Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор по ч.4 ст.111 УК РФ признан законным, обоснованным и справедливым.
Документ от 28.05.2014, опубликован на сайте 16.07.2014 под номером 45546, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.4, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

***                                                                    Дело  № 22 - 1181/2014

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            28 мая 2014 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе председательствующего судьи        Шибковой И.В.,

судей                                                                  Копилова А.А., Бескембирова К.К.

с участием прокурора                                Шушина О.С.,

адвоката                                                    Надейкина А.А.,

осужденного                                             Кусакина И.Н.,

при  секретаре                                           Устимовой Ю.Е.

 

рассмотрела  в  открытом  судебном  заседании  материалы уголовного дела по апелляционным жалобам осужденного Кусакина И.Н. и адвоката Надейкина А.А. на приговор Мелекесского районного суда Ульяновской области от 03 апреля 2014 года, которым

КУСАКИН И*** Н***, ***, ранее не судимый,

 

осужден  по ч.4 ст.111 УК РФ к лишению свободы сроком на 9 лет 6 месяцев с отбыванием наказания  в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбытия наказания исчислен с 21 августа 2013 года. В срок отбывания наказания зачтено время содержания под стражей.

Мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.

Постановлено взыскать с Кусакина И.Н.: в пользу потерпевшего П*** С.Д. компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей; в доход федерального бюджета процессуальные издержки в размере 6050 рублей.

 

Апелляционное представление помощника прокурора Мелекесского района Ульяновской области Мягкова А.С. отозвано в соответствии с частью 3 статьи 3898 УПК РФ.

 

Заслушав доклад  судьи  Копилова А.А., выступления осужденного Кусакина И.Н., адвоката Надейкина А.А., по доводам жалоб, прокурора Шушина О.С., полагавшего приговор суда оставить без изменения,  судебная   коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приговором суда Кусакин И.Н. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего П*** О.С.

Преступление было совершено  в период времени с 18 часов 18 августа 2013 года до 17 часов 30 минут 19 августа 2013 года в р.п. *** Мелекесского района Ульяновской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

 

В апелляционной жалобе адвокат Надейкин А.А., не соглашаясь с приговором суда, считая его незаконным и необоснованным. По его мнению, в судебном заседании не было достоверно установлено, что тяжкий вред здоровью, от которого скончался П*** О.С., причинил именно Кусакин И.Н.

В обоснование указывает, что в судебном заседании было установлено, что около 18 часов 18 августа 2013 года, Кусакин И.Н., находясь в квартире *** дома *** по улице *** р.п. *** Мелекесского района Ульяновской области, действуя из личных неприязненных отношений к П*** О.С., нанес последнему 2-3 пощечины, три удара локтем в область головы, после чего нанес около 5 ударов кулаком правой руки по туловищу. Больше никаких ударов П*** О.С. в этот день не наносил.

Обращает внимание, что данное утверждение основано на показаниях свидетелей К*** С.М., Ч*** Ю.С., Ж*** М.А., Т*** А.Ю.

Выражает несогласие с выводами суда о том, что Кусакин И.Н. в последующем нанес П*** О.С. не менее 5 ударов кулаком по голове и туловищу, которые опровергаются показаниями свидетелей К*** С.М., Ч*** Ю.С., Ж*** М.А.

Также обращает внимание на то, что в показаниях Кусакина на предварительном следствии неверно отражены как последовательность нанесенных ударов П***, так и их количество. 

Считает, что судом не опровергнут довод о том, что Кусакиным не было нанесено потерпевшему указанное в заключение судмедэксперта количество ударов, от которых могла быть причинена закрытая черепно-мозговая травма, повлекшая смерть П***. 

Ставит под сомнение заключение судебно-медицинской экспертизы  №694, согласно которой имеющиеся у П*** повреждение в виде закрытой черепно-мозговой травмы, получено от неоднократного (вероятно не менее 7) воздействия твердым тупым предметом по голове.

Считает, что в судебном заседании достоверно установлено не было, что Кусакин 19 августа 2013 года наносил удары ногой по голове П***.

Полагает, что у свидетеля З*** Д.Г. имелись основания для оговора Кусакина, поскольку согласно показаниям свидетеля К*** С.М. 19 августа 2013 года З*** Д.Г. в предбаннике дома Ч*** избивал П*** О.С.

Обращает внимание, что показания свидетеля З*** Д.Г. о том, что когда он пришел к дому Ч*** 19 августа 2013 года в районе 17 часов, то обнаружил П*** О.С. без сознания, опровергаются заключением судебно-медицинской экспертизы.

По мнению автора жалобы, черепно-мозговая травма у П*** О.С. образовалась от действий неустановленных лиц. Не исключает, что П*** после 19 часов 18 августа 2013 года уходил из квартиры и имел контакты с неустановленными лицами или неустановленные лица приходили в квартиру к Ч*** и контактировали с П***.

Обращает внимание на заключения судебно-медицинских экспертиз, которые, по мнению автора жалобы, подтверждают непричастность Кусакина к совершению инкриминируемых ему действий.

Считает, что действия Кусакина должны быть переквалифицированы на ч.1 ст.116 УК РФ и просит назначить ему наказание, не связанное с реальным лишением свободы.

 

В апелляционной жалобе осужденный Кусакин И.Н., считает приговором  незаконным и необоснованным, и приводит доводы, аналогичные доводам,  изложенным в жалобе адвокатом Надейкиным А.А.

Настаивает на том, что он не мог причинить П*** такую черепно-мозговую травму и П*** не мог умереть от его ударов.

Кроме того, считает, что в судебном заседании не доказано, что 19.08.2013 года он бил П*** О.С. ногами по голове. Обращает внимание на показания свидетеля З***, которые не имеют ни одного подтверждения и не подтверждаются ни одними другими доказательствами.

Указывает на то, что свидетели, которые видели П*** после инцидента, утверждают, что у П*** имелась лишь ссадина под правым глазом. По его мнению, это говорит о том, что от его действий не могли наступить такие последствия. Считает, что П*** бил еще кто-то.

Просит переквалифицировать его действия с ч.4 ст.111 УК РФ на ч.1 ст.116 УК РФ. 

 

В  судебном  заседании осужденный Кусакин И.Н. и адвокат Надейкин А.А.  поддержали  доводы апелляционных жалоб,  прокурор Шушин О.С. возражал  против  доводов  жалоб,  обосновав  их   несостоятельность.

 

Проверив  материалы  дела, обсудив  доводы  апелляционных  жалоб, выслушав выступления участников уголовного судопроизводства, судебная коллегия считает приговор  законным, обоснованным и справедливым.

Вывод суда о виновности  Кусакина И.Н. в совершенном им преступлении, сделан  на  основе совокупности доказательств, всесторонне и полно исследованных  в  судебном  заседании и получивших  правильную  оценку в  приговоре.

 

Доводы жалоб, что в судебном заседании не было достоверно установлено, что тяжкий вред здоровью, от которого наступила смерть П*** О.С., причинил именно Кусакин И.Н., судебная коллегия находит несостоятельными.

 

Аналогичные доводы проверялись в судебном заседании суда первой инстанции и были опровергнуты исследованными доказательствами.

 

Так, из показаний свидетеля К*** С.М., следует, что 18.08.2013 г. около 17 часов  она пошла к своему свекру – Ч*** Ю.С. по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. ***. где на кухне  стали распивать спиртное.

Кусакин  стал приставать к П***  по поводу монет, разбираться с ним, после чего стал избивать последнего. П***  сидел на корточках, прислонившись спиной к холодильнику. Кусакин  в это время сидел на стуле лицом к П***  и нанес последнему ладонью 2-3 удара по лицу. П*** попросил его не бить, на что Кусакин  разозлился и ударил П***  локтем по голове, отчего последний  ударился головой об холодильник, так как удар был сильный.

Она, Ч***  и Ж***  стали успокаивать Кусакина, просили последнего прекратить избивать П***.   П***  в это время ничего не говорил, только  держался за голову. Было понятно, что П*** от удара больно. Далее Кусакин  снова стал избивать П***, нанес последнему по голове не менее двух ударов правой рукой.  Удары были сильные, так  как от этих ударов П***  ударялся затылочной частью головы об холодильник, стоящий за ним.

Затем Кусакин  нагнул П***  головой в пол и нанес не менее 5 сильных ударов кулаком по телу, в основном в заднюю левую боковую часть, П***. На лице П*** она видела гематому, правая  щека П***  под глазом была рассечена и кровоточила. Она стала оказывать П***  помощь, дала ему влажную тряпку и предложила вызвать скорую медицинскую помощь, на что П***  отказался. Потом она из квартиры ушла, а Ч***, П***  и Кусакин  остались в квартире. 

19.08.2013г. около 17 часов   она снова приехала к Ч***, где лежащим на траве у дома увидела П*** без сознания, глаза которого были открыты. Спросила П***, плохо ли ему, на что он ничего не ответил, только хрипел. Далее приехали работники скорой медицинской помощи и госпитализировали П***. Когда зашла в квартиру Ч***, то там находились Ч*** и Кусакин.

 

Аналогичные показания были даны свидетелями Ч*** и Ж***, также подтвердившими тот факт, именно Кусакин избил потерпевшего П***. Из их показаний  следует, что Кусакин наносил П*** удары кулаками по лицу, затем  нанес один удар локтем по голове П***. От удара П*** упал на правый бок. Ч***  и К*** стали успокаивать Кусакина. Однако Кусакин  вновь стал избивать П***. Нанес П***  около 2 ударов рукой по телу, одновременно держа левой рукой последнего за левую руку. От боли П*** скрутился, но Кусакин  продолжил избивать того кулаками.

Ж*** также показала, что кроме Кусакина  при ней 18.08.2013г. П*** никто не избивал. 19.08.2013 г. она узнала, что П***  увезли в больницу на скорой медицинской помощи.

 

Из показаний свидетеля З*** Д.Г., также следует, что 19.08.2013г. около 17 часов  он подошел к дому *** по ул. ***, где проживает Ч*** Ю.С., на асфальте увидел П*** О***, находящегося без сознания. П*** ничего не говорил, хрипел. У П*** была  ссадина  на лице,  кровь, губа разбита. Заглянул в квартиру Ч***, там находились Ч*** Ю.С., Кусакин Иван распивали спиртное.

Не заходя в квартиру, вернулся к П***. Он взял П*** за руки и перетащил на другую сторону, положил у забора на траву. П*** хрипел.  В это время из квартиры Ч*** вышел подсудимый Кусакин, подошел к П***, лежащему на земле, и ногой нанес последнему два сильных удара по левой части головы.

Увидев это, он подбежал к Кусакину и  оттолкнул того от П***. Кусакин зашел в квартиру Ч***а и больше не выходил. В момент нанесения этих ударов и после П***  находился в бессознательном состоянии, ему вызвали  скорую  помощь.  

 

Свои показания свидетель З*** давал последовательно в ходе досудебного производства при проверке его показаний на месте 05.10.2013г. и на очной  ставке  с обвиняемым Кусакиным И.Н.  09.10.2013г и подтвердил их в суде. Оснований не доверять его показаниям вопреки доводам жалоб не имеется.       

 

Кроме того, сам Кусакин в ходе досудебного производства при допросе в качестве подозреваемого с участием защитника подтверждал, что именно он 18.08.2013 г. в доме Ч*** наносил П*** О. удары кулаками по голове и по телу, а также наносил ему удары локтем в голову. Хотел проучить П*** за то, что он брал у Ч*** монеты на реализацию, но не принес ни монет, ни денег.

В суде первой инстанции Кусакин И.Н. также показал, что в тот вечер 18.08.2013г. в   квартире Ч*** Ю.С., когда там были, Ч*** Ю.С., П*** О***, К*** С., Ж*** и  Н***, он в ходе  ссоры с П***  нанес  последнему 2  удара ладонью по лицу, потом ударил локтями обеих рук в область лица, затем ударил два раза кулаками по корпусу тела, взял П***  рукой за шею, пригнул и кулаком нанес 2  удара или по спине или по туловищу, других ударов П*** не наносил. 

Его показания в части нанесения им ударов П*** О.С. согласуются с показаниями указанных выше свидетелей.

 

Из показаний потерпевшего П*** С.Д. следует, что П*** О. С., был его сыном. 18.08.2013г. сын О*** в обеденное время ушел из дома в р.п. *** В тот момент у сына телесных повреждений не было. Больше сына в тот день не видел, тот в ночь с 18 на 19 августа 2013г. дома не ночевал.

19.08.2013г. от участкового узнал, что сын находится в тяжелом  состоянии в больнице. В больнице сын лежал сначала в реанимации, затем в травматологии. Затем сына выписали из больницы домой, где  05.11.2013г. тот умер.

За все это время сын про обстоятельства получения последним телесных повреждений ничего не говорил, так как не мог разговаривать. Ч*** Ю.С. ему сказал, что его сына (П*** О***) избил Кусакин в доме  Ч***.

 

Заключением судмедэксперта № 694 от 20.12.2013г., и данных заключения судмедэксперта № 1249 от 12.09.2013г., дополнительных исследований и обстоятельств дела, у П*** О.С. имелись следующие повреждения:

- закрытая черепно-мозговая травма, выразившаяся в: ушибе ткани головного мозга тяжелой  степени, кровоизлиянии под твердую мозговую оболочку  справа  (120 мл), субарахноидальном кровоизлиянии и кровоизлиянии в желудочки головного мозга,  ушибленной ране левой  бровной области лба, ушибленной ране правой  скуловой области, ушибленной ране левой ушной раковины,  параорбитальной гематоме  слева, параорбитальной гематоме  справа, гематомах лица, ссадинах лица, осложнившаяся длительным  коматозным состоянием  с развитием  посттравматической кахексии, отеком головного мозга с вклинением мозжечка в большое  затылочное отверстие, которая получена от неоднократного (вероятно не менее 7-ми) воздействия твердыми тупыми предметами по голове,  квалифицируется  как причинившая тяжкий вред здоровью человека, по признаку  опасности для жизни и явилась причиной  смерти П*** О.С.;

- закрытая тупая травма груди, выразившаяся в переломах 8-го, 9-го, 10-го ребер  по левой задне-подмышечной линии, переломе 6-го левого ребра по среднеключичной линии, множественных гематомах,  которая получена от неоднократного (вероятно не менее 3-х) воздействий твердыми тупыми предметами по груди, квалифицируется как причинившая вред здоровью человека средней тяжести, по признаку  длительного расстройства  его.

Данные повреждения образовались прижизненно, возможно незадолго до поступления П*** О.С. в больницу-МПС № 2 ФГБУЗ КБ 172 ФМБА РФ, куда  был доставлен согласно заключению 19.08.2013г. в 18 часов 10 минут. Смерть П*** О.С. наступила в срок в пределах 3-6 часов ко времени вскрытия, время вскрытия  05.11.2013г. с 11 часов 30 минут до 13  часов.

Все повреждения образовались от воздействия тупого твердого предмета, под характеристику которого подпадают рука, нога, которыми возможно причинение выявленных повреждений. В момент причинения повреждений взаиморасположение  пострадавшего и причинявшего повреждения могло быть  различным.

 

Объективность экспертиз вопреки доводам жалоб сомнений не вызывает.

 

Доводы жалобы о том, что осужденным Кусакиным не было нанесено потерпевшему указанное в заключениях судмедэкспертов количество воздействий (ударов), от которых могла быть причинена закрытая черепно-мозговая  травма, повлекшая смерть потерпевшего, были предметом обсуждения в судебном заседании и признаны несостоятельными, поскольку были опровергнуты всей совокупностью доказательств по делу: показаниями свидетелей, заключениями экспертов, протоколами следственных действий.

Несостоятельными эти доводы находит и судебная коллегия.

 

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что кроме осужденного Кусакина 18.08.2013 и 19.08.2013 потерпевшего П*** О.С. никто больше не избивал и ударов в голову не наносил.

Оценив собранные доказательства в их совокупности, суд обоснованно признал вину Кусакина доказанной, а доказательства исследованные судом допустимыми, достоверными и достаточными и правильно квалифицировал его действия по ч.4 ст.111 УК РФ. 

 

Вопреки доводам апелляционных жалоб, наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями статей 6, 60, 62 УК РФ.

При назначении наказания суд учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, смягчающие обстоятельства,  отсутствие отягчающих обстоятельств, а  также влияние наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

По месту жительства Кусакин характеризуется как  склонный к совершению преступлений, не проживающий по месту регистрации, неправильно реагирующий на профилактические беседы воспитательного воздействия, длительное  время нигде не работающий.

По месту прежней работы у ИП С*** И.С. характеризуется  положительно. На учете в наркологической и психоневрологической служб по месту жительства не состоит, в течение года к административной ответственности не привлекался.

 

Назначенное осужденному наказание является соразмерным содеянному, справедливым, оснований для его смягчения, применения статей 64, 73 УК РФ, а также для изменения категории преступления по правилам ч. 6 ст. 15 УК РФ, не усматривается.

 

Нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора не допущено.

 

Суд в достаточной степени учел фактические обстоятельства дела, общественную опасность содеянного, данные о личности  осужденного и обоснованно пришел к выводу о возможности достижения целей наказания в условиях  изоляции от общества.

 

Гражданский иск о взыскании денежной компенсации морального в пользу потерпевшего в сумме 1 000 000 рублей также взыскан в соответствии с требованиями ст.ст.151, 1064, 1082, 1099-1101 ГК РФ и оснований для отмены приговора по доводам жалоб не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 38913, 38920, 38928, 38933 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор  Мелекесского районного суда Ульяновской области от 03 апреля 2014 года в отношении КУСАКИНА И*** Н*** оставить без изменения, а  апелляционные  жалобы осужденного и его защитника  – без  удовлетворения.

 

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение одного года со дня оглашения в кассационную инстанцию Ульяновского областного  суда в порядке, установленном главой 47-1 УПК РФ.

 

Председательствующий

 

Судьи