Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в восстановлении срока для принятия наследства
Документ от 14.01.2014, опубликован на сайте 27.01.2014 под номером 43326, 2-я гражданская, о восстановлении срока для принятия наследства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Костычева Л.И.                                                                      Дело № 33-111/2014

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               14 января 2014 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Полуэктовой С.К., Нефедова О.Н.,

при секретаре Мерчиной А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Брагиной В*** Ф*** – Брагина А*** В*** на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от                                  22 октября 2013 года,  по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Брагиной Валентины Федоровны в лице представителя Брагина А*** В*** к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № *** по Ульяновской области, администрации  муниципального образования Безводовское сельское поселение о восстановлении срока для принятия наследства и признании принявшей  наследство отказать.

 

Заслушав доклад судьи Полуэктовой С.К., судебная коллегия      

 

У С Т А Н О В И Л А :

Брагина В.Ф. обратилась в суд с иском к Межрайонный Инспекции Федеральной налоговой службы России № *** по Ульяновской области (Межрайонная ИФНС России № *** по Ульяновской области), администрации муниципального образования Безводовское сельское поселение о восстановлении срока для принятия наследства и признании наследника принявшим наследство.

В обоснование иска указала, что 11 сентября 1995 года умер ее отец Н*** Ф.А., а затем мать Н*** Е.В., наследником которых она является.

Срок для принятия наследства пропущен ею в связи с тем, что о наличии наследства ей не было известно по причине постоянного проживания в другом городе, а именно в г.В***, который удален от наследуемого имущество.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена нотариус Прокопьева Т.И.

Рассмотрев требования по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В апелляционной жалобе представитель Брагиной В.Ф. – Брагин А.В. просит об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении иска.

Жалоба мотивирована несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

Судом не учтено, что после получения Брагиной В.Ф. свидетельства                          о смерти родителей 07 августа 2012 года, она обратилась к нотариусу                    Прокопьевой Т.И., которая выдала перечень документов, необходимых для оформления наследства. 

После получения ответа от нотариуса по ее обращению от 23 мая 2013 года, было подано исковое заявление, поступившее  в суд 18 июня 2013 года, которое после оставления без движения было возвращено истице 23 июля 2013 года.

В возражениях муниципального образования Безводовское сельское поселение содержится просьба об оставлении решения без изменения.

Стороны, третьи лица, их представители в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях не нее.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Из материалов дела следует, что родителями истицы Брагиной В.Ф.,                        10 ноября 1946 года рождения, являются Н*** Ф.А., умерший                                  10 октября 1995 года, и Н*** Е.В., умершая 22 октября 2003 года. 

С заявлением о вступлении в наследство после смерти отца                          Н*** Ф.А. истица не обращалась. Заявление о выдаче свидетельства                             о праве на наследство по закону после смерти матери *** Е.В., направленное почтой 07 декабря 2012 года, поступило нотариусу               Прокопьевой Т.И. 13 декабря 2012 года, заведено наследственное дело.

Как предусмотрено пунктом 1 статьей 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации, днем открытия наследства является день смерти гражданина.

Для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В силу пункта 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (пункт 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:

а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 Гражданского кодекса Российской Федерации), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;

б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.

Таких доказательств истицей не представлено.

С учетом смерти матери истицы Н*** Е.В. 22 октября 2003 года, установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства истек                22 апреля 2004 года.

По делу не усматривается фактическое вступление Брагиной В.Ф. в наследство.

В ходе судебного разбирательства Брагиной В.Ф. не заявлялось о том, что ей не было известно о смерти родителей до 07 августа 2012 года, когда были получены свидетельства об их смерти, а потому срок для принятия наследства не может быть исчислен с этой даты.

Из самих свидетельств о смерти усматривается, что их выдача является повторной, то есть ранее свидетельства о смерти выдавались, что также подтверждает наличие у истицы сведений о смерти родителей до момента получения повторных свидетельств.

Кроме того, Брагина В.Ф. в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не ссылалась на данные обстоятельства, указывала, что пропустила срок для принятия наследства по причине отсутствия сведений о составе наследственного имущества в виде земельного участка в с.М***, Кузоватовского района, Ульяновской области, площадью 0,13 га, и проживания в другом городе (г.В***).

Названные причины в силу закона не являются уважительными, не могут повлечь восстановление срока на принятие наследства, поскольку не препятствовали принятию наследства, закон не связывает возможность восстановления срока на принятие наследства с тем, когда наследник узнал о существовании наследственного имущества и его составе. Юридически значимым является лишь то обстоятельство, когда наследнику стало известно об открытии наследства, то есть о дне смерти наследодателя.

При этом, исходя из смысла приведенных выше норм закона, бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска срока для принятия наследства после смерти наследодателя лежит на лице, обратившемся с требованиями о восстановлении данного срока. Таких доказательств истицей не представлено.

Таким образом, районный суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Брагиной В.Ф. требований о восстановлении срока для принятия наследства и признания наследника принявшим наследство.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного, решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от                           22 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Брагиной В*** Ф*** – Брагина А*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи