Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оборудовании образовательного учреждения системой видеонаблюдения
Документ от 27.05.2014, опубликован на сайте 26.06.2014 под номером 45722, 2-я гражданская, о признании незаконными бездействия по не оборудованию здания училища системой видеонаблюдения, возложению обязанности по оборудованию здания училища системой видеонаблюдения в срок до 31.12.2014 года., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зеленцова И.А.                                                                 Дело № 33 – 1641 / 2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      27 мая 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Логинова Д.А., Костюниной Н.В.

при секретаре Годуновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 24 февраля 2014 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора  Николаевского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконными бездействия Областного государственного бюджетного образовательного  учреждения среднего профессионального образования Технологический техникум в р.п. Николаевка, Правительства Ульяновской области, Министерства образования и науки Ульяновской области  в части необорудования основного здания техникума системой видеонаблюдения,

Обязать Областное государственное бюджетное образовательное  учреждение среднего профессионального образования Технологический техникум в р.п. Николаевка, Правительство Ульяновской области, Министерство образования и науки Ульяновской области оборудовать основное здание ОГБОУ СПО Технологический техникум в р.п.Николаевка системой видеонаблюдения в срок до 31.12.2014 года.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А., пояснения прокурора прокуратуры Ульяновской области Сальникова А.А., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Технологический техникум в р.п.Николаевка» (далее – ОГБОУ СПО «Технологический техникум»), Правительству Ульяновской области, Министерству образования и науки Ульяновской области о признании незаконными бездействия в части не оборудования основного здания техникума системой видеонаблюдения, возложению обязанности по оборудованию основного здания техникума системой видеонаблюдения в срок до 31.12.2014.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой Николаевского района проверки состояния антитеррористической защищенности ОГБОУ СПО «Технологический техникум» установлено, что требования антитеррористического законодательства надлежащим образом не исполняются, отсутствует система видеонаблюдения, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в общеобразовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы обучающихся несовершеннолетних учащихся, преподавателей, других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ и в указанных нормативно-правовых актах.

На основании ст.45 ГПК РФ прокурор просил  признать бездействие ответчиков незаконным и возложить обязанность устранить вышеуказанные недостатки.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области просит решение суда отменить.

Указывает, что суд при вынесении решения не сослался на закон, который прямо бы указывал на обязанность Правительства субъекта РФ оборудовать образовательное учреждение, принадлежащее ему на праве собственности, системой видеонаблюдения.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст.ст.167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Ранее действовавший Закон РФ «Об образовании» предусматривал, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ст. 51).

Пункт 2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», действующий в настоящее время, предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с п.5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Из материалов дела следует, что прокуратурой Николаевского района Ульяновской области проведена проверка исполнения ОГБОУ СПО «Технологический техникум» законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.

В ходе проверки установлено, что в учреждении отсутствует система видеонаблюдения.

Правительством Российской Федерации 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (в ред. от 11.03.2011 №166), в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.

Приказом от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Как следует из Устава ОГБОУ СПО «Технологический техникум» он является правоприемником ОГБОУ НПО ПУ№38, его учредителем является Ульяновская область, полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Ульяновской области.

Из материалов дела следует, что обязанность по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях возникла у ответчиков с момента принятия Правительством Российской Федерации 23.12.2005 Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

Согласно п.2 ст. 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по оборудованию учреждения системой видеонаблюдения) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность по оборудованию основного здания ОГБОУ СПО «Технологический техникум» системы видеонаблюдения.

Судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.

Доводы апелляционной жалобы Правительства Ульяновской области о том, что суд в решении не указал закон, предусматривающий обязанность Правительства субъекта РФ оборудовать образовательное учреждение, принадлежащее ему на праве собственности, системой видеонаблюдения, основанием для отмены оспариваемого решения являться не могут.

В решении суд правомерно сослался на ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, и указал, что Правительство Ульяновской области, как высший исполнительный орган государственной власти субъекта, должно принимать участие в реализации комплекса мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения в связи с необходимостью бюджетного финансирования.

Обязанность субъектов Российской Федерации по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях прямо предусмотрена Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации и изданными во исполнение этой программы актами.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает выводы суда правильными.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда. В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Влекущих отмену решения нарушений материального либо процессуального права при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 24 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи