Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ
Документ от 04.07.2014, опубликован на сайте 01.08.2014 под номером 46179, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.21 ч.1, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Поспелова Г.Н.                                                   Дело №  12 - 231 / 2014 г.                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          04 июля 2014 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда  Жаднов Ю.М.,

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ива и К» Фаловой С*** Г*** на постановление Майнского районного суда Ульяновской области от 18 июня 2014 года, которым суд постановил:

 

Признать общество с ограниченной ответственностью «Ива и К» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.21 ч. 1  Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, и назначить  административное наказание в виде приостановления деятельности на срок пятнадцать суток. Срок наказания исчислять с момента фактического приостановления деятельности.

 

УСТАНОВИЛ:

21.05.2014 государственным инспектором Ульяновской области по охране природы Миначевым Ш.С. был составлен протокол об административном правонарушении № *** в отношении ООО «Ива и К» по ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ.

Из протокола усматривается, что проведенной проверкой в ООО «Ива и К» выявлено использование источника неорганизованного выброса в атмосферный воздух. В частности в протоколе об административном правонарушении указано, что в цехе ООО «Ива и К» по адресу: Ульяновская область, Вешкаймский район, п.г.т. Ч***, ул. М***, д. *** находится котельная, которая отапливает здание и подсобные помещения для производства макаронных изделий. Котельная работает на природном газе, что является стационарным источником выброса в атмосферный  воздух.

В нарушение норм требований экологического законодательства при эксплуатации котельной не учтены содержания вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, что свидетельствует о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух или о вредном физическом воздействии на него без специального разрешения. На момент проверки в ООО «Ива и К» не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух,  и отсутствует специальное разрешение на выброс в атмосферный воздух.

30.05.2014 протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела был направлен для рассмотрения в Майнский районный суд Ульяновской области.

Рассмотрев материалы дела по существу, судья Майнского районного суда Ульяновской области вынес указанное выше постановление, которым привлек ООО «Ива и К» к административной ответственной по ст. 8.21 ч.1  КоАП РФ с назначением ему административного наказания в виде приостановления деятельности на срок пятнадцать суток.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, генеральный директор ООО «Ива и К» Фалова С.Г. не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить.

В обоснование жалобы указано, что часть 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Ни административным органом, ни судом не исследовался вопрос о том, имели ли место указанные обстоятельства и в каком объёме.

ООО «Ива и К» вменяется нарушение ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» о превышении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, однако данная норма распространяется только на юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В ООО «Ива и К» такие источники отсутствуют, имеется только бытовой газовый котел.

В акте проверки, протоколе об административном правонарушении указаны не соответствующие действительности сведения о наличии в ООО «Ива и К» стационарной котельной, производящей выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. В ходе проверки в ООО «Ива и К» не проводился осмотр источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Суд при установлении вины ООО «Ива и К» ссылается на акт проверки, протокол об административном правонарушении, в которых отсутствуют данные о вредных выбросах и сведения о конкретных фактах. Иных доказательств вины ООО «Ива и К» административным органом суду представлено не было.

Утверждение суда о том, что для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ административный орган не должен доказывать превышение ООО «Ива и К» в допущенных выбросах показателей предельно допустимых выбросов, не состоятельно. Согласно ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана. В силу ч.3 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. При проведении проверки не проводились исследования атмосферного воздуха, последствия работы газового котла не установлены, соответственно, выброс вредных веществ в воздух не производился и специальное разрешение на выброс не требуется.

Суд при назначении наказания не учёл, что ООО «Ива и К» является небольшим предприятием, так как на нём работают всего 4 человека. Она (генеральный директор ООО «Ива и К» Фалова С.Г.) уже была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере *** руб.

Также суд не учёл малозначительность совершенного деяния, при котором лицо может быть освобождено от административной ответственности.

Кроме того, суд не дал оценки многочисленным нарушениям, допущенным административным органом при проведении проверки. В частности, ООО «Ива и К» не было направлено уведомление о начале проведения плановой проверки; не было вручено распоряжение Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов о проведении проверки; представителю не было предоставлено время для ознакомления с документами и представления своих письменных возражений; государственный инспектор Миначёв Ш.С. не сделал запись о проведении проверки в ООО «Ива и К» в журнале учёта проверок; должностным лицом было составлено 2 протокола на одно и то же лицо по одному и тому же факту. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований, не могут являться доказательствами по делу и являются недействительными.

При таких обстоятельствах, считает, что в действиях ООО «Ива и К» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, так как вина Общества не доказана, проверка административным органом фактически не проводилась.

Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, заслушав Фалову С.Г. представляющую интересы ООО «Ива и К» и поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ административным правонарушением признается выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

По смыслу данной нормы административная ответственность наступает в случае, когда на выброс вредных веществ в атмосферный воздух требуется получить специальное разрешение, однако, такое разрешение отсутствует.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определяет понятие "загрязняющее вещество" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

Статьей 12 Закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Из административного материала усматривается, что в ходе проведения плановой выездной проверки ООО «Ива и К» по адресу: Ульяновская область, Вешкаймский район, пгт. Ч***, ул. М***, д. *** выявлено, что в результате деятельности ООО «Ива и К» нарушаются правила охраны атмосферного воздуха - отсутствует разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении N *** от 21.05.2014 (л.д. 3-5), актом проверки №*** (л.д. 6-10) и другими материалами дела, оцененными судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела судья районного суда правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал правильную юридическую оценку действиям ООО «Ива и К», и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Доводы жалобы представителя Фаловой С.Г. о том, что судом не исследовался вопрос, имел ли место факт выброса ООО «Ива и К» именно вредных веществ в атмосферу и в каких объёмах, не могут быть приняты во внимание, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ является формальным -  правонарушением признается вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия.

Иные доводы жалобы не опровергают вышеуказанных суждений и сами по себе не являются достаточным правовым основанием к отмене, либо изменению постановления по делу об административном правонарушении.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, не усматриваю.

Наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 8.21 КоАП.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности не установлено.

Существенных нарушений норм права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, не допущено.

Учитывая изложенное, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

Постановление Майнского районного суда Ульяновской области от 18 июня 2014 года оставить без изменения, а жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ива и К» Фаловой С*** Г*** – без удовлетворения.

 

Судья