Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия незаконным, понуждении к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации.
Документ от 25.03.2014, опубликован на сайте 03.04.2014 под номером 44508, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к обеспечению техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Жорова И.А.                                                                              Дело № 33-950/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       25 марта 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Фоминой В.А., Костюниной Н.В.

при секретаре Шаряевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 января 2014 года,  по  которому постановлено:

Уточненные исковые требования прокурора города Димитровграда Ульяновской области, заявленные  в интересах  Исаева Д.К.,  удовлетворить. 

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» по не обеспечению Исаева Д*** К***  в полном объеме  *** согласно  индивидуальной программе реабилитации от 28.05.2013 № 1264.

Обязать Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» обеспечить Исаева Д*** К*** *** согласно  индивидуальной программе реабилитации от 28.05.2013 № 1264.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А.,  пояснения представителей ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске» Фроловой Е.В., Никитиной Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области  в интересах  Исаева Д.К.  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Управлению Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району,  областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» о признании бездействия незаконным, понуждении к обеспечению  инвалида  техническим средством реабилитации.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что Исаев Д.К. является инвалидом *** группы, которому 28.05.2013 филиалом №*** ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»  оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № ***, в разделе «Технические средства реабилитации» данной программы указаны технические средства реабилитации - *** Исаев Д.К. поставлен на учет в Министерство, однако средствами реабилитации по индивидуальной программе реабилитации от 28.05.2013 не обеспечен, что повлекло нарушение его прав.

С учетом уточненных исковых требований просил обязать ответчиков исполнить обязанность по обеспечению инвалида Исаева Д.К.  техническими средствами реабилитации – подгузниками для взрослых, признав  незаконным бездействие ответчиков по не обеспечению его данными средствами реабилитации  в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №*** от 28.05.2013.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его изменить, в удовлетворении требований прокурора  г. Димитровграда в интересах Исаева Д.К. отказать. Указывает, что судом не учтен тот факт, что у Министерства отсутствуют полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. При этом правопреемником прав и обязанностей Министерства в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации является Областное  государственное  казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске». Считают, что Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

В возражения на апелляционную жалобу прокурор города Димитровграда, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что поскольку технические средства реабилитации приобретаются за счет средств бюджета, и Министерство, по сути осуществляет и распределяет финансирование этой деятельности, занимается обеспечением жизнедеятельности инвалидов, Министерство здравоохранения, социального развитии и спорта Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу.

Истец, представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Исаев Д.К. является инвалидом *** группы бессрочно и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления технических средств реабилитации.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № *** от 28.05.2013, утвержденной филиалом №*** ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»,  Исаев Д.К. должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации - ***. Однако средствами реабилитации по индивидуальной программе реабилитации от 28.05.2013 истец в полном объеме не был обеспечен.

Полагая бездействие ответчиков незаконными, прокурор города Димитровграда, действующий в интересах Исаева Д.К. просил обязать Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области и Областное  государственное  казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске» предоставить Исаеву Д*** К*** средства реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № *** от 28.05.2013. 

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  прокурора г. Димитровграда Ульяновской области, заявленных в интересах Исаева Д.К.,  не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам гарантируется проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 11.1 названного Федерального закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе и специальные средства для ухода.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, пунктом 4 которого предусмотрено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2101-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Ульяновской области о передаче правительству Ульяновской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, согласно которому осуществление данных полномочий возлагалось на орган исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, которым в настоящее время является Министерство здравоохранения, социального развития и спорта в Ульяновской области.

С учетом указанных норм действующего законодательства, принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации(подгузников), указанных в индивидуальной программе реабилитации, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи. Следовательно,  решение суда является законным и обоснованным.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, социального развития и спорта в Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно того, что надлежащим и единственным ответчиком по делу является ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске», основанием к отмене решения суда не являются, поскольку обязательство ответчика по обеспечению  истца техническими средствами реабилитации за 2013 год возникло до передачи им своих полномочий казенному учреждению, которое имело место 31.10.2013 на основании распоряжения Министерства труда и социального развития Ульяновской области №1501-р.

Кроме того, согласно пункту 3 Порядка финансирования части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (приложение № 7), утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области 19.12.2013 № 620-П главным распорядителем средств областного бюджета Ульяновской области, поступающих из федерального бюджета, является исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.

Так же в соответствие пунктами 1.4 и 1.5 Устава казенного учреждения, утвержденного 26.11.2013, функции и полномочия его учредителя осуществляет Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области; учредитель, в ведении которого находится учреждение,  осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя  бюджетных средств Ульяновской области.

В соответствии с  п.4 ст.158 и п. 6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации  бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств сметой доходов и расходов.

Таким образом, отсутствие средств у казенного учреждения делает невозможным исполнение решения суда в части предоставления технических средств реабилитации путевки без участия Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.

С учетом вышеуказанных норм, к числу лиц, ответственных за предоставление инвалидам технических средств реабилитации относится, в том числе, и Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.

В связи с этим оснований для отмены по существу правильного решения по доводам жалобы Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области  о том, что оно является ненадлежащим ответчиком, не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области -  без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи