Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Постановление суда изменено, снижен размер штрафа
Документ от 10.06.2014, опубликован на сайте 12.07.2014 под номером 45731, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 19.20 ч.3, Изменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шакурова Н.К.                                                                   Дело № 12-140/2014                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     10 июня 2014 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Федорова Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сурская детско-юношеская спортивная школа Сидорова А.П. на постановление Карсунского районного суда Ульяновской области от 8 мая 2014 года, которым суд постановил:

 

Признать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Сурская  детско-юношеская спортивная школа виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере *** (*** тысяч) рублей.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф подлежит обязательной оплате не позднее 60 (шестидесяти) дней с момента вступления постановления в законную силу, а квитанция об уплате штрафа в вышеуказанный срок должна быть предоставлена в районный суд.

В случае несвоевременной уплаты административного штрафа лицо, обязанное уплатить штраф, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей меру наказания в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.

Штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: получатель - УФК по Ульяновской области (Министерство образования и науки Ульяновской области), ИНН ***, ОКТМО ***, р/с *** в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск, БИК ***, код бюджетной классификации ***, КПП ***, наименование платежа - денежное взыскание (штраф), зачисляемый в местный бюджет, по постановлению Карсунского районного суда Ульяновской области Дело №*** от 08 мая 2014 года.

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.04.2014 г. начальником отдела по надзору за соблюдением законодательства в области образования Департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области Позапарьевой Т.Н. составлен протокол об административном правонарушении в отношении муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сурская детско-юношеская спортивная школа (далее – МОУ ДОД Сурская ДЮСШ) по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

 

09.04.2014 г. протокол об административном правонарушении с другими материалами дела направлен в Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Рассмотрев административный материала, судья Карсунского районного суда Ульяновской области постановил приведенное выше постановление.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, директор МОУ ДОД Сурская ДЮСШ Сидоров А.П. не соглашается с постановлением суда в части размера назначенного штрафа, считает его несправедливым, ввиду чрезмерной суровости. Полагает, что при данных обстоятельствах возможно было назначить наказание ниже низшего предела.

В обоснование доводов жалобы указывает, что районный суд не применил положения Постановления Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 года        № 4-П в части снижения наказания в виде штрафа ниже низшего предела. Сведения об имущественном и финансовом положении ДЮСШ судом исследованы не были, исполнение назначенного ДЮСШ наказания может привести к ее банкротству. На 2014 год имеется дефицит средств на реализацию основных направлений деятельности ДЮСШ, источников средств на исполнение наказания в сумме *** рублей у ДЮСШ не имеется.

Наказание должно быть справедливым, соразмерным характеру совершенного административного правонарушения, степени вины лица, его имущественному и финансовому положению. Суд не учёл отсутствие реальных негативных последствий совершения административного правонарушения.

Преподаватель МОУ ДОД Сурская ДЮСШ Н*** И.В., внёс большой личный вклад в развитие массовой физической культуры и спорта среди детей и подростков, за что неоднократно награждался почётными грамотами, дипломами, благодарственными письмами Администрации муниципального образования «Сурский район», Департамента физической культуры и спорта Ульяновской области, Ульяновской местной общественной организацией физкультурно­спортивный клуб «УРОЖАЙ», Управлением образования Администрации муниципального образования «Сурский район».

 

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения директора  МОУ ДОД Сурская ДЮСШ Сидорова А.П., защитника Филюшкину С.А., поддержавших доводы жалобы и просивших назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, прихожу к следующему.

 

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

 

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» грубым нарушением лицензионных требований и условий являются нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами «г», «д» пункта 6 настоящего Положения.

В силу пп. «г» названного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В силу пп. «д» наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

 

Как установлено материалами дела, распоряжением № *** от 26.02.2014г. заместителя Министра – директора Департамента по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области Батановой М.А. назначено проведение проверки с 13.03.2014г. по 09.04.2014г. в отношении  муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сурская детско-юношеская спортивная школа.

По результатам проведенной проверки в отношении муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сурская детско-юношеская спортивная школа за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), составлен протокол об административном правонарушении № *** от 09.04.2014г.

 

В вину МОУ ДОД Сурская  ДЮСШ вменено то, что к осуществлению педагогической деятельности по должности «тренер-преподаватель» школы привлечен И.В. Н***, не имеющий высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю детского объединения и не отвечающий квалификационным требованиям, указанным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н, что является нарушением лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, установленные пп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013г.       № 966.

Кроме того, в МОУ ДОД Сурская ДЮСШ не разработаны образовательные программы, определяющие содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним, что  в свою очередь свидетельствует о нарушении МОУ ДОД Сурская ДЮСШ лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, установленные пп. «г» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013г. № 966 о наличии у лицензиата разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ».

 

При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что МОУ ДОД Сурская ДЮСШ нарушены лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, установленные пп. «г», «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013г. № 966.

 

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами:   протоколом об административном правонарушении № *** от 09.04.2014г.; объяснениями директора МОУ ДОД Сурская ДЮСШ Сидорова А.П.; трудовым договором № *** от 01.09.2009 в соответствии с которым Н*** И.В. принят в МОУ ДОД Сурская ДЮСШ тренером-преподавателем; расписанием работы кружков на 2013-2014г.; тарификационным списком с 01.01.2014г.; лицензией на право ведения образовательной деятельности, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Факт совершения правонарушения представителями   МОУ ДОД Сурская ДЮСШ   не оспаривается.

 

Таким образом, действия    МОУ ДОД Сурская ДЮСШ   образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении МОУ ДОД Сурская ДЮСШ   к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вместе с тем при вынесении постановления о назначении МОУ ДОД Сурская ДЮСШ   административного наказания судом в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, указанные в  части 3 статьи 4.1  данного Кодекса, учтены не были.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок               до девяноста суток.


        Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.

В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.).

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение МОУ ДОД Сурская ДЮСШ  административного наказания в виде штрафа в размере *** рублей является несоразмерным совершенному правонарушению.

Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 1-П и от 14 февраля 2013 г. № 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление Карсунского районного суда Ульяновской области от 08 мая 2014 года подлежат изменению в части назначенного наказания со снижением административного штрафа до *** рублей.

На основании  изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Постановление Карсунского районного суда  Ульяновской области от 08 мая 2014 года о привлечении муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Сурская детско-юношеская спортивная школа к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части назначенного наказания, снизить размер административного штрафа до *** (*** тысяч) рублей.

 

Судья