Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ликвидация несанкционированных свалок Карсун
Документ от 27.05.2014, опубликован на сайте 17.06.2014 под номером 45599, 2-я гражданская, о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на территории р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мещанинова И.П.                                                             Дело № 33 – 1658 / 2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                    27 мая 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Костюниной Н.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Годуновой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 14 марта 2014 года, которым постановлено:

Исковые требования Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области к администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на территории рабочего поселка Карсун Карсунского района Ульяновской области удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области ликвидировать несанкционированные свалки по адресам: Ульяновская область, р.п.Карсун, южнее двухэтажных домов на берегу оврага за домом № *** по улице Р*** и на улице Р***, в 50 метрах южнее дома № *** в овраге.        

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В. по делу, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к администрации МО «Карсунский район» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на территории рабочего поселка Карсун Карсунского района Ульяновской области.

В обоснование иска указано, что на основании распоряжения Министра лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области № *** от 09.10.2013 были проведены рейдовые мероприятия в целях выявления мест несанкционированного размещения отходов на территории населённых пунктов Ульяновской области.

05.11.2013 в ходе рейдового мероприятия были выявлены несанкционированные свалки крупногабаритного мусора и ТБО (картонная, пластиковая, деревянная тара, пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые отходы, с/х отходы, отходы строительства и другие):  

- на ул.Р*** в 50 метрах южнее дома № *** в овраге в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области;

- южнее двухэтажных домов на берегу оврага за домом №*** по ул. Р*** в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области.

Учитывая, что несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечёт возникновение чрезвычайных ситуаций, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде, истец просил обязать администрацию МО «Карсунский район» ликвидировать выявленные несанкционированные свалки.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ликвидационная комиссия администрации МО «Карсунское городское поселение» и ИП Хабибуллов М.А.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Карсунский район» не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что суд в нарушение абз.3 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» в своем решении в обоснование бездействия администрации указал только общие нормы законодательства. Вывод суда о том, что администрация не исполняет обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также обязанности по их утилизации и переработки только из-за факта наличия свалок не состоятелен.

В действительности администрация в полном объёме исполняет данные обязанности. Во исполнение указанных полномочий принят ряд нормативно-правовых актов. Сбор и вывоз бытовых отходов на территории МО «Карсунский район» осуществляет ООО «Управляющая компания ЖилКомСервис», имеющая лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.

Виновность администрации в образовании свалок на указанной территории судом не доказана. Свалки образованы на земельном участке, который находится в аренде у индивидуального предпринимателя, что подтверждается договором аренды от 06.08.2010 № ***. В нарушение условий договора арендатор, создав свалку на земельном участке, относящемся к землям населенных пунктов, использовал его не в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, чем ухудшил экологическую обстановку на нём. Полагает, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации и с учётом сложившейся судебной практики именно арендатор обязан проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Судом установлено, что в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области в 50 метрах южнее дома № *** в овраге на ул. Р*** и южнее двухэтажных домов на берегу оврага за домом №*** по ул. Р*** обнаружены несанкционированные свалки крупногабаритного мусора и ТБО. Факт наличия указанных свалок доказан и ответчиком не оспаривался в судебном заседании.

Указанные свалки расположены в границах муниципального образования «Карсунский район».

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьёй 42 Конституции Российской Федерации, статьёй 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Уставу МО «Карсунский район» администрация Карсунского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пункт 2.2 Правил сбора, транспортировки ТБО на территории МО «Карсунское городское поселение» (приложение к решению Совета депутатов МО «Карсунское городское поселение» от 06.08.2011 №38) в системной связи с решением Совета депутатов МО «Карсунское городское поселение» от 02.04.2013 №13 предусматривает, что к полномочиям администрации МО «Карсунский район» относится организация деятельности предприятий и служб жилищно-коммунального хозяйства в области обращения с твердыми бытовыми отходами; обеспечение контроля за содержанием и координация работ по размещению контейнерных площадок и мест хранения отходов; осуществление контроля за выполнением требований Правил гражданами, собственниками отходов, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, управляющими специализированными предприятиями.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, учитывая нахождение выявленных несанкционированных свалок на территории МО «Карсунский район», суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования обязана заниматься организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории района.

Из материалов дела видно, что свалки состоят из бытовых отходов (пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые отходы и т.д.), то есть отходов, образованных в результате жизнедеятельности населения, и расположены они непосредственно в населенном пункте. Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что со стороны администрации МО «Карсунский район», как органа местного самоуправления, не в полной мере осуществляются возложенные на него обязанности по организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования.

Администрацией МО «Карсунский район» не представлено доказательств выполнения надлежащим образом указанной обязанности на территории муниципального образования.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что органом местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.

Ненадлежащая организация по сбору, вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно постановил решение о возложении на администрацию  муниципального образования «Карсунский район» обязанности по организации ликвидации выявленных несанкционированных свалок.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Выводы суда являются правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.

Так, доводы жалобы о том, что обязанность по ликвидации свалок должна быть возложена на арендатора земельного участка – индивидуального предпринимателя, судебная коллегия считает несостоятельными.

Факт передачи в аренду земельных участков не освобождает органы местного самоуправления от возложенных действующим законодательством обязанностей, в том числе от обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории муниципального образования.

Иные доводы жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.

Материальный и процессуальный закон применен судом правильно. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В силу изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 14 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи