Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок
Документ от 25.02.2014, опубликован на сайте 17.03.2014 под номером 44153, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Костычева Л.И.                                                               Дело № 33-642/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    25 февраля 2014 г.                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Костюниной Н.В.,

при секретаре Шаряевой Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение» на решение  Новоспасского  районного суда Ульяновской области  от 29 ноября  2013 года, которым постановлено:

 

Исковые требования  Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение», выразившееся в не принятии мер по организации ликвидации несанкционированных свалок, расположенных:  в квартале 88 выдела 12 Матюнинского участкового лесничества, на расстоянии от 0 до 5 метров от прилегающих лесных насаждений хвойных пород, в 0 метрах от проезжей лесной дороги; в квартале 91 выдела 6 Матюнинского участкового лесничества; квартале 2 выдела 28 в лесах ООО «Матюнинское», на расстоянии 0 метров от проезжей лесной дороги и от прилегающих лесных насаждений породы сосна; в квартале 63 выдела 9 Налейкинского участкового лесничества, на расстоянии 1,0 км на северо-восточной стороне ст. Н***.

Обязать администрацию муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселении» организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных:  в квартале 88 выдела 12 Матюнинского участкового лесничества, на расстоянии от 0 до 5 метров от прилегающих лесных насаждений хвойных пород, в 0 метрах от проезжей лесной дороги; в квартале 91 выдела 6 Матюнинского участкового лесничества; квартале 2 выдела 28 в лесах ООО «Матюнинское», на расстоянии 0 метров от проезжей лесной дороги и от прилегающих лесных насаждений породы сосна; в квартале 63 выдела 9 Налейкинского участкового лесничества, на расстоянии 1,0 км на северо-восточной стороне ст. Налейка.

В удовлетворении иска к администрации муниципального образования «Кузоватовский район» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, объяснения представителей администрации МО «Лесоматюнинское сельское поселение» Ильина А.С., администрации МО «Кузоватовский район» Ерёмина Ю.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ООО «Вояж» Аркатова В.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области обратилось в суд с иском к администрации муниципального «Кузоватовский район», администрации муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок.

В обоснование исковых требований указало, что  по результатам осмотра лесных участков от 29 июля 2013 года  на территории муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение» были обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов: в квартале 88 выдела 12 Матюнинского участкового лесничества, на расстоянии от 0 до 5 метров от прилегающих лесных насаждений, 0 метров от проезжей части лесной дороги;  в квартале 91 выдела 6 Матюнинского участкового лесничества; квартале 2 выдела 28 в лесах ООО «Матюнинский», на расстоянии 0 метров от проезжей лесной дороги и от прилегающих лесных насаждений; в квартале 63 выдела 9 Налейкинского участкового лесничества, на расстоянии 1,0 км на северо-восточной стороне ст. Налейка.

Несанкционированное размещение отходов свидетельствует о несоблюдении ответчиками действующего экологического законодательства и ведёт к ухудшению санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки, в результате чего нарушаются права неопределённого круга граждан – жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду.

В силу требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.                                        

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение», не соглашаясь с решением суда, просит его  отменить.

В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводом суда о том, что ответственность за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на федеральных землях лесного фонда несёт администрация муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение». Органы местного самоуправления осуществляют полномочия, определённые ст. 84 Лесного кодекса РФ, только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.  

Финансовые средства на организацию ликвидации несанкционированных свалок на федеральных землях лесного фонда, в бюджете муниципального образования предусмотрены быть не могут, поскольку это будет являться нецелевым использованием бюджетных средств.

В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.616), Лесного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 55), Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, (п.п. «г» п. 2  и п. 4, 28,) и Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий следует, что ООО «Ассоциация Кузоватовских лесопромышленников» и ООО «Вояж», как арендаторы, обязаны ликвидировать свалки отходов своими силами и за свой счёт на арендуемых лесных участках независимо от наличия их вины.

Не согласен с выводом суда о том, что сам факт передачи в аренду ООО «Ассоциация Кузоватовских лесопромышленников» и ООО «Вояж» лесных участков, на которых расположены несанкционированные свалки, не освобождает муниципальные органы от обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов.

Проект освоения лесов не является нормативным правовым актом, устанавливающим ответственность арендаторов за организацию санитарно-оздоровительных мероприятий на лесных участках, предоставленных им в аренду.

Содержащаяся в нормах действующего законодательства  оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяет установленной  нормами законодательства обязанности арендаторов по содержанию арендованного лесного участка, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект освоения лесов не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия и вины арендатора в загрязнении лесов.

Лесной участок, на котором находится несанкционированная свалка, расположенный в квартале 2 выдела 28 в лесах ООО «Матюнинское», никому в аренду не передан.

 

Поскольку в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, то осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений (в том числе и организация защиты лесов), согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1.1. Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утверждённого Постановлением Правительства Ульяновской области от  02.10.2013 N 452-П, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в сфере лесного хозяйства.

Согласно абзацу 16 п. 2.2. указанного Положения Министерство обеспечивает в пределах предоставленных полномочий охрану, защиту и воспроизводство лесов на землях лесного фонда, а, следовательно, обязано организовывать проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесных участков, находящихся на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти Ульяновской области.

Учитывая, что администрация муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение» не была наделена отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, то и возложение судом на муниципалитет обязанности по организации ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на федеральных землях лесного фонда, необоснованно и незаконно.

Указывает, что резолютивная часть решения изложена нечётко, поскольку невозможно определить, каким образом может осуществляться исполнение решения.

В возражениях на жалобу ООО «Вояж»  просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, ООО «Ассоциация Кузоватовских лесопромышленников» в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрации МО «Лесоматюнинское сельское поселение», возражения ООО «Вояж»,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьёй 42 Конституции Российской Федерации, статьёй 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, учитывая нахождение   выявленных несанкционированных свалок на территории муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение», суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что администрация поселения обязана заниматься организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования.

Из материалов дела видно, что свалки состоят из бытовых отходов (старой мебели, одежды и т.д.), то есть отходов, образованных в результате жизнедеятельности населения, и расположены они в непосредственной близости от населенных пунктов. Факт существования свалок доказан и не оспаривался в судебном заседании. Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что со стороны администрации МО «Лесоматюнинское сельское поселение» как органа местного самоуправления не в полной мере осуществляются возложенные на него обязанности по организации сбора и вывоза мусора на территории муниципального образования.

Администрацией МО «Лесоматюнинское сельское поселение» не представлено доказательств выполнения  надлежащим образом указанной обязанности на территории муниципального образования.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что органом местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.

Ненадлежащая организация по сбору, вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучия населения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно постановил решение о возложении на администрацию  муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение» обязанности по организации ликвидации выявленных несанкционированных свалок.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Выводы суда являются правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.

Так, доводы жалобы о том, что обязанность по ликвидации свалок должна быть возложена на  арендаторов земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, и на Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, судебная коллегия считает несостоятельными.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В силу ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации и Правил санитарной безопасности в лесах,   утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В данном случае загрязнение лесного массива не связано с деятельностью по использованию и эксплуатации леса. По смыслу приведенных норм лесного законодательства сбор и утилизация бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, не является санитарно-оздоровительными мероприятиями лесного массива, поскольку данная деятельность не отвечает целям и задачам, установленным Правилами санитарной безопасности в лесах.

Факт передачи в аренду земельных участков не освобождает органы местного самоуправления от возложенных действующим законодательством обязанностей, в том числе от обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории муниципального образования.

Доводы жалобы о том, что земельные участки, являющиеся федеральными землями лесного фонда, на которых располагаются несанкционированные свалки бытовых отходов, являются собственностью Российской Федерации, не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения, поскольку указанные участки находятся в границах муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение».

Согласно ст. 3, п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункту 1 ст. 8, пунктам 1,2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах  производства и потребления», пункту 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.  При этом организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.

Тот факт, что в границу муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение» включены земли иных категорий, в частности федеральные земли лесного фонда, не освобождает администрацию от выполнения установленных законодательством обязанностей по организации мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора.

С учетом изложенного судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что на арендаторов и на Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не может быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации выявленных несанкционированных свалок.

Таким образом, в связи с тем, что подлежащая ликвидации свалка образовалась в результате ненадлежащего исполнения ответчиком – администрацией МО «Лесоматюнинское сельское поселение»  обязанности по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на территории муниципального образования, решение суда об удовлетворении исковых требований к указанному ответчику является верным.

Доводы жалобы о том, что резолютивная часть решения изложена нечетко, не  свидетельствуют о незаконности судебного постановления, поскольку в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению участвующих в деле лиц вправе разъяснить это решение в порядке статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Иные доводы жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи