Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении жильем вдову участника ВОВ
Документ от 20.05.2014, опубликован на сайте 26.06.2014 под номером 45301, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Токунов Д.В.                                                                     Дело № 33-1569/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  20 мая 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Чурбановой Е.В. и  Казаковой М.В.

при секретаре Лавренко Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сорокиной А*** Ф*** на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 27 февраля 2014 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования Сорокиной А*** Ф*** оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Сорокиной А.Ф. Новикова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сорокина А. Ф. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности произвести данную выплату.

В обоснование иска указала, что она, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны Сорокина А.Н., проживает в частном доме по адресу: Ульяновская область г.И***, вместе с сыном – Сорокиным В.А., а также дочерью – Никулиной Т.А., внучкой – Бугыниной И.В. и её малолетним сыном Никулиным А.

25.02.2013 года она обратилась в Администрацию МО «Инзенское городское поселение» с заявлением о постановке на учёт в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Постановлением Администрации МО «Инзенское городское поселение» от 07.03.2013 года №*** на основании решения комиссии по учёту и распределению жилой площади от 04.03.2013 года №*** она была принята на учёт в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Однако на её заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области письмом от 05.12.2013 №*** отказало в предоставлении социальной выплаты.

Решение ответчика считала незаконным, поскольку  в доме, в котором она проживает, отсутствуют элементарные удобства, без которых она не может обходиться,  так как в жилье отсутствуют водопровод и канализация, туалет находится на улице, а воду приходиться брать из водонапорной колонки. Кроме того, согласно заключению врачебной комиссии И*** ЦРБ она нуждается в отдельной жилой площади, что подтверждается справкой от ***.2013 № ***

Просила суд признать незаконным отказ Министерства в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета и обязать произвести данную выплату, либо в случае отказа в удовлетворении данных требований обязать выделить денежные средства для проведения как внешних, так и внутренних инженерных сетей для водоснабжения, вентиляции, водоотведения и газоснабжения с осуществлением за счёт ответчика предварительной оценки стоимости объёма необходимых для этого работ.

 

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Сорокина А.Ф. не соглашается с решением суда, просит его отменить, и удовлетворить ее требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы аналогичные доводам искового заявления. Также указывает, что суд необоснованно посчитал ее обеспеченной жилым помещением в соответствии с учетной нормой. Регистрация в жилом помещении необходима была для подачи документов для постановки на учет и не может расцениваться как действия, направленные на ухудшение жилищных условий. Кроме того, судом не учтен акт обследования жилого помещения от 14.02.2013,  из которого следует, что в доме отсутствуют канализация и водоснабжение, что по мнению автора жалобы свидетельствует о непригодности дома для проживания. При этом суд не принял во внимание тот факт, что в микрорайоне «Китовка» в котором она проживает, имеется центральное водоснабжение.

Дело рассмотрено в отсутствии истица Сорокиной А.Ф., представителей ответчиков Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, администрации  МО «Инзенский район», Министерства финансов Ульяновской области, представителя третьего лица Управления  Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по Инзенскому району извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Сорокина А.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов – Сорокина А*** Н***, умершего ***.2001

 

Как на вдову участника Великой Отечественной войны, на истицу распространяются положения ст. 21 Федерального закона  от  12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающие предоставление членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз..

Согласно положениям ст. 23.2 этого же Закона РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ по обеспечению жильем определяется  исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан:  участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ…

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г.  № 714  «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов»  предписано   завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую  социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года  за № 5-ФЗ «О ветеранах».

В целях реализации Указа меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительством Ульяновской области 02.05.2006  принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

В соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Ульяновской области  полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство здравоохранения, социального развития  и спорта Ульяновской области.

Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Согласно п.3 названного Постановления социальная выплата предоставляется участникам и инвалидам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Министерство здравоохранения, социального развития  и спорта Ульяновской области на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.

В соответствии с п. 12 постановления Правительства Ульяновской области «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» решение об отказе в предоставлении социальной выплаты принимается в случаях: представления Получателем недостоверных сведений (проверка сведений осуществляется уполномоченным органом); представления Получателем неполного пакета документов, указанных в п.8 Порядка; неправомерного признания Получателя нуждающимся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Таким образом, граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данными Федеральными законами  при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этими Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Основания для признания гражданина нуждающимся  в улучшении жилищных условий предусмотрены статьей 51 ЖК РФ. Согласно указанной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истица  зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей на праве общей долевой собственности  жилом доме , где ей принадлежит 55\110 долей, что составляет 54,86 кв.м. общей площади,  расположенном по адресу Ульяновская область г. И***

Кроме истицы в данном жилом помещении согласно справке администрации МО «Инзенский район» зарегистрированы: ее дочь истицы Никулина Т*** А*** с 13.10.2012 года; внучка Никулина (Бугынина) И*** В*** с 13.10.2012 года; правнук Никулин А*** В*** с 13.10.2012 года; сын истицы Сорокин В*** А*** с 09.02.2013 года.

Согласно данным техпаспорта принадлежащее истице жилое помещение состоит из трех жилых комнат 8,14 кв.м., 21,46 кв.м., и 10,18 кв.м. Общая жилая площаь составляет 39,78 кв.м.

Постановлением главы администрации МО «Инзенское городское поселение» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади, норма предоставления для одиноко проживающего человека – не менее 18 кв.м.

Постановлением Администрации МО «Инзенское городское поселение» от 07.03.2013 года №*** истица принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Дав правильную оценку представленным доказательствам, суд обоснованно пришел к выводу о незаконности данного решения.

Как следует из представленных выписок из ЕГРП дочери и внучке истицы Никулиной Т.А.и Никулиной (Бугынина)И.В. на основании договора на передачу квартир (домов) от 17.06.2008 года принадлежит на праве  общей долевой собственности (по 1/3 доли) жилое помещение, расположенное по адресу: г.Инза, ул.М***

В силу пункта 2 статьи 51 ЖК РФ общая площадь занимаемых жилых помещений суммируется.

С учетом указанных положений истица обеспечена жилым помещением в соответствии с учетной нормой в 12 кв.м., в связи с чем вывод суда о том, что она не  может быть признана нуждающейся в жилом помещении является правильным.

При этом доводы апелляционной жалобы о том, что признавая незаконным постановку истицы на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, суд вышел за рамки заявленных требований является безосновательным.

Так, Министерством здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области было отказано истице в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в связи с  неправомерным признанием ее нуждающейся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Таким образом, оспаривая отказ в предоставлении социальной выплаты, истица фактически  оспаривала  вывод ответчика о неправомерности  постановки ее на соответствующий учет органом местного самоуправления. Разрешая заявленные требования суд правильно определив юридически значимые обстоятельства, пришел к выводу о том, что истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий и соответственно была принята на учет неправомерно.

Судебная коллегия не может согласиться и с доводами апелляционной жалобы в части того, что основанием для признания истицы нуждающейся в жилом помещении является то, что ее дом фактически является непригодным для проживания, поскольку  не оборудован централизованными системами водоснабжения, водоотведения и т.д.

Частью 4 ст.15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание  помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

Поскольку жилой дом истицы  в установленном законом порядке   межведомственной комиссией не был признан непригодным для постоянного проживания, доказательств обратного суду не представлено.

Акт об отсутствии в доме истицы удобств: водопровода, канализации, туалета не является основанием  для признания истицы нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения.

В силу п.12  Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным  и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Поскольку суду не представлено доказательств  наличия централизованных инженерных сетей в г. Инза Ульяновской области, в том числе водопровода на 2-ой Заречной улице, расположенной за рекой,  соответственно отсутствие  в доме истицы водопровода и канализированной уборной не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.   

Более того, на  истице, как на  собственнике 51\110 доли жилого дома,  силу действующего законодательства лежит обязанность по содержанию принадлежащего ей имущества в надлежащем техническом состоянии.

Поскольку вышеприведенные нормативно-правовые акты предусматривают только выделение денежных средств на приобретение жилых помещений , а не на ремонт и благоустройство,  исковые требования Сорокиной А.Ф. о возложении обязанности выделить денежные средства для проведения инженерных сетей для водоснабжения, вентиляции, водоотведения и газоснабжения также не подлежат удовлетворению, так как не основаны на законе.

В силу п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ №378 от 16.06.2006 года.

В п.3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ №378 от 16.06.2006 года указаны заболевания: Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (Код заболеваний по международной классификации ***).

Из справки ГУЗ «И***» от ***.2013 года следует, что Сорокина А*** Ф*** освидетельствована врачебной комиссией, выставлен диагноз по международной классификации ***».

Вместе с тем, доказательств того, что жилое помещение занято несколькими семьями, а также то, что совместное проживание с истицей в одной квартире невозможно, не предоставлено. Кроме того, зарегистрированные в спорном жилом помещении  Никулина Т.А. и Бугынина И.В. имеют в общей долевой собственности иное жилое помещение.

Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что суд при вынесении решения не учел того, что истица в силу имеющегося у нее заболевания нуждается в обеспечении отдельным жилым помещением, являются несостоятельными и на правильность выводов суда не влияют.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам жалобы судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области  от 27 февраля 2014 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Сорокиной А*** Ф*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи