Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор об установлении границ земельного участка
Документ от 17.06.2014, опубликован на сайте 16.07.2014 под номером 45969, 2-я гражданская, об установлении границ земельного участка согласно межевому плану, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Агафонов С.Н.                                                                      Дело № 33-1915/2014

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                            17 июня 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Бабойдо И.А. и  Тютькиной З.А., 

при секретаре Матвеевой А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сараевой Л*** Ф*** и её представителя Лёшиной Е*** П*** на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 25 марта 2014 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Сараевой Л*** Ф*** в лице представителя по доверенности Лёшиной Е*** П*** к  Кошкиной Н*** С***, Горбунову В*** В*** об установлении границ земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Николаевский район,        ***, согласно межевому плану от 17.09.2013 года, изготовленному кадастровым инженером Н*** М.А., отказать.

Взыскать с Сараевой Л*** Ф*** в пользу закрытого акционерного общества «Многопрофильный деловой центр» расходы на производство судебной строительно-технической экспертизы в размере *** рублей.

 

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., объяснения Сараевой Л.Ф. и её представителя – Лёшиной Е.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Кошкиной Н.С. и её представителя Светченко О.В., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сараева Л.Ф. обратилась в суд с иском  к Кошкиной Н.С., Горбунову В.В. об установлении границ земельного участка при домовладении по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, ***, ссылаясь на то, что она является собственницей дома и земельного участка по указанному адресу, по её заявлению ООО «Многопрофильный деловой центр» был проведен обмер принадлежащего ей земельного участка, с кадастровым номером:***,  и кадастровым инженером Никишкиным М.А. был составлен кадастровый план участка от 17.09.2013 с указанием землепользователей и границ. Ответчики Кошкина Н.С., проживающая по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, с. ***, и Горбунов В.В., проживающий по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, с. ***, от согласования границ участка, указанных в  кадастровом плане,  отказались.  

Истица просила в судебном порядке установить границы своего земельного участка согласно межевому плану от 17.09.2013, изготовленному кадастровым инженером ООО «Многопрофильный деловой центр» Н*** М.А.

Разрешив по существу исковые требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сараева Л.Ф. и её представитель Лёшина Е.П. просят отменить постановленное по делу решение в связи с неверным определением фактических обстоятельств дела.

В  жалобе указывают, что в основу решения суда необоснованно было положено заключение судебной строительно-технической экспертизы, с выводами которой они не согласны, поскольку экспертами не было принято во внимание незаконное расположение на участке истицы бани, принадлежащей Кошкиной Н.С. Не соглашается истица со взысканием с неё расходов по проведению судебной строительно-технической экспертизы.

Полагает, что судом незаконно дело было рассмотрено без участия  представителей администрации МО «Барановское сельское поселение», Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями  района.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Из материалов дела следует, что  истица Сараева Л.Ф.  является собственницей жилого дома (лит. А, а, а1, к) и земельного участка, площадью 1600,0 кв.м, находящихся по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, с. ***.

Границы земельного участка истицы в соответствии с требованиями земельного законодательства  установлены не были.

Ранее, земельный участок по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, с. ***, принадлежал Лёшиной Е.П., из свидетельства о праве собственности Лёшиной Е.П.  на земельный участок от 1992 года усматривается, что земельный участок имел прямоугольную форму и размер: 20,0 х 50,0 м.

Согласно кадастровому паспорту от 02.07.2010 на земельном  участке по ул. ***,  расположены жилой дом с сенями и крыльцом (лит. А, а, а1, к) и надворные постройки (лит.Г, Г1-Г6). Год ввода в эксплуатацию жилого дома (лит. А) — 1930 г.

Представленными в дело доказательствами, а именно:  кадастровым паспортом  от 06 февраля 2014 г. №*** и кадастровым паспортом от 06 февраля 2014 г. №*** было подтверждено, что границы земельных участков по ул.***, и ул.***, в с.***, Николаевского района Ульяновской области, соседних с земельным участком истицы, также в соответствии с требованиями земельного законодательства установлены не были.

Согласно межевому плану, представленному истицей, ее земельный участок имеет границы со смежными участками: по ул.*** (собственник Кошкина Н.С.) - н3-н7; по ул.***, (собственник Горбунова Т.Л.) - н8-н1;           граница точек н3-н7 является спорной, границу точек н8-н1 установить не представилось возможным в связи со смертью собственника.

Разрешая заявленные истицей Сараевой Л.Ф. требования об установлении границ принадлежащего ей земельного участка, суд правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно части 1 статьи 16 названного закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Как установлено в статье 38  этого же закона, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Обязательное согласование местоположения границ, согласно ч.3 этой же статьи, проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В целях проверки обоснованности заявленных истицей Сараевой Л.Ф. требований об установлении границ земельного участка в соответствии с изготовленным по её заявлению межевому плану, судом, на основании ст. 79 ГПК РФ, по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Многопрофильный деловой центр».

В заключении экспертов за № *** от 18.03.2014 сделаны выводы, что фактические границы земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, ***, между участками по  ул. ***,  и ул.***, не соответствуют межевым (по  правовым документам).

Экспертами отражены межевые границы земельного участка истицы с учетом сложившегося порядка пользования и сделаны выводы на предмет соответствия границ строительным нормам и правилам, относительно уже существующих на смежных земельных участках построек.

В заключении сказано, что площадь земельного участка истицы в указанных межевых границах, определенная графическим способом, составляет 1390,0 кв.м;       площадь земельного участка в указанных межевых границах с учетом палисада, определенная графическим способом, составляет 1619,0 кв.м и соответствует площади, указанной в правовых документах истицы (1600,0 кв.м) с допустимым отклонением +19,0 кв.м (не более 28,0 кв.м ).

В исследовательской части экспертного  заключения также указано, что боковые фактические границы земельного участка по ул. ***, не соответствуют межевым границам по правовым документам (свидетельство на право собственности землю № *** от 1992 г.). Отступы (уменьшение ширины участка по ул. ***, за счет смещения боковых границ в сторону д/в № ***) составляют:         - по линии расположения предбанника и бани (лит. Г5, Г6) д/в № 9 от 2,0 м до 3,0 м (при этом баня с предбанником расположена на территории земельного участка по ул. ***);  

-по линии передней стены сарая (лит. Г5) д/в № 11 — 1,1 м.; по линии задней стены сарая (лит. Г4) д/в № 11 — 3,85 м.;

Прихват (увеличение ширины участка по ул. ***, за счет смещения правой границы в сторону д/в № 13) составляет: по линии расположения фронтальной стены жилого дома (лит. А) домовладения № 11 - 1,56 м; по линии расположения задней (продольной) стены сеней (лит. а1) домовладения № 11 - 0,8 м.

Суд, отказывая Сараевой Л.Ф. в иске, сделал правильный вывод о том, что межевые границы земельного участка, определенные кадастровым инженером Н*** М.А., не соответствуют межевым границам по правоустанавливающим документам, а также строительным правилам 42.13330.2011 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Региональных нормативов градостроительного проектирования Ульяновской области (Утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 1 октября 2009 г. N 347-П), Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства СП 30-102-99.

Принимая во внимание заключение судебной экспертизы и оценивая его в совокупности с другими добытыми по делу доказательствами, суд верно исходил из того, что заключение судебной строительно-технической экспертизы от 18.03.2014 соответствует требованиям 86 ГПК РФ, оно составлено экспертом, обладающим специальными познаниями в области землеустройства, при производстве экспертизы за основу были взяты правоустанавливающие документы на смежные земельные участки, что соответствует требованиям  Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которым при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы Сараевой Л.Ф. и её представителя Лёшиной Е.П. о том, что заключение судебной экспертизы необоснованно, нельзя признать состоятельными.

Основания, по которым суд не принял во внимание межевой план, изготовленный кадастровым инженером Н*** М.А., в решении подробно изложены, с чем судебная коллегия соглашается.

Невозможность определения границ земельного участка истицы в соответствии с заявленными ею требованиями обусловлена и тем, что установленные кадастровым инженером Н*** М.А. межевые границы проходят по границе строений истицы (литеры Г5,Г4), что не соответствует указанным выше строительным нормам и правилам, в соответствии с которыми расстояние границы участка до хозяйственных построек должно быть не менее 1 метра.

Суд правильно постановил решение в соответствии с правилами ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, где сказано, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Стороны по делу не лишены возможности пересмотра границ земельных участков по иным вариантам с учетом данных проведенной по делу судебной экспертизы.

Доводы апелляционной жалобы Сараевой Л.Ф. и её представителя Лёшиной  Е.П.  о  необоснованном возложении на истицу обязанности по уплате расходов по проведению судебной экспертизы судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку, в силу положений ст. 98 ГПК РФ, понесенные по делу судебные расходы возлагаются на проигравшую сторону.

Администрация МО «Барановское сельское поселение», Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями  Николаевского района были привлечены судом к участию в деле, неявка их представителей не препятствовала суду рассмотреть заявленный спор по существу по представленным в дело доказательствам.

Таким образом, обжалуемое по делу решение судебная коллегия признает законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 25 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сараевой Л*** Ф***  и её представителя Лёшиной Е*** П*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: