Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор отменен в части компенсации морального вреда
Документ от 14.05.2014, опубликован на сайте 30.05.2014 под номером 45246, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***.                                                                             Дело №22-1045/2014г.

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                                  14 мая 2014 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кабанова В.А.,

судей  Львова Г.В., Орловой Е.А.,

при секретаре Застыловой С.В.,

с участием: адвоката Батуринец И.Н., прокурора Чашленкова Д.А., 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу осужденного Галеева Р.Ж. на приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 03 апреля 2014 года, которым

ГАЛЕЕВ  Р***  Ж*** ранее не судимый,

осужден по ч.1 ст.105 УК РФ к 9 годам 6 месяцам лишения  свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 03 апреля 2014 года.

В срок отбытия наказания зачтено время содержания Галеева  под стражей в период времени с 25 декабря 2013 года по 02 апреля 2014 года.

Принято решение в отношении  вещественных доказательств.

Постановлено взыскать с Галеева Р.Ж. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в сумме  1650 рублей.

Этим же приговором постановлено взыскать с Галеева Р.Ж. в пользу С***. в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением, 1 500 000 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

Галеев осужден за умышленное причинение смерти С1***.

Преступление совершено в период времени с 16 часов 14 минут до 19 часов 11 минут *** 2013 года в квартире №*** доме №*** по ул.*** г.Димитровграда Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционной жалобе осужденный Галеев просит переквалифицировать его действия на ч.1 ст.109 УК РФ. Утверждает, что не имел умысла на причинение смерти С1***., поскольку полагал, что потерпевшая самостоятельно сможет снять полиэтиленовый пакет, который он одел на её голову в целях подавления агрессии с её стороны.  Обращает внимание на показания в суде матери потерпевшей о том, что её дочь падала и получила травму ребер и бедер *** 2013 года. Считает, что борозда на шее С1***. также могла образоваться  при указанном падении. Сразу после обнаружения трупа С1***. он сообщил об этом в полицию, не скрывался с места происшествия и не мог поверить, что смерть С1***. наступила от его действий. Полагает, что С***. не может выступать в качестве потерпевшей в интересах несовершеннолетних детей С1***., поскольку не является их опекуном. В связи с этим просит снизить размер денежных средств,  взысканных с него в качестве компенсации морального вреда, причиненного С***.   

Апелляционное представление, поданное государственным обвинителем отозвано в порядке, предусмотренном ч.3 ст.389.8 УПК РФ.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- адвокат Батуринец И.Н. поддержала апелляционную жалобу, поданную осужденным Галеевым. Просила переквалифицировать его действия на ч.1 ст.109 УК РФ. Полагала, что суд не в полной мере учел совокупность обстоятельств, смягчающих наказание Галееву и не правильно разрешил гражданский иск потерпевшей С***.;

- прокурор Чашленков Д.А. обосновал своё мнение о необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы осужденного Галеева. Просил приговор суда в отношении Галеева оставить без изменения.

 

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, находит приговор суда, постановленный в отношении Галеева, подлежащим изменению по следующим основаниям.

 

Утверждения осужденного Галеева об отсутствии у него умысла на причинение  смерти С1***., как и его доводы о причинении ей смерти по неосторожности, были предметом тщательной проверки судом первой инстанции и отвергнуты судом как несостоятельные, опровергнутые совокупностью исследованных в суде доказательств.

Обстоятельства преступления, совершенного Галеевым, установлены судом на совокупности доказательств, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании, изложенных в приговоре и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.

Об умысле осужденного Галеева на причинение смерти С1***. свидетельствуют обнаруженные у потерпевшей телесные повреждения, а также их локализация и количество.

Так, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы причиной смерти С1***.  явилась механическая асфиксия от сдавливания органов шеи. Повреждения в области шеи образовались  в результате сдавливающего воздействия тупого предмета с ограниченной травмирующей поверхностью, что не исключает возможность их причинения руками или частями полимерного пакета (пакетов).

Сам Галеев подтвердил в судебном заседании, что *** 2013 года в ходе ссоры с С1***. ударил её по лицу, отчего она упала на пол, а затем связал ей ноги шнуром от электроудлинителя и надел на её голову полиэтиленовый пакет, ручки которого убрал под голову потерпевшей. После этого он ушел, оставив С1***. лежать на полу в  квартире. Через 1,5-2 часа он вернулся в указанную квартиру и увидел С1***. лежащей на полу в том же положение с пакетом на голове. В этот момент в квартиру зашли супруги И***, в присутствии которых он разорвал указанный пакет и обнаружил, что С1***. мертва.

Утверждения Галеева о том, что он не завязывал пакет вокруг шеи потерпевшей, были предметом тщательной проверки в судебном заседании и обоснованно судом отвергнуты, поскольку опровергаются совокупностью исследованных в суде доказательств.

Так, свидетели А*** и С*** показали суду, что прибыли на место преступления и обнаружили труп С1***. Ноги потерпевшей были связаны шнуром. Вокруг шеи погибшей был плотно намотан пакет, который был разорван в области лица потерпевшей. Находившийся в квартире Галеев пояснил, что пришел в указанную квартиру к своей девушке С1***., которую обнаружил лежащей в том же положении на полу, после чего разорвал пакет на её голове.

Из показаний свидетелей Б***, К***, А*** установлено, что *** 2013 года они находись в квартире С1***. и были свидетелями ссоры между С1***. и Галеевым. Около 16 часов А*** ушел из квартиры, а Б*** и К*** легли там спать.  При этом Галлеев и С1***. остались на кухне квартиры. Около 19 часов их разбудили супруги И***. На кухне квартиры они обнаружили труп С1***., на голове которой был надет пакет, который был завязан вокруг шеи потерпевшей другим пакетом. Одежда ниже пояса на трупе С1***. отсутствовала. Галеев утверждал, что С1*** спит в таком положении.   

Свидетель И*** показала в судебном заседании, что около 19 часов *** 2013 года её муж пошел в квартиру к С1***., чтобы занять деньги для приобретения сигарет. Вернувшись домой, он сообщил ей, что дверь указанной квартиры открыта, а на кухне лежит С1***. со связанными ногами и пакетом, одетым на голову. Она с мужем пошли в данную квартиру, но её входная дверь оказалась закрытой. Дверь квартиры им открыл Галлеев. Она увидела С1***. лежащей на полу кухни. Ноги С1*** были связаны проводом и побелели. На голове С1***. был одет полиэтиленовый пакет. Галеев пояснил им, что С1***. в таком положении спит. В квартире находились также Б*** и К***, которые в это время спали и ничего не видели. В их присутствии Галеев разорвал пакет на голове потерпевшей С***. На лице С1*** были видны следы размазанной крови. Галлеев попросил всех уйти и пообещал вызвать сотрудников полиции.

Из протокола осмотра места происшествия установлено, что труп С***. был обнаружен лежащим на полу в кухне квартиры. Ноги трупа были связаны шнуром. На голове трупа был надет полимерный пакет с “ручками”, который прочно был завязан на шее другим прозрачным полимерным пакетом. Пакет с ручками был разорван над лицом трупа. 

Судом была исследована явка с повинной Галеева, в которой он признал, что в ходе ссоры с С1***. ударил её, связал ей ноги шнуром и накрыл голову пакетом, отчего потерпевшая задохнулась.

Из положений ч.2 ст.17 УПК РФ следует, что все доказательства имеют одинаковую юридическую силу, а поэтому суд обоснованно положил в основу обвинительного приговора признательные показания Галеева, поскольку они носят не общий, а детализированный характер, и подтверждаются другими исследованными в суде доказательствами.

Так, будучи допрошенным в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого, обвиняемого, Галеев признавал, что в ходе ссоры с С1***. несколько раз ударил её, отчего она упала на пол. После этого он связал ей ноги электрическим шнуром от удлинителя, снял с неё джинсы и трусы, надел на голову полиэтиленовый пакет с ручками, который обернул вокруг шеи потерпевшей. Через несколько секунд С1***. перестала подавать признаки жизни. Тогда он разорвал пакет и понял, что она умерла.

Данные показания Галлеев подтвердил в ходе проверки их на месте происшествия и показал обстоятельства причинения им смерти С1***.

Анализ и оценка показаний Галеева в ходе предварительного следствия и в судебном заседании приведены в приговоре в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Суд правильно признал достоверными признательные показания Галеева, данные им в ходе предварительного следствия, в той части, в которой они согласуются  с  другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Таким образом,  суд правильно установил, что *** 2013 года между осужденным Галеевым и потерпевшей С1***. произошла ссора, которая вызвала агрессивную реакцию Галеева, в результате чего у него возник умысел на причинение ей смерти. О том, что он действовал во исполнение этого умысла, свидетельствуют установленные судом обстоятельства совершения данного преступления, согласно которым Галеев сначала избил С1***, связал ей ноги, а затем задушил её, одев на голову потерпевшей полиэтиленовый пакет, который обмотал вокруг её шеи и завязал его вокруг шеи потерпевшей другим пакетом. 

Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы Галеев психическим расстройством не страдал и не страдает в настоящее время. В момент совершения инкриминируемых ему деяний мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.     

Всесторонне, полно и объективно исследовав доказательства, оценив их в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об их достаточности для разрешения дела и правильно установил, что умысел Галеева был направлен на  причинение смерти С1***.

С учетом изложенного суд обоснованно признал Галеева виновным в совершении данного преступления и дал правильную юридическую оценку его действиям по ч.1 ст.105 УК РФ.

Судебное разбирательство судом первой инстанции проведено в установленном законом порядке при соблюдении принципа состязательности сторон. Все представленные доказательства исследованы судом по инициативе сторон, заявленные ходатайства разрешены в соответствии с требованиями закона.  Ущемления  прав  осужденного, в том числе на защиту, в ходе уголовного судопроизводства не допущено.

Наказание осужденному Галееву назначено в соответствии с требованиями  закона, с учетом содеянного, данных о личности и всех обстоятельств дела. В приговоре приведены мотивы назначения Галееву наказания в виде лишения свободы. При определении срока наказания учтены все обстоятельства, в том числе смягчающие и влияющие на назначение наказания.

Назначенное Галееву наказание является справедливым. Оснований для его снижения судебная коллегия не находит.

Разрешая гражданский иск потерпевшей С***. о компенсации морального вреда, причиненного ей преступлением, суд мотивировал свой вывод о его удовлетворении в полном объеме степенью испытанных ею нравственных страданий, вызванных потерей дочери,  сложившимися взаимоотношениями между ней дочерью и её детьми, требованиями разумности и справедливости.

Между тем из протокола судебного заседания видно, что потерпевшая С***. пояснила, что в отношении себя не намерена взыскивать с Галеева денежные средства, поскольку они ей не нужны. Однако у дочери остались двое малолетних детей, которых нужно учить. После подачи С***. искового заявления о компенсации ей морального вреда, связанного со смертью дочери, она пояснила суду, что просит взыскать с подсудимого Галеева указанную в заявлении сумму в её пользу и в пользу двух малолетних детей дочери - X*** 2010 года, которая с трех лет постоянно проживает со своим отцом N***., и XX*** 2007 года, который временно проживает у неё и она намерена оформить на него опеку. Согласно свидетельств о заключении брака и рождении XX***, его отцом является NN***.

Вместе с тем каких-либо документов, свидетельствующих о том, что N***. и NN***. поручили С***. заявлять исковые требования к Галееву в интересах их малолетних детей, в материалах дела не имеется. Данный вопрос не был выяснен судом при разрешении гражданского иска С***., а решение суда о полном удовлетворении указанного иска только в пользу С***. противоречит его обоснованию самой потерпевшей С***. Кроме того, суд фактически не выяснил у потерпевшей С***. в чем выразились причиненные ей нравственные страдания и имели ли они последствия, в том числе отразились ли они на состоянии её здоровья. 

С учетом изложенного, приговор суда в части удовлетворении иска потерпевшей С***. о компенсации морального вреда, связанного со смертью С1***.,  подлежит отмене с направлением дела на новое судебное разбирательство в порядке гражданского судопроизводства.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Приговор  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 03 апреля 2014 года в отношении Галеева Р*** Ж*** в части разрешения гражданского иска потерпевшей С***. о компенсации морального вреда, отменить и направить дело на новое судебное разбирательство в порядке гражданского судопроизводства.

В остальном приговор в отношении Галеева Р.Ж. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение одного года со дня оглашения в кассационную инстанцию Ульяновского областного суда в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.

 

Председательствующий

 

Судьи: