Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 12.11.2013, опубликован на сайте 09.01.2014 под номером 43204, 2-я гражданская, о назначении досрочной пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Старостина И.М.                                                                     Дело № 33-4016/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  12 ноября 2013 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей  Фоминой В.А., Грудкиной Т.М.

при секретаре Ульяниной Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Инзенском районе Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 16 сентября 2013 года, по  которому постановлено:

Исковые требования Герасимовой В*** А*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области назначить Герасимовой В*** А***, ***.06.1961 года рождения, уроженки с.С*** Инзенского района Ульяновской области,  государственную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года по ст.34 ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года, с 08.06.2013 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А.,  пояснения Герасимовой В.А.,  возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Герасимова В. А.  обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Инзенском районе Ульяновской области о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

В обоснование иска указала, что она обратилась в ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области с заявлением о назначении ей пенсии по возрасту с 8 июня 2013 года, со снижением пенсионного возраста на три года, в соответствии с Законом № 1244-1 от 15.05.1991 года, так как территория г.Инза подверглась радиационному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Право на снижение пенсионного возраста на три года у неё имеется в связи с тем, что она в период с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года работала в войсковой части ***, которая находилась в г.Инза, ул.***, а с 16.12.1988  - зарегистрирована и проживает в г.Инза Ульяновской области.  Однако УПФ РФ в Инзенском районе ей отказано в назначении пенсии с 8 июня 2013 года. Действия ответчика считала незаконными. Просила суд обязать ответчика назначить ей пенсию с 8 июня 2013 года со снижением пенсионного возраста на 3 года.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что истица не представила официальные документы, подтверждающие ее проживание(работу) на территории с льготным социально-экономическим статусом на момент аварии. Кроме того, в период времени с 19.03.1984 по 01.07.1986 истица проходила военную службу в рядах Советской Армии.

В возражении на жалобу Герасимова В.А. просит решение суда оставить без изменения.

Представитель Управления  Пенсионного  фонда РФ в  Инзенском районе Ульяновской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Герасимова В.А., 08 июня 1961 года рождения, претендует на снижение пенсионного возраста на три года в связи с проживанием(работой) на территории с льготным социально-экономическим статусом на основании ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Согласно п.8 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991года, к гражданам, подвергшимся  воздействию  радиации  вследствие катастрофы на ЧАЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В примечании к ст. 35 приведенного Закона РФ указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года №557 г.Инза Ульяновской области был включен в перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Впоследствии в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на  Чернобыльской АЭС, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997года №1582, вступившем в силу с 1 февраля 1998 года,  город Инза не значится.

Судом установлено, что с 16.12.1988 года по настоящее время Герасимова В.А. зарегистрирована по ул.*** в г.Инза Ульяновской области.

Из трудовой книжки истицы следует, что в период с 19.09.1984 по 01.07.1986 Герасимова В.А. работала в должности с*** в воинской части ***.

Согласно справки военного комиссариата Ульяновской области по городу Инза, Инзенскому и Базарносызганскому району от 22.01.2013 года в период с 1980 года по 1990 год войсковая часть *** дислоцировалась в г.Инза Ульяновской области.

Таким образом, истица в период с с 19.09.1984 по 01.07.1986 постоянно проживала и работала в г.Инза Ульяновской области - на территории населённого пункта, подвергшегося радиационному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

На основании этого суд правильно пришел к выводу о том, что  истица имеет право на снижение  пенсионного возраста на абсолютную величину 1 год в связи с  работой на территории населенного пункта с льготным социально-экономическим статусом. Право истицы на снижение пенсионного возраста на 2 года за проживание на территории зоны проживания с льготным социально – экономическим статусом ответчиком не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы  в части того, что истица в период с 19.03.1984 по 01.07.1986 проходила военную службу в рядах Советской Армии и не имеет права на назначение пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 1 год  в порядке, предусмотренном ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, основаны на неправильном толковании закона.

Факт постоянного пребывания и работы истицы  в период с 19.03.1984 по 01.07.1986, т.е. непосредственно в период аварии на Чернобыльской АЭС и после аварии,  на территории г. Инзы Ульяновской области подтвержден материалами дела. При этом правового значения не имеет, включается ли в общий стаж для назначения пенсии период прохождения службы истицы в рядах Советской Армии.

Принимая Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», законодатель, исходя из того, что государство ответственно перед гражданами за последствия крупнейшей экологической катастрофы, предусмотрел в ст.ст.32-35 один из способов возмещения вреда лицам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент аварии на Чернобыльской АЭС и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных территориях.

Ущемление прав названной категории граждан на возмещение вреда, закрепленное в ст.42 Конституции Российской Федерации, привело бы к нарушениям ее статьи 55. В результате чего в отношении этих граждан было бы допущено и отступление от конституционного принципа  равенства перед законом (ч.1 ст.19 Конституции РФ).

Поскольку в период с 19.03.1984 по 01.07.1986 истица работала, а с 16.12.1988 года постоянно проживала   на территории населенного пункта с льготным социально-экономическим статусом (г. Инза), суд обоснованно пришел к выводу о наличии у нее права на снижение пенсионного возраста на 3 года.

Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение.

При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований Герасимовой В.А., поскольку проживание ее в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено документально, является необоснованным.

Удовлетворяя требование истицы, суд обоснованно исходил из того, что нераспространение ответчиком ст. 34 указанного Закона на лиц, постоянно находившихся с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, нарушает право граждан на возмещение вреда, причиненного им проживанием в экологически неблагоприятной среде.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и разъяснениями, содержащимися в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» право на назначение пенсии по старости возникает с момента обращения в ГУ УПФ с заявлением и всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на назначение пенсии.

Таким образом, установив, что такое право у истицы возникло по достижении ею возраста 52 лет, суд правильно признал за ней право на назначение страховой части пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием, работой на территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 08.06.2013 года.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные УПФ РФ (ГУ)  в Инзенском районе Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области  от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, а  апелляционную жалобу   Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Инзенском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи