Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Аннулирование регистрации ТС, произведенной с нарушением установленных правил
Документ от 18.02.2014, опубликован на сайте 13.03.2014 под номером 43960, 2-я гражданская, об обязании восстановления регистрации транспортного средства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сергеева О.Н.                                                                           Дело № 33-593/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          18 февраля 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Шлотгауэр Л.Л., 

судей Аладина П.К., Хреновой Г.И.,

при секретаре Пузакиной К.К.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Сальникова В*** И*** - Салина В*** Г*** на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 декабря 2013 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Сальникова В*** И*** к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области об устранении препятствий в праве собственности на транспортное средство - автомобиль УАЗ-31512, 1950 года выпуска, государственный регистрационный знак ***, возложении обязанности восстановить регистрацию транспортного средства и осуществлении регистрационных действий отказать.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения Сальникова В.И. и его представителя Салина В.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Сальников В.И. обратился в суд с иском к ГИБДД УМВД России по Ульяновской области об устранении препятствий в праве собственности на транспортное средство, возложении обязанности восстановить регистрацию транспортного средства, устранить препятствия в осуществлении регистрационных действий с ним. 

Требования мотивированы тем, что он  является собственником автомобиля УАЗ-31512, 1950 года выпуска. Паспорт транспортного средства № *** был выдан ему в МРЭО ГИБДД Ленинского РУВД г. Ульяновска *** 2000 года, в котором в графе «особые отметки» указано, что автомашина переоборудована с ГАЗ 69, установлен металлический верх кузова. Аналогичные сведения содержит свидетельство о регистрации ТС № ***. В настоящее время у него возникла необходимость снять автомобиль, принадлежащий ему на праве собственности, с регистрационного  учета. Однако в этом ему было отказано по причине аннулирования регистрации транспортного средства, так как  маркировка кузова нанесена с нарушением заводской технологии. Отказ незаконен, поскольку он владел и пользовался транспортным средством в течение 13 лет. Кроме того, МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области не имело права аннулировать регистрацию транспортного средства. В соответствии со ст. 51 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001, прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности).

 

Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 29 октября 2013 года к участию в деле в качестве ответчика было привлечено УМВД РФ по Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Сальникова В.И. - Салин В.Г. просит отменить решение суда.

Жалоба мотивирована теми же доводами, которыми истец мотивировал свое заявление в суде первой инстанции. Кроме того, указано на несогласие с заключением эксперта, данного в ходе материалов проверки по факту нанесения маркировки кузова с нарушением технологии на автомашине УАЗ-31512. В частности, считает, что вывод эксперта относительно нарушения нанесения номера кузова автомобиля несостоятелен, поскольку нет конструкторской документации, содержащей информацию о месте нахождения номера кузова.

 

Поскольку ответчики, а также их представители были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в апелляционную инстанцию не явились, не представили заявлений об отложении рассмотрения жалобы с указанием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности их присутствия в судебном разбирательстве в назначенное время, оснований для отложения рассмотрения жалобы не имеется.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, апелляционная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

Материалами дела установлено, что:

- автомобиль УАЗ 31512, 1950 года выпуска, принадлежит Сальникову В.И., поставлен на регистрационный учет *** 2000 года;

- в паспорте транспортного средства и свидетельстве о государственной регистрации транспортного средства имеется отметка о том, что автомобиль переоборудован с ГАЗ 69, установлен металлический верх кузова.

- *** 2012 года Сальников В.И. обратился в управление ГИБДД УМВД России по Ульяновской области с заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета.

- *** 2012 года регистрация автомобиля аннулирована;

- из справки эксперта от *** 2012 года следует, что на кузове автомобиля обнаружены маркировочные обозначения 2025, данная маркировка нанесена с нарушением заводской технологии, вероятно, нанесена на ремонтном предприятии;

- из ответа ОАО «УАЗ» от *** 2012 года следует, что номер кузова автомобилей УАЗ-31512, выпускаемых до 04 марта 1994 года, выбивался на правой верхней горизонтальной части боковины кузова за задней дверью и состоял из четырех цифр. Данный номер выполнял технологическую функцию и поэтому не имел места отражения в конструкторской документации.   

 

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил порядок регистрации транспортных средств.

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 указанного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

 

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

 

Из содержания данной нормы Федерального закона следует, что регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.

 

Кроме того, из данной нормы Федерального закона следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации.

 

Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

 

Согласно п. 1.1 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения (утвержденных МВД РФ от 26 ноября 1996 года № 624 в редакции от 15 марта 1999 года, действующих на момент выдачи Сальникову В.И. в 2000 году свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства) не регистрируются и, соответственно, не допускаются к участию в дорожном движении транспортные средства, изготовленные из составных частей, предметов оборудования, запасных частей, принадлежностей, которые не прошли сертификацию на соответствие действующим в РФ правилам, нормативам и стандартам в порядке, установленном законодательством.

 

Согласно пункту 1 статьи 19 вышеназванного Федерального закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

 

Перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

 

Постановлением Правительства от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» утверждены «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

 

В соответствии с п. 11 Положения запрещается эксплуатация транспортного средства с поддельными, измененными номерами узлов и агрегатов.

 

Согласно подпункту «з» пункта 12 Положения о ГИБДД МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки; владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности.

 

Пунктами 3, 51 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», установлен запрет на производство регистрационных действий, а также обязанность органов ГИБДД по принятию решений о прекращении (аннулировании) регистрации транспортных средств при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документов, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

 

Указанный запрет и обязанность аннулировать регистрацию также распространяются на транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Из пояснений истца, данных в судах первой и второй инстанции, а до этого в рамках материала № *** (по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела), следует, что в 2000 году он приобрел автомашину ГАЗ-67, 1950 года выпуска, с документами на нее, а также кузов автомашины УАЗ-31512 без двигателя и без документов.

 

После чего он собрал автомашину УАЗ 31512 и зарегистрировал по документам, которые остались от автомашины ГАЗ-67, которую он утилизировал.

 

При этом номер кузова на автомобиле УАЗ был набит в автоцентре «В***».

 

Таким образом, истцом не отрицается, что им был изготовлен самодельный автомобиль, который не мог быть принят на регистрацию в государственной инспекции безопасности дорожного движения в 2000 году, поскольку он был изготовлен из составных частей, предметов оборудования, запасных частей, принадлежностей, не прошедших сертификацию.

 

Следовательно, регистрация *** 2000 года транспортного средства, который не изготавливался по заводским технологиям, дающая разрешение на его безопасную техническую эксплуатацию, является ничтожной.

 

Как указано выше, не оспаривалось истцом в судах первой и второй инстанции, на кузове автомобиля маркировочные обозначения 2025 были нанесены не в соответствии с требованиями заводской технологии, а на ремонтном предприятии, что свидетельствует о поддельности этого номера.

 

Таким образом, регистрация самодельного автомобиля УАЗ-31512 была впервые осуществлена на основании официально не выпускавшегося паспорта транспортного средства заводом-изготовителем, без проведения государственного контроля такого транспортного средства требованиям безопасности, без предоставления документов, подтверждающих проведение сертификации.

 

Следовательно, такая регистрация была произведена с нарушением статей 15, 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктов 3, 51 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», что влечет прекращение (аннулирование) регистрации такого транспортного средства, поскольку, применительно к настоящему делу, она являлась ничтожной.

 

В связи с этим судебная коллегия не находит возможным применить к обстоятельствам настоящего дела содержащееся в пункте 51 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации указание на не применение прекращения (аннулирования) регистрации в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности).

 

Как указано выше, основанием для регистрации самодельного автомобиля УАЗ-31512 явились незаконные действия административного органа, допустившего для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации транспортное средство без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения и с поддельным номером кузова.

 

Поэтому указанный выше срок давности в 5 лет по настоящему делу не применим.

 

Поскольку другие доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияют на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергают выводы суда первой инстанции, оснований к отмене решения не имеется.

 

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 декабря 2013  года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Сальникова В*** И*** - Салина В*** Г*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи