Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Документ от 25.02.2014, опубликован на сайте 04.04.2014 под номером 44151, 2-я гражданская, о признании незаконным предписания и обжаловании действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                               Дело № 33-634/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               25 февраля 2014 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е., Фёдоровой Л.Г.,

при секретаре Годуновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 29 ноября 2013 г. с учетом определения того же суда от 20 января 2014 г.  об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Заявление Главы администрации города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным предписание Министерства строительства Ульяновской области № 31 от 7 августа 2013 г. об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности № 82 от 7 августа 2013 года.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., пояснения представителя Министерства строительства жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Хасановой Э.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Глава администрации города Ульяновска  обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Министерства строительства Ульяновской области № 31 от 7 августа 2013 года об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности № 82 от 7 августа 2013 г.

В обоснование иска указал, что в 27 августа 2013 г.  в администрацию г. Ульяновск поступили указанные акт контроля № 82 от 7 августа 2013 г. и предписание № 31 от 7 августа 2013 г., в которых указывалось на несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» Генеральному плану города Ульяновска в части указания зонирования территории, в границах которой расположены земельные участки по 2 пер. Ярославского , №№ 6, 7, 9, 10, 11, 12, а также на то обстоятельство, что при выборе данных земельных участков не была учтена санитарно-защитная зона производственной базы, расположенной по ул. Профсоюзная, 60В.

В предписании предложено в срок до 1 октября 2013 г.:

- определить границу санитарно-защитной зоны производственной базы, расположенной по ул. Профсоюзной, 60;

- определить месторасположение земельных участков по 2 пер. Ярославского №№ 6, 7, 9, 10, 11, 12 по генплану относительно санитарно-защитной зоны производственной базы по ул. Профсоюзной, 60В;

- внести изменения в градостроительный план земельного участка по ул. Ярославского (участок 10 по генплану) в части указания санитарно-защитной зоны производственной базы по ул.Профсоюзной, 60В;

- в срок до 1 марта 2014 г. принять меры по приведению в соответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» Генеральному плану города Ульяновска.

С указанным предписанием он (заявитель) не согласен.

Как следует из содержания СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (п. 4.1, 2.1, 3.14, 3.17), расчет санитарно-защитной зоны осуществляется на основании проекта санитарно-защитной зоны с необходимыми расчетами.

Расчет санитарно-защитной зоны производственной базы по ул. Профсоюзной, 60В ООО «С***-Монтаж-Наладка!%», являющимся собственником земельного участка и объекта капитального строительства, в администрацию г.Ульяновска не предоставлялся.

В связи с тем, что администрация города Ульяновска не располагает сведениями о санитарной классификации объекта по ул. Профсоюзной, 60В и документами по расчету санитарно-защитной зоны, определить границу санитарно-защитной зоны не представляется возможным.

Главой IV СанПиН (п.п. 4.2, 4.3, 4.4) установлен порядок установления размеров санитарно-защитных зон, в соответствии с которым установление, изменение размера санитарно-защитных зон осуществляется на основании Постановления Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. К полномочиям администрации города Ульяновска установление санитарно-защитных зон не относится.

Соответственно, требования об определении границ санитарно-защитной зоны и определения местоположения земельных участков относительно санитарно-защитной зоны (пункты 1, 2 предписания) необоснованны.

30 мая 2012 г. администрацией г.Ульяновска выдан градостроительный план земельного участка № 10 по 2 пер.Ярославского.

В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город» Ульяновск, указанный земельный участок по генплану находится в территориальной зоне Ц2 – зоне делового, общественного и коммерческого назначения, где индивидуальные жилые дома относятся к основному виду разрешенного использования.

В связи с этим указание в градостроительном плане земельного участка на санитарно-защитную зону должно иметь место при наличии сведений о вхождении земельного участка в данную зону. Однако зона не установлена, соответственно, пункт 3 предписания является необоснованным.

Согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83,  земельные участки №№ 6, 7, 9, 10, 11, 12 по 2 пер. Ярославского расположены на территории общественных центров с сопутствующей жилой застройкой.

К территориальной зоне П1 вышеуказанные земельные участки не относятся.

В указанной части Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» соответствуют Генеральному плану города Ульяновска, следовательно, пункт 4 предписания необоснован.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что согласно Генеральному плану г.Ульяновска земельные участки по 2 пер. Ярославского №№ 6, 7, 9, 10, 11, 12 предусмотрены, как территория общественной застройки: общественных центров с сопутствующей жилой застройкой.

На основном чертеже Генерального плана города Ульяновска отображена граница санитарно-защитных зон производственных объектов. Указанные земельные участки находятся в пределах границ данных зон.

Согласно Правилам землепользования и застройки в г. Ульяновске (с изменениями от 2007, 2008, 2010 и 2011 годов) вышеуказанные земельные участки расположены в зоне П1 – зоне размещения производственных объектов IV и V  классов вредности, в разрешённых видах использования земельных участков которой отсутствуют индивидуальные жилые дома.

Имеет место несоответствие Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске Генеральному плану г. Ульяновска в части указания зонирования территории, в границах которой расположены вышеуказанные земельные участки.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что установление границы санитарно-защитной зоны для конкретных  промышленных объектов не входит в компетенцию администрации г. Ульяновска.

В градостроительном плане земельного участка № 10 по 2 пер. Ярославского должна быть отображена санитарно-защитная зона производственной базы по ул. Профсоюзная, 60В, в нем  не указаны ограничения, связанные с санитарно-защитной зоной в соответствии с требованием СанПиН.

Земельные участки № 11 и № 12 по генплану непосредственно примыкают к границам земельного участка производственной базы по ул. Профсоюзной, 60В.

Выражает несогласие с выводом суда о непредставлении доказательств того, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» вышеуказанные земельные участки расположены в зоне П1.

Представители администрации г. Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, судебная коллегия  не находит оснований к отмене решения суда.

Материалами дела установлено, что 7 августа 2013 г. Министерством строительства Ульяновской области был составлен акт контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности № 82.

В данном акте указано на то, что согласно Генеральному плану г. Ульяновска земельные участки по 2-му пер. Ярославского, №№ 6, 7, 9, 10, 11, 12 относятся к территории общественной застройки; общественных центров с сопутствующей жилой застройкой.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск (в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 7 июня 2010 г. № 66) указанные земельные участки расположены в зоне П1 – зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности, в разрешенных видах использования земельных участков которой отсутствуют индивидуальные жилые дома.

В ходе проверки выявлено несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» и Генерального плана г. Ульяновск в части указания зонирования территории, в границах которой расположены вышеуказанные земельные участки.

При выборе земельных участков по 2 пер.Ярославского №№ 6, 7, 9, 10, 11, 12 не была учтена санитарно-защитная зона производственной базы, расположенной по ул. Профсоюзная, 60В.

На основании указанного акта № 82 от 7 августа 2013 года  в этот же день Министерством строительства Ульяновской области в адрес Главы администрации МО «город Ульяновск С.С.Панчина было вынесено предписание № 31 об устранении нарушений по акту контроля за соблюдением органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в котором предписано:

1) до 1 октября 2013 г. определить границу санитарно-защитной зоны производственной базы, расположенной по ул. Профсоюзной, 60В;

2)  до  1 октября 2013 г. определить месторасположение земельных участков по 2-му пер. Ярославского №№ 6, 7, 9, 10, 11, 12 по генплану относительно санитарно-защитной зоны производственной базы по ул. Профсоюзной, 60В;

3) до 1 октября 2013 г. внести изменения в градостроительный план земельного участка по ул. Ярославского (участок № 10 по генплану) в части указания санитарно-защитной зоны производственной базы по ул.Профсоюзной, 60В;

4) до 1 марта 2014 г. принять меры по приведению в соответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» Генеральному плану города Ульяновска.

Проверяя законность  пунктов 1, 2, 3 указанного предписания № 31 от 7 августа 2013 г., суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74.

В соответствии с пунктом 1.4 указанного СанПиН санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.

Пунктом 1.5 данного СанПиН предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Пунктом 2.1  СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03  предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1).

Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух  (пункт 4.3).

Из приведенных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»  следует, что установление санитарно-защитной зоны к конкретному  промышленному объекту III, IV и V классов опасности относится к компетенции Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. При этом подготовка    соответствующей документации, необходимой для установления санитарно-защитной зоны  конкретного промышленного объекта,  является обязанностью юридического или физического лица,  осуществляющего на данном промышленном объекте деятельность, которая является источником  негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Поскольку установление границы санитарно-защитной зоны для конкретных промышленных объектов не входит в компетенцию администрации города Ульяновска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные пункты 1,2,3 предписания Министерства строительства Ульяновской области № 31 от 7 августа 2013 г., суть которых сводится к тому, что администрация г. Ульяновска должна установить санитарно-защитную зону промышленного объекта по адресу: г. Ульяновск, ул. Профсоюзная, 60В, определить по отношению к ней земельные участки №№ 6, 7, 9, 10, 11, 12 по 2-му пер. Ярославского,  отразить её в градостроительном плане земельного участка № 10 по 2-му пер. Ярославского,  не основаны на нормах действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы об обязанности администрации города Ульяновска указать в градостроительном плане земельного участка № 10 по 2-му пер. Ярославского санитарно-защитную зону промышленного объекта по адресу: г.Ульяновск, ул. Профсоюзная, 60В, необоснованны, поскольку данная зона в порядке, предусмотренном вышеуказанным СанПиНом2.2.1/2.1.1.1200-03, не установлена. Доказательств того, что данная   санитарно-защитная зона была установлена по инициативе собственника указанного объекта, и что данные сведения представлялись в администрацию города Ульяновска, не представлено.

Также судебная коллегия считает незаконным пункт 4  указанного предписания, возлагающий на администрацию г. Ульяновска обязанность по приведению в соответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» Генеральному плану города Ульяновска.

Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно установил, что на Генеральном плане города Ульяновска, утвержденном решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83, земельные участки №№ 6,7,9,10,11,12 по 2-му пер. Ярославского расположены в зоне общественных центров с сопутствующей жилой застройкой, на карте градостроительного зонирования  Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» указанные земельные участки находятся в зоне Ц2 – зоне делового, общественного и коммерческого назначения, в которой индивидуальные жилые дома отнесены к основным видам разрешенного использования земельных участков.

При таких обстоятельствах суд  правомерно посчитал, что в данном случае не имеются несоответствия Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» Генеральному плану города Ульяновска в части указания зонирования территории, в границах которой расположены земельные участки №№ 6,7,9,10,11,12 по 2-му пер. Ярославского.

Доводы апелляционной жалобы, суть которых сводится к утверждению о том, что указанные земельные участки по Правилам  землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» расположены в зоне П1 – зоне размещения производственных объектов IV и V классов опасности, являются несостоятельными, они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств. Однако судебная коллегия считает, что судом дана верная оценка представленным доказательствам в соответствии со статьями 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании которой правильно установлены имеющие для дела обстоятельства.

Ссылка в жалобе на наличие санитарно-защитной зоны  промышленных объектов в Генеральном плане города Ульяновска не свидетельствует о неправильности судебного решения, поскольку в пунктах 1, 2, 3 оспариваемого предписания содержатся требования, касающиеся необходимости установления санитарно-защитной зоны конкретного промышленного объекта по ул. Профсоюзной, 60В, которая в Генеральном плане города Ульяновска  отсутствует.

Иные доводы жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения суда.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска области от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи