Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обоснованно осужден за кражу, приговор отменен в части процессуальных издержек
Документ от 16.04.2014, опубликован на сайте 07.05.2014 под номером 44967, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 158 ч.2 п. б, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***.                                                                 Дело №22-805/2014 г.

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            16 апреля 2014 года

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего судьи Львова Г.В.,

при секретаре Царевой Е.А.,

с участием: адвоката Ожогиной М.А., представившей удостоверение №1086 и ордер №16 от 16 апреля 2014 года, прокурора Скотаревой Г.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы осужденного Кириллова И.Е., адвоката Куприяновой А.И. на приговор Радищевского районного суда Ульяновской области от 20 февраля 2014 года, которым

КИРИЛЛОВ  И***  Е***, ранее судимый:

1) 01 марта 2005 года по п.“б” ч.2 ст.158, ч.3 ст.158 УК РФ с применением ч.3 ст.69 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Освобожден 13 июля 2007 года по отбытии срока наказания;

2) 07 июля 2008 года по ч.1 ст.158 УК РФ к 1 году 1 месяцу лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год;

3) 17 октября 2008 года по ч.1 ст.158 УК РФ, ч.1 ст.139 УК РФ с применением ч.2 ст.69, ст.70 УК РФ к 1 году 10 месяцам лишения свободы. Освобожден 09 июля 2010 года по отбытию срока наказания;

4) 16 ноября 2011 года по п. “б” ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам 1 месяцу лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год;

5) 30 декабря 2011 года по п.“в” ч.2 ст.158 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год;

6) 21 февраля 2012 года по п.“б” ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам 1 месяцу лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев;

7) 01 октября 2012 года по п.“б” ч.2 ст.158 УК РФ, п.“а” ч.3 ст.158 УК РФ, с применением ч.3 ст.69, ч.5 ст.74, ст.70 УК РФ к 3 годам лишения свободы;

8) 14 июня 2013 года по ч.1 ст.158 УК РФ с применением ч.5 ст.69 УК РФ к 3 годам 2 месяцам лишения свободы,

осужден:   по п.“б”  ч.2 ст.158 УК РФ к 1 году лишения свободы. На основании ч.5 ст.69 УК РФ путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору суда от 14 июня 2013 года окончательно назначено 3 года 4 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок наказания постановлено исчислять с 20 февраля 2014 года. В срок отбытия наказания зачтено отбытое осужденным наказание по приговору от 14 июня 2013 года с 07 июня 2012 года по 19 февраля 2014 года.

Этим же приговором постановлено взыскать с Кириллова И.Е. в доход федерального бюджета процессуальные издержки, связанные с вознаграждением адвокатов, защищавших его интересы в ходе предварительного следствия, в сумме 6160 рублей.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.     

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

 

Кириллов осужден за тайное хищение бензопилы стоимостью 2 109 рублей 36 копеек, принадлежащей Х***., совершенное с незаконным проникновением в иное хранилище.

Преступление совершено в мае 2012 года в с.*** Ульяновской области при обстоятельствах, изложенные в приговоре суда.

 

В апелляционных жалобах (основной и дополнительной):

- осужденный Кириллов выражает несогласие с приговором суда в части взыскания с него процессуальных издержек за услуги адвокатов в ходе предварительного следствия. Обращает внимание на то, что потерпевший Х*** не подавал заявление о привлечении к уголовной ответственности лица, похитившего у него бензопилу. Считает, что уголовное дело было возбуждено по инициативе сотрудников полиции после написания им заявления о хищении бензопилы. Полагает, что его уголовное преследование за данное преступление должно быть прекращено за примирением с потерпевшим;

- адвокат Куприянова А.И. считает незаконным осуждение Кириллова за хищение бензопилы, принадлежащей  потерпевшему Х***. По её мнению,  в судебном заседании не установлено, что бензопила марки Штиль, выданная отцом  Кириллова, принадлежит  потерпевшему Х***, поскольку бензопила такой же марки имелась и у Кириллова.

Апелляционное представление, поданное государственным обвинителем, отозвано в порядке, предусмотренном ч.3 ст.389.8 УПК РФ. 

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- адвокат Ожогина М.А. просила удовлетворить апелляционные жалобы адвоката Куприяновой А.И. и осужденного Кириллова по изложенным в них доводам. Обратила внимание на явку с повинной Кириллова, в которой он указывает о хищении бензопилы марки Хусварна. Согласно протоколу судебного заседания подсудимому Кириллову не разъяснялись положения ст.132 УПК РФ и вопрос о возмещении процессуальных издержек судом не обсуждался;

- прокурор Скотарева Г.А. возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, поскольку судом дана надлежащая оценка всем исследованным доказательствам. Доводы стороны защиты были проверены и отвергнуты как несостоятельные. Наказание, назначенное осужденному Кириллову, является справедливым.

Суд апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, находит приговор суда в отношении Кириллова подлежащим изменению по следующим основаниям.

 

Выводы суда о виновности осужденного Кириллова в совершении инкриминируемого ему преступления основаны на совокупности доказательств, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.

Установленные судом обстоятельства преступления, совершенного Кирилловым, подтверждаются, как признательными показаниями самого Кириллова, так и показаниями потерпевшего Х***, свидетелей А***, К1***., К2***, К3***, И***, протоколом осмотра места происшествия, осмотра бензопилы,  другими исследованными в суде доказательствами.

Утверждения Кириллова в суде о непричастности к хищению бензопилы Штиль, принадлежащей Х***, были предметом тщательной проверки суда, и признаны судом несостоятельными, поскольку они опровергаются совокупностью исследованных в суде доказательств.

Так, из показаний потерпевшего Х*** и свидетеля А*** установлено, что бензопила марки Штиль, которую Х*** хранил в своем гараже, была похищена оттуда в мае 2012 года. А***, подозревая Кириллова в причастности к данной краже, пришел к нему домой, где отец Кириллова отдал ему указанную бензопилу, пояснив, что ранее данной пилы у них в доме не было. Данную пилу без полотна и цепи принес его сын Кириллов. Указанную бензопилу Х*** сразу опознал как похищенную у него в мае 2012 года. При этом Х*** и А*** о факте хищения указанной бензопилы не сообщали в правоохранительные органы.

Свидетель К1***. подтвердил в судебном заседании, что его сын Кириллов И.Е. принес домой бензопилу марки Штиль без полотна, цепи и боковой крышки после того, как принес домой бензопилу марки Хусварна, за хищение которой был осужден в 2012 году.

Из материалов дела следует, что уголовное дело по факту хищения бензопилы в мае 2012 года из сарая домохозяйства в с.*** Ульяновской области возбуждено 10 июля 2013 года в связи с заявлением (сообщением) осужденного Кириллова И.Е. о совершении им данного преступления, поступившего в полицию 02 июля 2013 года.

Из приговора Николаевского районного суда от 01 октября 2012 года установлено, что Кириллов И.Е. осужден за совершение преступлений, в том числе за хищение бензопилы марки Хусварна 18 мая 2012 года с незаконным проникновением в жилище  К2***, находящемся в р.п. *** Ульяновской области.

Из содержания заявления Кириллова следует, что он сообщает о совершенной им кражи бензопилы в мае 2012 года из домовладения, находящегося в с.*** Ульяновской области.

Таким образом, суд правильно установил, что в своем сообщении Кириллов И.Е., будучи осужденным за хищение бензопилы 18 мая 2012 года, принадлежащей  К2***, указал о совершенной им краже другой бензопилы из домохозяйства, расположенного в с.***.

 

Кроме того, из показаний свидетеля К2***, данных в ходе предварительного следствия и исследованных в судебном заседании в порядке, предусмотренном ч.3 ст.281 УПК РФ,  следует, что сначала Кириллов принес домой бензопилу марки Хусварна, которую в последующем изъяли сотрудники полиции как похищенную в р.п. ***, а через непродолжительный промежуток времени Кириллов принес домой бензопилу марки Штиль, которая была без полотна, цепи и боковой крышки. Данную бензопилу забрал А***.

Судом были выяснены причины противоречий в показаниях К2*** в той части, что она не знала, какие бензопилы имелись у Кириллова И.Е. и какую бензопилу забрал А*** у К1***.

Суд правильно признал, что показания свидетеля К2***, данные в ходе предварительного следствия, по всем существенным обстоятельствам являются последовательными и согласуются с другими исследованными в суде доказательствами.   

Из положений ч.2 ст.17 УПК РФ следует, что все доказательства имеют одинаковую юридическую силу, а поэтому суд обоснованно положил в основу обвинительного приговора показания Кириллова, данные им при допросе в ходе предварительного следствия, которые согласуются с другими исследованными в суде доказательствами.

Так, будучи допрошенным в качестве подозреваемого,  Кириллов признал, что в мае 2012 года решил похитить одну из бензопил, хранившихся в гараже домохозяйства с.***, которые он увидел осенью 2011 года, когда вместе с А*** привозил и разгружал там зерно. С этой целью он ночью с 18 на 19 мая 2012 года проник в гараж указанного домохозяйства, воспользовавшись тем, что он был не заперт, и забрал оттуда одну бензопилу в оранжевом корпусе, которую принес к себе домой в с.***.

Кириллов в ходе очной ставки с потерпевшим Х*** подтвердил, что он действительно в мае 2012 года похитил из домохозяйства потерпевшего бензопилу, но утверждал, что данная бензопила была марки Хусварна.

Утверждения Кириллова в жалобе о том, что он оговорил себя и признательные показания дал под психологическим воздействием сотрудников полиции, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку указанные показания даны Кирилловым в присутствии адвоката, что исключает возможность какого-либо воздействия на него со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Судом были исследованы все показания, данные Кирилловым, как в ходе предварительного следствия, в которых он утверждал о хищении в с.*** бензопилы марки Хусварна, так и в судебном заседании, где он утверждал о непричастности к хищению бензопилы из гаража домохозяйства потерпевшего Х*** в с.***.

Давая оценку изменениям показаний Кирилловым в ходе предварительного следствия и судебном заседании, суд правильно расценил их как способ защиты Кириллова от предъявленного ему обвинения.

Ссылка адвоката  Куприяновой на приобретение Кирилловым бензопилы марки Штиль у А***, не ставят под сомнение правильность установленных судом обстоятельств совершенного преступления, поскольку в судебном заседании свидетель А*** показал, что продал Кириллову бензопилу марки Штиль-180, а забрал из дома Кирилловых и передал потерпевшему Х*** другую бензопилу той же марки, но более мощную. При этом ранее проданную им Кириллову бензопилу он бы сразу узнал.

Из показаний свидетеля К4*** следует, что бензопилу марки Штиль-180  принес ему Кириллов для ремонта и данная бензопила  по настоящее время находится у него в разобранном виде. При этом К4*** уверенно подтвердил в судебном заседании, что знал о продаже Кириллову данной бензопилы А***. 

С учетом изложенного, доводы жалобы адвоката Куприяновой, как и мнение адвоката Ожогиной М.А. о том, что судом не установлена принадлежность потерпевшему Х*** бензопилы марки Штиль, переданной ему свидетелем А***, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.

Оснований ставить под сомнение правильность установленных судом обстоятельств преступления, совершенного Кирилловым, у суда апелляционной инстанции, не имеется.

С учетом обстоятельств преступления, совершенного Кирилловым, суд правильно признал, что Кириллов именно с целью хищения чужого имущества проник в гараж домовладения потерпевшего Х***, откуда тайно похитил бензопилу, с которой скрылся с места преступления.

При таких обстоятельствах суд правильно квалифицировал действия сужденного Кириллова по п. “б” ч.2 ст.158 УК РФ.

 

Обвинительный приговор соответствует требованиям ст.ст.303–304, 307-309 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного Кириллова в содеянном, и мотивированы выводы относительно квалификации совершенного им преступления.

Судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями закона. Как видно из протокола судебного заседания, председательствующий по делу судья, сохраняя объективность и беспристрастие, обеспечил равноправие сторон, принял предусмотренные законом меры по реализации сторонами принципа состязательности и создал все необходимые условия для всестороннего и полного исследования дела.

То обстоятельство, что потерпевший Х*** сразу не обратился в правоохранительные органы с заявлением о хищении у него бензопилы, не влияет на законность возбуждения уголовного дела по данному факту и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора, постановленного в отношении Кириллова, поскольку закон не ограничивает сроки подачи заявления о совершенном преступлении определенным временем. Кроме того,  совершенное Кирилловым преступление не  относится к делам частного либо частно-публичного обвинения, возбуждение которых невозможно без соответствующего заявления потерпевшего.

Что касается доводов осужденного Кириллова о необходимости прекращения в отношении него уголовного дела за примирением с потерпевшим, то они не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст.76 УК РФ могут быть  освобождены от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим только лица, впервые совершившие преступления небольшой или средней тяжести. Из материалов уголовного дела установлено, что Кириллов совершил данное преступление, имея непогашенные судимости за совершение умышленных преступлений.

С учетом обстоятельств совершенного преступления, данных о личности осужденного Кириллова, суд правильно пришел к выводу о необходимости назначения ему  наказания в виде реального лишения свободы.

При определении срока наказания судом были учтены все обстоятельства, влияющие на назначение наказания Кириллову.

Выводы суда о возможности назначения наказания Кириллову с применением ч.3 ст.68 УК РФ надлежащим образом мотивированы

Как следует из приговора, с осужденного Кириллова в пользу государства взысканы процессуальные издержки в сумме 6160 рублей в счет возмещения расходов на оплату труда адвокатов по назначению в ходе предварительного следствия.

Согласно материалам уголовного дела в ходе предварительного следствия защиту Кириллова осуществляли адвокаты Михайлов Н.В. и Куприянова А.И. по назначению.

Положения ч.ч.1,6 ст.132 УПК РФ предполагают, что вопрос о взыскании процессуальных издержек должен быть самостоятельным предметом судебного разбирательства, и подсудимому должна быть предоставлена возможность довести до суда свою позицию по поводу суммы взыскиваемых с него издержек и своего имущественного положения, чего согласно протоколу судебного заседания сделано не было. Из протокола судебного заседания следует, что судом были исследованы постановления следователя о выплате вознаграждений адвокатам Михайлову Н.В. и Куприяновой А.И. за защиту интересов Кириллова в ходе предварительного следствия, но вопрос о возмещении процессуальных издержек судом  не обсуждался, положения ст.132 УПК РФ подсудимому не разъяснялись, его мнение по этому вопросу не выяснялось. Кроме того, в приговоре суд не дал какого-либо суждения об отсутствии оснований для освобождения осужденного полностью или частично от уплаты процессуальных издержек. В связи с этим, приговор суда в части взыскания с осужденного указанных процессуальных издержек подлежит отмене с направлением  уголовного дела на рассмотрение в данной части тот же суд в ином составе суда в порядке исполнения приговора.  

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену  приговора, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

Приговор Радищевского районного суда Ульяновской области от 20 февраля 2014 года в отношении Кириллова И*** Е*** изменить, отменить решение суда в части взыскания с него процессуальных издержек, а уголовное дело в этой части направить в тот же суд на новое рассмотрение в ином составе суда  в порядке исполнения приговора в соответствии со ст.396-399 УПК РФ.

В остальной части приговор отношении Кириллова И.Е. оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Апелляционное постановление может быть обжаловано в течение одного года со дня оглашения в кассационную инстанцию Ульяновского областного суда в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.

 

Председательствующий