Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения жилищной комиссии таможенной службы
Документ от 22.07.2014, опубликован на сайте 05.08.2014 под номером 46380, 2-я гражданская, признание права на выплату, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьев А.Г.                                                   Дело № 33-2430/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          22 июля 2014 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Аладина П.К. и Нефёдова О.Н.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Абрамова И*** А*** на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 07 мая 2014 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Абрамова И*** А*** к Ульяновской таможне о признании незаконным решения комиссии Ульяновской таможни от 16.12.2013 (протокол № 2), возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении порядка очередности постановки на такой учет отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефёдова О.Н., объяснения Абрамова И.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; представителей Ульяновской таможни Куракиной И.А. и Фасхутдиновой Л.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Абрамов И.А. обратился в суд с иском к Ульяновской таможне об оспаривании решения от 16.12.2013 комиссии Ульяновской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Ульяновской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; восстановлении порядка очередности постановки на такой учет.

Требования мотивировал тем, что проходит службу в Ульяновской таможне в должности начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в связи с чем обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения такой социальной выплаты. Решением от 16.12.2013 комиссии Ульяновской таможни в постановке на учет для получения социальной выплаты ему было отказано со ссылкой на пункты 1, 5 ч. 8 ст. 4 названного Федерального закона. Комиссия усмотрела в его действиях намеренное ухудшение жилищных условий в связи продажей квартиры, находившейся в его собственности до 25.09.2012.

С данным решением не согласен, поскольку отчуждение жилого помещения произошло до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого обратной силы не имеют. После 01.01.2013 он – истец – и члены его семьи никаких действий по ухудшению жилищных условий не совершали.

 

Рассмотрев по существу требования истца, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Абрамов И.А. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Ссылаясь на ст. 7 ЖК РФ, полагает, что суд применил не подлежащую применению в рассматриваемом споре норму – ст. 53 ЖК РФ, относящуюся к отношениям по предоставлению жилого помещения по договору социального найма. Обращает внимание, что в Жилищном кодексе РФ отсутствует понятие «социальная выплата». Порядок предоставления социальных выплат регулируется не указанным Кодексом, а Федеральным законом от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 20 которого не предусматривается распространение действия его норм на правоотношения, возникшие до вступления его в силу. Полагает, что на него не могут быть распространены положения ч. 8 ст. 4 названного Федерального закона в связи с продажей в сентябре 2012 года квартиры. При этом ссылается на позицию Федеральной таможенной службы, изложенную в информационном письме от 25.12.2013 № 08-351/59273.

Также указывает, что на момент отчуждения жилого помещения не знал о наличии проекта указанного Федерального закона. Продажа квартиры, приобретенной в 2007 году на средства ипотечного кредита, была связанна с нецелесообразностью оплаты процентов за пользование кредитом. До 2012 года договор купли-продажи заключен быть не мог, поскольку квартира была обременена ипотекой.

 

Ульяновская таможня в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее.

С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее – сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее – учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, общая продолжительность службы которого в учреждениях и органах составляет не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее – единовременная социальная выплата).

В соответствии с ч. 3 ст. 4 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ).

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 24.04.2013 № 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.

В силу пункта 1 названных Правил они устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» случаях – членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях указанных Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Абрамов И.А. проходит службу в Ульяновской таможне, занимает должность н*** отдела таможенного контроля после выпуска товаров!%. Общая продолжительность государственной службы составляет 27 лет 10 месяцев.

30.10.2013 Абрамов И.А. по месту службы обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

16.12.2013 комиссией Ульяновской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Ульяновской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения со ссылкой на п.п. 1, 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ.

Разрешая предъявленные Абрамовым И.А. требования об оспаривании указанного решения комиссии Ульяновской таможни, суд пришел к правильному выводу об их необоснованности.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для признания его неправильным отсутствуют.

В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи от 04.09.2007 Абрамов И.А. приобрел в собственность однокомнатную квартиру площадью 20,82 кв.м, расположенную по адресу: г. Ульяновск ул. П***, д. ***, кв. ***.

Имея в собственности указное жилое помещение, с 08.10.2012 он был зарегистрирован по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью 66,7 кв.м по адресу: г. Ульяновск, ул. А***, д. ***, кв.***, принадлежавшей Г*** Е.А., с которой он состоит в гражданском браке, и также являющейся сотрудницей Ульяновской таможни. В данной квартире до 30.08.2013 вместе с истцом были зарегистрированы по месту жительства сама Г*** Е.А., их общие с истцом несовершеннолетние дети А*** А.И., А*** Д.И. и мать Г*** Е.А. – Г*** К.Г. С 30.08.2013 указанные лица зарегистрированы по месту жительства в принадлежащей Г*** Е.А. трехкомнатной квартире общей площадью 66,99 кв.м по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Л***, д. ***, кв***.

Таким образом, с учетом наличия у истца в собственности однокомнатной квартиры площадью 20,82 кв.м, обеспеченность Абрамова И.А., Г*** Е.А. и их несовершеннолетних детей общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла более 15 кв.м.

06.09.2012 квартира по адресу: г. Ульяновск ул. П***, д. ***, кв.***, Абрамовым И.А. была продана.

Учитывая данный факт, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец совершил действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий, к каковым ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ отнесены в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Доводы жалобы о том, что суд наряду с Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» руководствовался нормами Жилищного кодекса РФ, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и основанием для отмены решения не являются.

Ссылки в жалобе на недопустимость применения в рассматриваемом деле положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ являются несостоятельными.

Указаний на то, что при рассмотрении вопроса о наличии права на единовременную социальную выплату не подлежат учету совершенные до вступления этого Федерального закона действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, названная норма не содержит.

На момент отчуждения Абрамовым И.А. квартиры обеспечение жильем сотрудников таможенных органов Российской Федерации осуществлялось на основании ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», устанавливающих право федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года и принятого на учет в федеральном государственном органе, на получение 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

При этом условия, при которых предоставлялась единовременная субсидия (нуждаемость в жилье), были такими же, как установленные в последующем Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В этой связи издание в отношении сотрудников таможенных органов Российской Федерации специального нормативного правового акта – Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ, устанавливающего порядок обеспечения жильем на тех же условиях, что и ранее, не исключает необходимость учета при оценке жилищных прав истца совершенных им до вступления в силу этого Закона действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Ссылки в жалобе на информационное письмо Федеральной таможенной службы от 25.12.2013 № 08-351/59273 подлежат отклонению, поскольку это письмо не является нормативным правовым актом, а представляет собой основанное на ошибочном толковании закона мнение государственного органа.

Доводы жалобы об обстоятельствах и мотивах приобретения и продажи квартиры правового значения в рассматриваемом деле не имеют.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 07 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Абрамова И*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи