Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании предписания
Документ от 15.04.2014, опубликован на сайте 12.05.2014 под номером 45094, 2-я гражданская, об оспаривании предписания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Маслюкова А.В.                                             Дело № 33 – 985/2014 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                     15 апреля 2014 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Логинова Д.А. и Костюниной Н.В.

при секретаре Пузакиной К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Герасимова С*** А*** – Мишутиной М*** А*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 января 2014 года, которым постановлено:

 

В удовлетворении заявления Герасимова С*** А*** о признании предписания № *** от 19.12.2013 года Комитета  Ульяновской области по культурному наследию незаконным и его отмене, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Логинова Д.А. по делу, пояснения представителя Герасимова С.А. – Мишутиной М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области Симонова Ю.Д., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Герасимов С.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Комитета Ульяновской области по культурному наследию №*** от 19.12.2013.

В обоснование заявления указал, что он является собственником административного здания, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Ф***, д.***.

19.12.2013 главным специалистом-экспертом отдела бухгалтерского, юридического и кадрового сопровождения Комитета Ульяновской области по культурному наследию Володиной Д.В. в отношении него вынесено указанное предписание №*** об устранении выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля по результатам проверки требований охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Полагал его незаконным, поскольку собственник не обязан осуществлять самостоятельно и за свой счет историко-культурную экспертизу и  разработку проекта воссоздания объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.

Просил признать незаконным и отменить предписание №*** об устранении выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля от 19.12.2013 Комитета Ульяновской области по культурному наследию, вынесенное в отношении Герасимова С.А.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Герасимова С.А. – Мишутина М.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и постановить новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.ст.15,16 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (далее – Закон №73-ФЗ) статус объекта культурного наследия возникает с момента решения уполномоченного органа и внесения сведений об объекте в Реестр объектов культурного наследия.

Спорный объект недвижимости объектом культурного наследия не является, соответствующей экспертизы в отношении данного объекта, как объекта культурного наследия, не осуществлялось.

С момента покупки собственником осуществлялись меры, направленные на недопущение обрушения здания, но они оказались не эффективными и собственник решил снести здание.

В соответствии с п.4.1. Приложения №2 к постановлению Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 №256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Муниципального образования «город  Ульяновск» запрещаются снос исторических зданий и их частей без историко-культурной экспертизы.

Комитет Ульяновской области по культурному наследию обладает правом «организации проведения государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения о включении в реестр объектов культурного наследия» (ст.4 Закона Ульяновской области от 09.03.2006 №24-ЗО).

Согласно действующему законодательству у собственника объекта недвижимости отсутствует обязанность осуществлять данную экспертизу.

Таким образом, проведение собственником самостоятельно и за свой счет историко-культурной экспертизы, а также разработка проекта воссоздания объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, является незаконными требованиями Комитета Ульяновской области по культурному наследию.

Каких-либо охранных документов с собственником не заключалось с самого момента покупки объекта, что также подтверждает отсутствие у собственника субъективной стороны административного правонарушения. 

Указывает, что у снесенного здания отсутствует статус объекта культурного наследия, кроме того, законодательством не предусмотрено получение разрешения на снос здания, находящегося в собственности. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Герасимов С.А. является собственником административного здания, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Ф***, д.***, которое он приобрел по договору купли-продажи недвижимого имущества №*** от 10.12.2007.

Согласно копии обзора «Историческая застройка Симбирска», изд.2001 г., дом по ул.Ф***, *** являлся каменным зданием с полуподвальным этажом. В 1886-1887 г.г. крестьянином В.*** был построен каменный дом (часть нынешнего дома №***). Другая часть здания была выстроена в 1879 г. владельцем соседней усадьбы крестьянином Г.П. Ц***. В 1889 г. обе усадьбы объединились (владелец И.В. Б***). В 1908 году появился пристрой, соединивший две уже существующие части здания.

Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 02.07.2009 №256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск» режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон»  утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск» с описанием указанных границ.

В соответствии с указанным правовым актом здание по ул.Ф***, ***  расположено в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения ЗРЗ-РЗ.

Как следует из приложения №2 к Постановлению Правительства Ульяновской обл. от 02.07.2009 №256-П, зона ЗРЗ Р-3 - зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения.

В данной зоне запрещается без предварительного проведения историко-культурной экспертизы снос исторических зданий и их частей (ч.1 п.4.2)

Указанное здание Герасимовым С.А. было снесено без согласования и без проведения историко-культурной экспертизы.

19.12.2013, по результатам проведенной документарной проверки главным специалистом-экспертом отдела бухгалтерского, юридического и кадрового сопровождения Комитета Ульяновской области по культурному наследию Володиной Д.В. в отношении Герасимова С.А. вынесено предписание №*** об устранении выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля по результатам проверки требований охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Собственнику предписано: в срок до 20.12.2014 провести историко-культурное исследование, в срок до 19.11.2014 разработать и согласовать проект воссоздания объекта недвижимости.

Кроме того, в отношении Герасимова С.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Как следует из Положения о Комитете Ульяновской области по культурному наследию, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.05.2008 №11/236-П (далее – Положение), которое действовало на момент выдачи оспариваемого предписания, Комитет является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области.

Согласно п.3.2.5 указанного Положения Комитет осуществляет работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр).

В соответствии с п.3.2.12.1 Положения Комитет устанавливает границы территории объекта регионального значения как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.

Как следует из п.3.2.13 Положения, в случаях, предусмотренных законодательством, Комитет согласовывает проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, выдает задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, согласовывает проектную документацию на данные работы, осуществляет в установленном порядке их приемку.

Согласно п.4.7 Положения Комитет имеет право организовывать и проводить в пределах своей компетенции проверки соблюдения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ульяновской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства, осуществлять меры контроля за устранением указанных нарушений и их предупреждению.

Как следует из п.4.8 Положения Комитету предоставлены права организовывать и проводить в пределах своей компетенции проверки соблюдения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия физическими лицами, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, осуществлять контроль за их исполнением.

В настоящее время правоприемником Комитета является Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области.

Согласно вводной части Закона №73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Как следует из  ст.3 Закона №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст.6 Закона №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом

Согласно ч.1 ст.33 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Как следует из ч.2 ст.33 Закона №73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия; выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;  согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ. 

В соответствии с ч.1 ст.18 Закона №73-ФЗ федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в реестр.

Согласно ч.2 ст.18 Закона №73-ФЗ объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона.

Как следует из ч.8 ст.18 Закона №73-ФЗ, выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.30 Закона №73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются, в том числе, объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.3 ст.48 Закона №73-ФЗ бремя содержания выявленного объекта культурного наследия несет его собственник.

В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Принимая во внимание, что построенное в XIX веке здание, находившееся в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, было снесено собственником без проведения историко-культурной экспертизы, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности предписания Комитета Ульяновской области по культурному наследию, с учетом чего оставил заявление Герасимова С.А. без удовлетворения.

Этот вывод мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований для признания его неправильным не установлено.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Герасимова С.А. обязанности по проведению историко-культурного исследования судебная коллегия полагает несостоятельными.

В соответствии с п.6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 №569, экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Указанная обязанность возложена на заявителя предписанием Комитета Ульяновской области по культурному наследию в рамках предоставленных данному органу полномочий.

Основанием для этого послужил снос здания постройки XIX века, расположенного в зоне ЗРЗ Р-3.

Согласно приложения №2 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 №256-П, в зоне ЗРЗ Р-3 запрещается без предварительного проведения историко-культурной экспертизы снос исторических зданий и их частей.

Запрета по проведению историко-культурного исследования собственником недвижимого имущества положения действующего законодательства не содержат.

Кроме того, после вынесения оспариваемого предписание Герасимовым С.А. была заказана историко-культурная экспертизы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что снесенное здание не было включено в реестр объектов культурного наследия, основанием для признания незаконным оспариваемого предписания являться не могут. Данный факт не свидетельствует о том, что здание по ул.Ф***, *** не обладало признаками культурного наследия.

Доводы жалобы о незаконности возложения на собственника обязанности по разработке проекта воссоздания объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, судебной коллегией отклоняются.

Вопрос о разработке и согласовании указанного проекта будет разрешен после проведения историко-культурного исследования с учетом его результатов.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правовых оснований для отмены оспариваемого решения не содержат.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, не усматривается.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мишутиной М*** А***, выступающей в интересах Герасимова С*** А*** –– без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи