Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор по ч.1 ст.318 УК РФ, ч.2 ст.228 УК РФ отменен из-за нарушения норм уголовно-процессуального и уголовного кодеса РФ.
Документ от 25.06.2014, опубликован на сайте 16.07.2014 под номером 46051, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 228 ч.2; ст. 318 ч.1, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ОТМЕНЕН: с направлением дела НА НОВОЕ СУДЕБНОЕ разбирательство: по ДРУГИМ основаниям

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

***                                                 Дело № 22-1307/2014 г.  

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                    25 июня 2014 года.                                                                                                                                                    

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего                            Кабанова В.А.,

судей                                                         Копилова А.А. и Геруса М.П.

с участием прокурора                      Шушина О.С.

при секретаре                                  Иванове А.И.,

с участием адвокатов                       Ульяниной Э.С. и Набиуллина И.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Щеголева С.В. и апелляционному представлению государственного обвинителя помощника прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Захаровой Л.В. на приговор Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 апреля 2014 года, которым

ЩЕГОЛЕВ С*** В***,

*** несудимый,

 

осужден:

- по части 1 статьи 318 УК РФ  к наказанию в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев,

- по ч.2 ст.228 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года 2 месяца со штрафом в размере 70 000 рублей.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 8 месяцев со штрафом в размере 70 000 рублей.

На основании ст. 73 УК РФ назначенное Щеголеву С.В. наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным с испытательным сроком 3 года 8 месяцев, с возложением обязанностей: в период испытательного срока не менять постоянного места жительства и работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не уходить из жилого помещения по месту проживания в период времени с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., кроме случаев, связанных с работой, пройти курс лечения от наркомании.

 

Мера пресечения Щеголеву С.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.   

 

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

 

Заслушав доклад председательствующего Копилова А.А., выступления участников процесса, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Щеголев С.В. осужден за угрозу применения насилия в отношении представителей власти в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей, а также за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств, совершенное в крупном размере.

Преступления имели место 30 сентября 2013 года в Чердаклинском районе  Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В апелляционной жалобе осужденный Щеголев С.В., не соглашаясь с приговором суда, считает его незаконным. 

Ссылаясь на положения ст.ст.389.17, 119, 120, 122,  271, 61 УПК РФ, полагает, что суд, в нарушение требований ст.122, ч.2 ст.271 УПК РФ не только необоснованно не вынес определение об отводе гособвинителя, а также об отводе суда, но и на месте постановил:  «Отказать в принятии ходатайства об отводе гособвинителя, так как стадия судебного разбирательства об отводах прошла, и отвод на данной стадии не заявляется». При этом автор жалобы указывает на то, что отвод был заявлен в тот момент, когда для этого появились основания.

Обращает внимание, что действующее уголовно-процессуальное законодательство не только содержит положение о том, что ходатайство не может быть заявлено на данной стадии процесса, но и прямо предусматривает, что ходатайство может быть заявлено на любой стадии.

В связи с игнорированием председательствующим указанной нормы уголовно-процессуального закона, автор жалобы указывает на то, что его защитник был вынужден заявить отвод и самому председательствующему судье. Суд опять на месте постановил: «Отказать в принятии ходатайства об отводе, так как стадия судебного разбирательства об отводах прошла, и отвод на данной стадии не может быть заявлен».

Кроме того, указывает на то, что в начале судебного заседания было заявлено ходатайство о передаче уголовного дела в Заволжский районный г. Ульяновска для рассмотрения по существу и ему не понятно, почему суд не рассмотрел данное его заявление как ходатайство об отводе.

Указывает также на недоказанность его вины в совершении инкриминируемых ему преступлений. 

Считает, что указанные недостатки приговора в своей совокупности затрагивают фундаментальные основы уголовно-процессуального законодательства.

 

Просит приговор отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение в ином составе суда.

 

В апелляционном представлении помощник прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Захарова Л.В. считает приговор суда подлежащим отмене.

В обоснование указывает на то, что суд недостаточно мотивировал принятое решение об исключении из предъявленного Щеголеву обвинения квалифицирующие признаки незаконное приобретение и перевозки наркотических средств в крупном размере.

При этом, Щеголев как в ходе предварительного следствия, так и в ходе судебного заседания последовательно и подробно описывал способ приобретения им наркотического средства, а также указывал на тот факт, что в последующем перемещал его без цели сбыта в служебном автомобиле.

Указанные обстоятельства (приобретение и перевозка) Щеголевым С.В. не оспаривались, в связи с чем, ставить под сомнение его показания в данной части у суда оснований не имелось.

Кроме того, отсутствие в материалах дела показаний лица, сбывшего Щеголеву С.В. наркотическое средство, не может являться основанием для вывода о том, что Щеголев С.В. данное наркотическое средство не приобретал.

По мнению автора представления, при назначении Щеголеву С.В. наказания суд необоснованно применил положение ст.73 УК РФ, не принял во внимание характер и степень общественной опасности совершенных Щеголевым преступлений, одно из которых относится к категории тяжких, обстоятельства их совершения, личность осужденного.

Полагает, что назначенное Щеголеву С.В. наказание не отвечает целям уголовного наказания и социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждению совершения новых преступлений.

Просит приговор отменить, вынести обвинительный приговор.         

 

В судебном заседании:

-  адвокаты Набиуллин И.Х. и Ульянина Э.С. поддержали доводы жалобы;

- прокурор Шушин О.С. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а отменить приговор по доводам апелляционного представления.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия находит приговор суда подлежащим отмене.

 

В соответствии с ч.1 ст.297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым.

В части 2 настоящей статьи указано, что приговор  признается   законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и основан на правильном применении уголовного закона.

Указанные требования закона судом не были выполнены.

 

Установив фактические обстоятельства по делу, и дав юридическую оценку действиям осужденного Щеголева С.В., суд между тем постановил неправосудный приговор.

В соответствии с ч.1 ст.299 УПК РФ при постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает вопросы: доказано ли, что деяние совершил подсудимый; является ли это деяние преступлением и какими пунктом, частью, статьей Уголовного кодекса Российской Федерации оно предусмотрено; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления; подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление.

 

Исключая из объема обвинения Щеголева С.В. квалифицирующий признак незаконного приобретения наркотических средств, суд указал на то, что в судебном заседании в ходе исследования доказательств не установлена дата, время, место, обстоятельства, а также лицо, у которого Щеголев С.В. приобрел наркотическое средство. С такими выводами суда согласиться нельзя.

 

В п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 года «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» указано, что незаконным приобретением без цели сбыта наркотических средств подлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку.      

Из показаний подсудимого Щеголева С.В. в судебном заседании следует, что наркотическое средство курительную смесь он приобрел 24.09.2013 года через сайт, при этом указал его название и данную смесь он хранил для личного потребления в салоне служебного автомобиля, где она и была изъята. Аналогичные показания были даны Щеголевым С.В. и в ходе предварительного расследования.

Таким образом, суд без достаточных на то оснований исключил из объема обвинения Щеголева С.В. незаконное приобретение наркотических средств по тем основаниям, что не установлено время и место приобретение наркотического средства, а также не установлено лицо, у которого приобреталось наркотическое средство.          

В соответствии с п.4 ст.389.15 УПК РФ основанием отмены или изменения приговора в апелляционном порядке является несправедливость приговора.

Согласно ч.2 ст.389.18 УПК РФ несправедливым является приговор, по которому было назначено наказание, не соответствующее тяжести преступления, личности осужденного, либо наказание, которое хотя и не выходит за пределы, предусмотренные соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, но по своему виду или размеру является несправедливым как вследствие чрезмерной мягкости, так и вследствие чрезмерной суровости.

В соответствии со ст.60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ. При этом учитывается характер и степень общественной опасности преступления, и личность виновного, в том числе обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

 

Назначая Щеголеву С.В. наказание с применением положения ст.73 УК РФ условно, суд, вопреки требований ст.307 УПК РФ и ст.6 УК РФ в должной мере не принял во внимание дерзкий характер и степень повышенной общественной опасности совершенного Щеголевым С.В. преступления  в отношении представителей власти, в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей, с угрозой применения огнестрельного оружия, которое было направлено в сторону сотрудников полиции со словами «Стреляю», а когда карабин у Щеголева был из рук выбит, он пытался  применить нож, который также был выбит сотрудниками полиции.

При этом Щеголев С.В. находился в состоянии наркотического опьянения, страдает наркоманией *** стадии, а кроме того, хранившего в используемом им транспорте наркотическое средство в крупном размере.

При таких обстоятельствах с назначением Щеголеву С.В. наказания близкого к минимальному, предусмотренному санкциями указанных статей согласиться нельзя. А обоснованность назначения при этом наказания с применением ст.73 УК РФ условно, вызывает глубокие сомнения.

 

Более того, при рассмотрении данного уголовного дела в судебном заседании судом были грубо нарушены нормы уголовно-процессуального законодательства.

Так, в соответствии с ч.1 ст.65 УПК РФ отвод, заявленный судье, разрешается судом в совещательной комнате с вынесением определения или постановления.

В нарушение данных требований закона при заявлении отвода сначала прокурору, а затем и судье, суд не удалился в совещательную комнату, для разрешения заявленных отводов, как этого требует закон, а на месте постановил: «Отказать в принятии ходатайства об отводе, так как стадия судебного разбирательства об отводах прошла, и отвод на данной стадии, по мнению суда, не заявляется».

Тем самым суд в нарушение требований ч.2 ст.271 УПК РФ не разрешив надлежащим образом заявленное ходатайство об отводе,  вынес незаконное решение.

 

При таких обстоятельствах приговор суда нельзя признать законным и обоснованным и он подлежит отмене.

 

При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки и вынести решение, основанное на строгом соблюдении закона.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 38913, 38920, 38928,38933   УПК  РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Приговор Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 апреля 2014 года в отношении ЩЕГОЛЕВА С*** В*** -  отменить, уголовное дело направить на новое судебное рассмотрение со стадии судебного разбирательства в тот же суд в ином составе суда.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении Щеголева С*** В*** оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение одного года со дня оглашения в кассационную инстанцию Ульяновского областного  суда в порядке, установленном главой 471 УПК РФ.

 

Председательствующий

 

Судьи: