Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Привлечение к адм.ответственности по ст.8.2 КоАП
Документ от 24.12.2013, опубликован на сайте 26.12.2013 под номером 43024, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Кочетов С.Л.                                                              Дело № 12-252/ 2013      

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                    24 декабря 2013 года                                                                        

Судья Ульяновского областного суда  Костюнина Н.В.,

при секретаре Мерчиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации города Ульяновска на постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 ноября 2013 года,

У С Т А Н О В И Л А:

В ходе рейдового мероприятия, проведенного 30.07.2013 на основании  Приказа Росприроднадзора от 16.08.2011 N 610 "Об утверждении Плана комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации", приказа Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 26.07.2013 № 970 в границах муниципального образования «город Ульяновск» выявлен факт несанкционированного размещения:

- твердых бытовых отходов и строительного мусора, расположенных в лесном массиве и вдоль участка второстепенной автомобильной дороги по С*** шоссе северо-западнее п. С*** в Ленинском районе МО «г.Ульяновск». Общая площадь несанкционированного размещения ТБО, строительного мусора и грунтов, образовавшихся при проведении землеройных работ, на этом участке составляет 4701 кв.м. Выявленные участки (свалки) не огорожены и образованы на открытом грунте.

30.07.2013 государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Бородихиной О.В. по данному факту в порядке ст.ст. 28.1, 28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования.

В ходе административного расследования, проведенного в период с 30.07.2013 по 30.09.2013 установлено, что администрация города Ульяновска совершила административное правонарушение в части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами, а именно: не организовала мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа, не организовала сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов IV класса опасности (твердых бытовых отходов и строительного мусора) на земельном участке вдоль участка второстепенной автомобильной дороги по С*** шоссе северо-западнее п. С*** в Ленинском районе МО «г. Ульяновск», а, именно, на участке № 4 площадью 593 кв.м. согласно плана-схемы земельных участков с несанкционированно размещенными на них отходами, территориально расположенных в лесном массиве и вдоль участка второстепенной автомобильной дороги по С*** шоссе северо-западнее п. С*** в Ленинском районе МО «г. Ульяновск».

По результатам биотестирования отходов Ульяновским филиалом ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» от 06.08.2013г. № ***, № ***, твердые бытовые отходы и строительный мусор, отобранные с лесного массива и участка второстепенной автомобильной дороги по С*** шоссе северо-западнее п. С*** в Ленинском районе МО «г.Ульяновск» являются отходами IV класса опасности для окружающей среды.

30.09.2013 по итогам административного расследования государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Бородихиной О.В. в отношении администрации г.Ульяновска был составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.

В вину администрации г.Ульяновска вменено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления, нарушение ч.1, п.1 ч.2 ст.51, п.3 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.24 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ст.8, ч. 7 ст.12, п.п.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.2.14 «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации», утвержденных Минприроды РФ 15 июля 1994 года.

За указанное правонарушение постановлением судьи Ленинского районного суда  г.Ульяновска от 13.11.2013 администрация города Ульяновска привлечена к  административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере  100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ульяновской областной суд, администрация города Ульяновска просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что именно администрация является собственником обнаруженных отходов и такие отходы размещены администрацией города.

В деле также отсутствует информация о собственнике земельного участка, на котором обнаружены отходы.

Считает, что судом не установлено, а административным органом не выявлено какие экологические и санитарно-эпидемиологические требования администрация города не соблюдала, тем более судом не установлен сам факт сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения отходов – действий (бездействий) администрации города по обращению с отходами в соответствии со смыслом, который законодатель вкладывает в данное понятие в ст.1 Федерального закона от 24.06.19998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность администрации по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки опасных отходов. Тем не менее, суд ссылается на такую обязанность и ставит ее как квалифицирующий признак правонарушения.

Также судом не принято во внимание, что субъект правонарушения ст.8.2 КоАП РФ является специальным  и может применяться только к лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность по обращению с отходами производства и потребления, либо к лицам, у которых в результате такой деятельности образуются отходы производства и потребления.

Подробно позиция администрации г.Ульяновска изложена в жалобе и поддержана представителем администрации Беляковым В.В. в судебном заседании.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав представителя администрации г.Ульяновска Белякова В.В., поддержавшего доводы жалобы, государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Бородихину О.В., возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г.                N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года              N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих санитарных правил.

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2 названного СанПиН).

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Устава муниципального образования "Город Ульяновск" муниципальное образование "Город Ульяновск" является городским округом.

Согласно п.п.12, 24 п.1 статьи 3 Устава к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

Согласно п. 4 ст. 40 Устава к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «город Ульяновск» в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Администрации в совершении указанного административного правонарушения установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Судом установлено, что на территории МО «город Ульяновск» на участке № 4 площадью 593 кв.м., территориально расположенном в лесном массиве и вдоль участка второстепенной автомобильной дороги по С*** шоссе северо-западнее п. С*** в Ленинском районе МО «г.Ульяновск», размещается несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора, которые являются отходами IV класса опасности для окружающей среды.

Указанное обстоятельство подтверждается актом рейдового мероприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства от 30.07.2013, приложенными к нему фотографиями, и не оспаривается представителем администрации города Ульяновска.

При этом доказательств принятия администрацией своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у администрации г.Ульяновска объективной возможности для соблюдения требований санитарного законодательства (в части обеспечения, организации и контроля за санитарной очисткой, уборкой территории в границах муниципального образования во избежании образования несанкционированной свалки), материалы дела не содержат.

Принадлежность земельного участка не муниципальному образованию, а физическому или иному юридическому лицу не означает, что вышеуказанные полномочия (или обязанности) органов местного самоуправления не распространяются на такие территории, если это прямо не предусмотрено законом, и не снимает с органов местного самоуправления ответственности за выполнение этих обязанностей.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации города Ульяновска состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм закона.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Постановление о привлечении администрации города Ульяновска к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено администрации г.Ульяновска в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановленный судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ,

 

Р Е Ш И Л А:

Постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 ноября 2013 года оставить без изменения, а жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Судья