

Вынести по делу новое решение.

В иске Казакову А*** В*** о включении периода службы с 30 июня 1993 года по 11 мая 1994 года в выслугу лет в льготном исчислении (один месяц службы за три месяца) и признании права на назначение пенсии по выслуге лет в связи с прохождением военной службы, отказать.

 

Председательствующий 

 

Судьи