Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об установлении видеонаблюдения в общеобразовательном учреждении
Документ от 08.07.2014, опубликован на сайте 30.07.2014 под номером 46117, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным и понуждении к оборудованию здания системой видеонаблюдения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зангирова Г.А.                                                                      Дело № 33-2286/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   08 июля 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Полуэктовой С.К., Нефедова О.Н.,

при секретаре Мерчиной А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от                    29 апреля 2014 года, которым постановлено:

 

Иск прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению основная общеобразовательная школа с.Б*** Мелекесского района Ульяновской области, отделу образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и обязании оборудовать здание системой видеонаблюдения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального казенного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Б*** Мелекесского района Ульяновской области, отдела образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в части необорудования здания муниципального казенного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Б*** Мелекесского района Ульяновской области системой видеонаблюдения.

Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Б*** Мелекесского района Ульяновской области, отдел образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01 сентября 2014 года оборудовать здание муниципального казенного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Б*** Мелекесского района Ульяновской области системой видеонаблюдения.

Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Б*** Мелекесского района Ульяновской области и отдела образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области государственную пошлину в доход местного бюджета по 2000 руб. с каждого.

 

Заслушав доклад судьи Полуэктовой С.К., заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению основная общеобразовательная школа  с.Б*** Мелекесского района Ульяновской области (МКОУ ООШ с.Б***), отделу образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области (отдел образования администрации МО «Мелекесский район»), администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области (администрация МО «Мелекесский район») о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оборудовать здание системой видеонаблюдения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района установлено, что в помещении МКОУ ООШ с.Б*** отсутствует система технического контроля (видеонаблюдения), что противоречит законодательству в сфере пожарной и антитеррористической безопасности, ставит под угрозу безопасность с стабильность жизнь и здоровье детей, работников этого учреждения.

23 января 2013 года прокуратурой района в администрацию                                МО «Мелекесский район» было внесено представление с требованием устранить нарушения антитеррористического законодательства в части оборудования образовательных учреждений района системами видеонаблюдения, тревожной сигнализации и средствами экстренной связи, которое не исполнено.

Выявленные нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, преподавателей, других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации и в указанных нормативно-правовых актах.

Просил признать незаконным бездействие МКОУ ООШ с.Б***, отдела образования администрации МО «Мелекесский район», администрации МО «Мелекесский район» в части необорудования здания МКОУ ООШ с.Б*** системой видеонаблюдения и обязать МКОУ ООШ с.Б***, отдел образования администрации МО «Мелекесский район», администрацию МО «Мелекесский район» в срок до 01 сентября 2014 года оборудовать здание МКОУ ООШ с.Б*** системой видеонаблюдения.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрации МО «Мелекесский район» просит об отмене решения.

В обоснование жалобы указывает, что нормы закона прямой обязанности образовательного учреждения и органа местного самоуправления устанавливать систему видеонаблюдения в школе не предусматривают.

Закон, который предусматривает обязанность муниципального района оборудовать образовательные учреждения, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию, системой видеонаблюдения, ни истцом, ни судом не приведен. Нормативного закрепления обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения не имеется.

Эксплуатация здания школы при отсутствии системы видеонаблюдения не нарушает установленные требования технических, санитарных норм, обеспечивающих безопасность, а также права учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения.

Постановлением администрации МО «Мелекесский район» от 14.02.2014           № 150 утверждена Программа оказания содействия в организации охраны общественного порядка и безопасности жизнедеятельности на территории МО «Мелекесский район», в приложении № *** которой предусмотрены мероприятия по профилактике экстремистской и террористической деятельности, а также снятие напряженности в межнациональных отношениях, воспитанию культуры мира на территории района на 2014-2018 годы.

В данных документах предусмотрено финансирование отдела образования и сроки по монтажу системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях, установки кнопки тревожного вызова в период 2014-2018 годы.

В здании МКОУ ООШ с.Б*** имеется охрана, территория школы огорожена, то есть меры антитеррористической направленности принимаются.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Мелекесского района Ульяновской области Мягков А.С. просит об оставлении решения без изменения. 

Другие лица, их представители в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, что дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Судом установлено, что в здании МКОУ ООШ с.Б*** отсутствует система видеонаблюдения, что противоречит действующему законодательству в сфере антитеррористической деятельности.

В соответствии со статьями 2, 45 Конституции Российской Федерации человек, его прав и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства.

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».

В силу пунктов 4,5 статьи 2 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Полномочия в области противодействия терроризму возложены также и на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 5.1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно пункту 5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 01.09.2009 № 390, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся необходимо предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на ответчиков обязанность по обеспечению здания школы системой видеонаблюдения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вопросы безопасности учебного процесса находятся в совместном ведении как образовательного учреждения, так и органа местного самоуправления.

Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, выводы суда должным образом мотивированы, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.

Предметом регулирования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

В соответствии со статьей 9 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу статьи 28 этого же Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Изложенное подтверждает вывод суда о том, что несоблюдение требований по обеспечению мер противодействия терроризму создает угрозу жизни и здоровью учащихся, их безопасности, что является нарушением их конституционных прав.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона                                         «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06.10.2003                       № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 этого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. 

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу пункта 42 указанной Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью как образовательных учреждений, так и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование учреждения.

Отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и малолетних воспитанников на охрану жизни и здоровья,

Принятие администрацией МО «Мелекесский район» Программы оказания содействия в организации охраны общественного порядка и безопасности жизнедеятельности на территории района, в которой предусмотрены и меры антитеррористической направленности, в том числе и финансирование отдела образования в целях монтажа системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях подтверждает правомерность решения.

Само по себе наличие такой Программы и принятие на себя администрацией района обязательств по организации видеонаблюдения в школах в 2014-2018 годах, не исключает возложение такой обязанности в судебном порядке, поскольку на момент рассмотрения дела доказательств наличия в МКОУ ООШ с.Б*** системы видеонаблюдения не представлено, сроки, установленные Программой являются значительными, тогда как учебный процесс должен начаться в школе в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, Приказом Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Вместе с тем, ответчиком своевременно такие меры приняты не были, Программа, на которую имеется ссылка в апелляционной жалобе, была принята только в 2014 году, то есть безусловно имеет место бездействие муниципального органа.

С учетом изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от                                 29 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи