Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Привлечение к адм.ответственности по ст.8.21 ч.1 КОАП
Документ от 08.04.2014, опубликован на сайте 08.05.2014 под номером 44802, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.21 ч.1, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Хайбуллов И.Р.                                                         Дело № 12 - 83/ 2014 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          08 апреля 2014 года                                                                       

Судья Ульяновского областного суда  Костюнина Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе ЗАО «Ульяновск-Автомост» на постановление Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 февраля 2014 года,

 

УСТАНОВИЛА:

Постановлением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 февраля 2014 года ЗАО «Ульяновск-Автомост» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 180 000 рублей за выброс ЗАО «Ульяновск-Автомост» вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения при производстве асфальтобетона в 2013 году на производственной площадке, расположенной в пос.С*** Ульяновского района, а также в отсутствии разработанных и согласованных в установленном законом порядке предельно допустимых выбросов.

В жалобе, адресованной в Ульяновский областной суд, ЗАО «Ульяновск-Автомост» просит отменить постановление суда, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. Полагает, что административным органом не подтвержден факт осуществления обществом в момент проведения проверки выбросов вредных веществ, и превышение установленных нормативов, не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что указанные в протоколе источники выбросов отнесены к источникам вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.

Изучив доводы жалобы, считаю, что оснований для отмены постановления районного суда не имеется.

Согласно части 1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Письмом Минприроды России от 29.03.2012 N 05-12-47/4521 введено в действие "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (дополненное и переработанное). Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством (пункт 2 подраздела 1.1 раздела 1).

Из вышеизложенного следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается только на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным в области охраны окружающей среды органом.

При этом из приведенных норм не следует, что количество выбросов от данных источников должно быть таковым, чтобы их можно было квалифицировать как загрязнение.

Приказом Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579 утвержден «Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию» (далее – Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ). Данный Порядок определяет правила и процедуру установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и используется, в том числе, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пункты 2, 3 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ).

Указанный Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух применяется, в том числе,  при установлении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установлении порядка, организации и проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, установлении порядка и ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установлении порядка и проведения инвентаризации вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (пункт 4 Порядка установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ).

Приложением № 2 к вышеуказанному Приказу Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579 утвержден Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее – Перечень).

При этом включение веществ в Перечень, т.е. признание их вредными,  не обусловлено  какой-либо  концентрацией их в атмосферном воздухе. 

В соответствии с данным Перечнем к вредным (загрязняющим) веществам относятся, в том числе, азота диоксид, углерода оксид.

Из проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для асфальтосмесительной установки ОАО «Ульяновск-Автомост», расположенной по адресу: Ульяновский район, п.С***, усматривается, что промплощадка имеет в  своем составе следующие цеха и участки: асфальтосмесительная установка (ДС-185), площадки хранения инертных материалов (ПГС, щебень), битумохранилище, складские помещения, вспомогательные постройки.

Основными источниками загрязнения атмосферы на территории пром.предприятия являются: прием и хранение инертных материалов (пыль неорганическая (содержание SiO2 20-70%), хранение битума (углеводороды предельные С12-С19), приготовление асфальтовой смеси (азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, пыль неорганическая (содержание SiO2 20-70%), передвижение автотранспорта (азота диоксид, азота оксид, сажа, серы диоксид, углерода оксид, керосин).

Журналом учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок за 2012-2013 ОАО «Ульяновск-Автомост», справкой о количестве выпущенной продукции за 2013 год подтверждается факт работы асфальтосмесительной установки ДС-185, расположенной на вышеуказанной производственной площадке, в течение 2013 года.

Из протокола результатов количественного химического анализа атмосферного воздуха от 23.07.13, акта № *** от 19.07.13 отбора проб (проведения измерений) атмосферного воздуха для количественных химических анализов с подветренной стороны от источников загрязнений производственной базы ЗАО «Ульяновск – Автомост» следует, что на границе санитарно-защитной зоны с подветренной стороны от источников выбросов загрязняющих веществ, расположенных на территории производственной площадки ЗАО «Ульяновск-Автомост» в п. С*** были обнаружены вредные (загрязняющие) вещества (углерода оксид, азота диоксид, углеводороды, взвешенные вещества (пыль), серы диоксид).

Также из материалов дела усматривается, что ЗАО «Ульяновск-Автомост» систематически осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду (за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами).

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух у ЗАО «Ульяновск-Автомост» отсутствует. Предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не разработаны.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и  не оспариваются ЗАО «Ульяновск-Автомост».

Учитывая, что разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух у ЗАО «Ульяновск-Автомост» отсутствует, юридическое лицо правомерно было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, является формальным, наступление ответственности не зависит от количества показателей выбросов вредных веществ в воздух.

Отсутствие у хозяйствующего субъекта специального разрешения на использование стационарных источников вредного воздействия на атмосферу, которым устанавливаются допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха, является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 ст.8.21 КоАП РФ.  

В отсутствии специального разрешения с установленным нормативом выбросов, административному органу нет необходимости устанавливать факт того, что количество и концентрация вредного вещества превысили определенные нормативы.

При этом факт выброса вредных веществ (загрязняющих) веществ, и наличие у ЗАО «Ульяновск-Автомост» функционирующих стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферу административным органом доказан.

Административное наказание назначено ЗАО «Ульяновск-Автомост» в пределах санкции части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановленный судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

 

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ,

 

РЕШИЛА:

Постановление Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 февраля 2014 года оставить без изменения, а жалобу ЗАО «Ульяновск-Автомост» – без удовлетворения.

 

Судья