Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возмещении морального вреда
Документ от 13.05.2014, опубликован на сайте 09.06.2014 под номером 45265, 2-я гражданская, о взыскании денежной компенсации, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Кизирбозунц Т.Т.                                                                     Дело № 33-1173/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  13  мая   2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Чурбановой Е.В. и  Маслюкова П.А.

при секретаре  Царевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Святова С*** А*** на решение Железнодорожного районного суда         г. Ульяновска от 16 декабря 2013 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Святова С*** А*** удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области за счет средств казны Российской Федерации в пользу Святова С*** А*** в возмещение морального вреда 5000 руб.

В остальной части иска отказать.

В иске к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В..,  пояснения представителя ответчика  ФКУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Ульяновской области Рабани Д.Г.,   возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Святов С. А.  обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Федеральному Казенному учреждению «Следственный изолятор -1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» о взыскании морального вреда.

В обоснование иска указал, что в период с 14 августа 2009 года по  июль 2010 содержался в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, где грубо нарушались его права, поскольку на протяжении длительного времени он был помещен в бесчеловечные и невыносимые условия содержания и подвергнут унижающему достоинство человека обращению. В указанных камерах были нарушены нормы санитарной площади на одного человека, установленных статьей 22 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В камерах покрытие было бетонным, в зимнюю погоду на них была влага и сырость. Оконные проемы были не полностью остеклены, проникала влага и снег. Не значительный размер оконных рам не в полном объеме обеспечивали доступ свежего воздуха. Не поддерживалась соответствующая температура. Из-за недостаточного размера окон в камеры не поступало достаточного количества дневного света. В результате у него были боли в глазах. Камеры находились в антисанитарном состоянии. Администрация учреждения каких-либо мер к приведению камер в надлежащее состояние не принимала. В камерах отсутствовали необходимые сантехнические удобства. Горячее водоснабжение отсутствовало. Санитарно-гигиенические условия отсутствовали, постельное белье находилось в плохом состоянии.   Унитаз находился не далее 1 м от камерных столов,  туалет не был огорожен. Стол не оборудован скамейками по числу посадочных мест осужденных. В камерах отсутствовала рабочая вентиляция, постоянно стоял табачный дым Подобные бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство обращение и условия содержания вызвали физические и психические страдания, унижение, чувство страха и собственной неполноценности.

Просил признать бесчеловечными, унижающими человеческое достоинство условия содержания, взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального и физического вреда в размере 300000 руб.

 

Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе  Святов С.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что на момент его содержания в СИЗО-1 в камерах № *** и №*** деревянных настилов на полах не было, напольная чаша и умывальник не размещались в кабине с дверью изолированной перегородкой из сотового поликарбоната до потолка. При этом в камере №*** он не содержался и условия содержания в ней не обжаловал. По мнению автора жалобы, размер присужденной компенсации считает заниженной и не соответствующей размеру компенсации присуждаемой Европейским судом по аналогичным делам.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Святова С.А., представителей ответчиков Министерства финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области,  Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.328 ГПК РФ  по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе в том числе отменить или изменить  решение суда  первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке  являются: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. 

В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г.Риме 04 ноября 1950 года, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу статьи 13 указанной Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.

По этим же правилам возмещается причиненный моральный вред – физические и нравственные страдания.

Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе требования к помещениям, где они содержатся, регламентированы Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Данным Законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (статья 24).

В целях обеспечения условий содержания лиц, заключенных под стражу, в соответствии с требованиями указанного выше Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 2001 года № 161-дсп утверждены Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП 15-01 Минюста России).

Из материалов дела следует, что Святов С.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области  с *** по ***, в том числе  с *** по *** в камере № *** внутренний пост № ***; с *** по *** в камере ***  внутренний пост № ***; с *** по *** в камере ***; с *** по *** в камере № *** внутренний пост № ***; с *** по *** в камере № ***, внутренний пост № ***; с *** по *** в камере № *** внутренний пост № ***; с *** по *** в камере № *** внутренний пост № ***;  с *** по *** в камере № *** внутренний пост № ***  с *** по 0*** в камере № *** внутренний пост № ***; с *** по *** в камере № *** внутренний пост № ***

Из книг о количественной проверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе следует, что   в камере № ***, рассчитанной на 7 человек, исходя из 4 кв.м. на человека в период с *** по ***  содержалось от 8 до 10 человек; в камере ***, рассчитанной на 5 человек,  в период с *** по *** содержалось 6 человек; в камере № ***, рассчитанной на 4 человека , в период с *** по *** содержалось  от 5 до 6 человек; в камере № ***, рассчитанной на 9 человек, в период с *** по *** содержалось 10 человек.

Дав верную правовую оценку  представленным доказательствам, суд правильно пришел к выводу о том, что содержание в указанных камерах в периоды пребывания там истца Святова С.А. арестованных в количестве большем, чем это предусмотрено установленными нормами, повлекло нарушение прав истца на нормальные условия содержания, что явилось основанием к взысканию в его пользу компенсацию морального вреда в размере  5 000 руб.

При этом, делая вывод об отсутствии иных нарушений условий содержания истца в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, суд безосновательно ссылается на представленную ответчиком справку о технической оснащенности камер № *** по состоянию на 11.11.2013, в которой указывается, что на указанную дату полы камер имеют деревянный настил, систему вентиляции, напольная чаша и умывальник расположены в кабине с деревянной дверью изолированной перегородкой из сотового поликарбоната до потолка; оборудованы столом и скамейками для приема пищи и т.д.

Как указывалось выше, Святов С.А. содержался в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в период с 15.08.2009 по 11.06.2010, ответчик доказательств соответствии  санитарного и технического состояния вышеуказанных камер требованиям ст.ст.23, 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не представил.

При этом, представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области пояснил, что ремонт  камер проводился последние несколько лет по мере поступления денежных средств, когда точно в камерах, где содержался истец, был произведен ремонт – настелены деревянные полы, отгорожены   напольные чаши и умывальники от жилой зоны и т.д., он пояснить не может, документы отсутствуют.

Как следует из представленных  прокуратурой Ульяновской области копий представлений об устранении нарушений закона в адрес начальника УФСИН России по Ульяновской области  от 26.02.2010, 27.04.2010, 31.05.2010 не все камеры оборудованы кроватями, камеры внутреннего поста № ***  оборудованы трехъярусными нарами,  полы камер не покрыты деревянным настилом (***). В камере *** водопроводный кран изготовлен заключенными из тюбика из-под зубной пасты. Стены камер  заражены грибком. Камеры  внутренних постов № *** требуют косметического ремонта.

Доводы представителя ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области о том, что информация, содержащаяся в указанных представлениях однозначно не свидетельствует о нарушении правил и норм содержания заключенных, в том числе и истца в период его пребывания в данном учреждении, являются несостоятельными.    

Так, отсутствие деревянного настила пола в камере *** установлено по состоянию на февраль 2010, истец содержался в данной  камере с апреля по июнь 2010 года. Доказательств того, что выявленное прокурорской проверкой нарушение было устранено до апреля 2010 года, суду не представлено.   

Равно как не представлено доказательств того,  что  в 2009 году в камерах внутренних постов № *** в период содержания там истца, производился  косметический ремонт, стены не были заражены грибком, все камеры внутреннего поста № *** были оборудованы кроватями, а не металлическими трехъярусными нарами.

Таким образом, содержание Святова С.А. в следственном изоляторе в условиях, не соответствующих установленным нормам,  нарушает его права, гарантированные законом и свидетельствует о причинении ему физических и нравственных страданий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу пункта 2 статьи 151, пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда, судебная коллегия полагает необходимым  исходить  из  характера допущенных ответчиком   нарушений  и степени причиненных истцу нравственных страданий, а также с учетом отсутствия  доказательств ухудшения здоровья истца в связи с выявленными нарушениями условий его содержания в камерах. Исходя из вышеизложенного, размер компенсации морального вреда подлежит увеличению до 20 000 руб. 

Таким образом,  решение районного суда подлежит изменению в части размере взысканной компенсации морального вреда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В остальной части решение суда не обжаловалось.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 16 декабря 2013 года в части размера взысканной компенсации морального вреда  изменить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области за счет средств казны Российской Федерации в пользу Святова С*** А*** в возмещение морального вреда 20 000 руб.

 

Председательствующий  

 

Судьи