Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об установке видеонаблюдения
Документ от 17.06.2014, опубликован на сайте 01.08.2014 под номером 45938, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным и понуждении к оборудованию здания системой видеонаблюдения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                      УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гончарова И.В.                                                   Дело № 33 - 1943 / 2014 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             17 июня 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Федоровой Л.Г., Логинова Д.А.,

при секретаре Годуновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 20 марта 2014 года, которым суд решил:

 

Иск прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению основной общеобразовательной школе с. Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области, отделу образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и обязании оборудовать здание системой видеонаблюдения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального казенного образовательного учреждения основной общеобразовательная школы с. Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области, отдела образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в части необорудования здания муниципального казенного образовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области системой видеонаблюдения.

Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение основную общеобразовательную школу с. Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области, отдел образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01.09.2014 года оборудовать здание муниципального казенного образовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области системой видеонаблюдения.

Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области и отдела образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области государственную пошлину в доход местного бюджета по 2 000 рублей с каждого.     

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, выслушав прокурора Колганову Е.А., полагавшую, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению основной общеобразовательной школе с.Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области, отделу образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части необорудования здания муниципального казенного образовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области системой видеонаблюдения и возложении обязанности оборудовать здание муниципального казенного образовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области в срок до 01.09.2014 года системой видеонаблюдения.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в рамках проведенной прокурорской проверки установлено, что в помещении вышеназванного общеобразовательного учреждения отсутствует система технического контроля (видеонаблюдения), что противоречит федеральному законодательству в части ненадлежащего содержания помещения образовательного учреждения, что ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье детей и работников учреждения.

На основании имеющихся в распоряжении прокуратуры Мелекесского района данных следует, что состояние антитеррористической защищенности образовательного учреждения находится не на должном уровне. В частности, отсутствует система видеонаблюдения. Отсутствие вышеуказанной системы в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них граждан. Также не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

Более того, 23.01.2013 прокуратурой района в администрацию МО «Мелекесский район» было внесено представление с требованием устранить нарушения антитеррористического законодательства в части оборудования образовательных учреждений района системами видеонаблюдения, тревожной сигнализацией и средствами экстренной связи. Между тем, как показала настоящая проверка, нарушения в рассматриваемой сфере до настоящего времени не устранены.

Имеющееся нарушение требований норм антитеррористического законодательства нарушает права, свободы и интересы детей и иных лиц, посещающих образовательное учреждение.

С учетом изложенного, просил признать бездействие ответчиков незаконным и возложить обязанность по устранению  вышеуказанных недостатков.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указано, что прокурор в своем заявлении не указал закон, который предусматривает прямую обязанность муниципального района оборудовать образовательное учреждение, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, системой видеонаблюдения. В действительности соответствующей нормы закона не существует. Законом предусмотрена лишь необходимость осуществления органами местного самоуправления противодействия терроризму в пределах их полномочий. При этом законодательством не конкретизируются эти полномочия. Вместе с тем, принимаются меры по выполнению общих требований антитеррористической направленности, а именно территория МКОУ СОШ с.Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области огорожена, в здании школы имеется охрана.

Постановлением администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 14.02.2014 №150 «Об утверждении программы «Оказание содействия в организации охраны общественного порядка и безопасности жизнедеятельности на территории МО «Мелекесский район» Ульяновской области» на 2014-2018 годы предусмотрено финансирование отдела образования и сроки по монтажу систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях, установка кнопки тревожного вызова.

При этом, здание МКОУ СОШ с. Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области введено в эксплуатацию в 1988 году, соответственно, в силу ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» на него не распространяются требования по обеспечению защиты от несанкционированного вторжения, предусмотренные п.п. 1,2 п. 13 ст. 30 данного Закона.

Эксплуатация здания школы при отсутствии системы видеонаблюдения не нарушает установленные требования технических, санитарных норм, обеспечивающих безопасность, а также права учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Мелекесского района Ульяновской области решение суда считает законным и обоснованным, и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, вынесенного с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (действующей на момент принятия Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения МКОУ СОШ с.Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.

В ходе проведенной проверки установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения. Факт отсутствия системы видеонаблюдения ответчиками не оспаривается.

Правительством РФ 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Так, приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Принимая во внимание вышеуказанные акты, а также, учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию в здании МКОУ СОШ с. Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области системы видеонаблюдения.

Судебная коллегия находит несостоятельным довод жалобы администрации муниципального образования «Мелекесский район» о необоснованном возложении обязанности.

Учредителем МКОУ СОШ с. Лебяжье Мелекесского района Ульяновской области является муниципальное образование «Мелекесский район», школа является юридическим лицом, обладает на праве собственности и оперативного управления обособленным имуществом.

В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.

Кроме того, как следует из дела, обязанность по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях возникла у ответчиков с момента принятия Правительством Российской Федерации 23.12.2005 года Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по оборудованию школы системой видеонаблюдения и организации охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, администрация муниципального образования «Мелекесский район», обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 20 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи