Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Освобождение от исполнительского сбора
Документ от 03.12.2013, опубликован на сайте 26.12.2013 под номером 42867, 2-я гражданская, об обжаловании постановления судебного пристава-исполнителя, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Романова М.А.                                                       Дело № 33 – 4345 / 2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           03 декабря 2013 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Кинчаровой О.Е,

при секретаре Шаряевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Долговой С*** В*** на решение Засвияжского  районного суда города Ульяновска от 16 августа 2013 года, которым постановлено:

Исковые требования Администрации города Ульяновска удовлетворить частично.

Освободить Администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 руб. 00 коп. по исполнительному производству № ***.

В остальной части иска Администрации города Ульяновска  отказать.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В. по делу, объяснения судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Долговой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации города Ульяновска – Белякова В.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация города Ульяновска  обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к судебному приставу-исполнителю МОСП УФССП России по Ульяновской области Долговой С.В.,  УФССП России по Ульяновской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора.    

В обоснование исковых требований указала, что решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 08.02.2013 на администрацию г.Ульяновска возложена обязанность произвести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома № *** по ул.П*** г.Ульяновска.

24.04.2013 было возбуждено исполнительное производство, администрации в течении 5 дней было предложено исполнить решение суда.

29.04.2013 администрация направила в адрес судебного пристава-исполнителя письмо с указанием о невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок.

31.05.2013 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Долговой С.В. с администрации г.Ульяновска был взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей в связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

С данным постановлением администрация не согласна, поскольку решение суда не представилось возможным исполнить в установленный срок по объективным причинам.

Для исполнения решения суда администрации необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ № 94-ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансово-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев.

Кроме того, решение суда вступило в силу 15.03.2013, после того, как решением Ульяновской Городской Думы от 28.11.2012 № 193 «Об утверждении бюджета муниципального образования город Ульяновск» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»  была утверждена Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2013 год. Соответственно, необходимо предусмотреть срок для рассмотрения вопроса о выделении дополнительных лимитов, а также внесения изменений в указанное решение Ульяновской Городской Думы о перераспределении денежных средств.

Обращает внимание на то, что решение суда было вынесено на основании статьи 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в рамках которой органы местного самоуправления обязаны произвести капитальный ремонт многоквартирных домов, являясь бывшими собственниками.

Определением Конституционного суда РФ от 01.03.2012 № 389-0-0 были даны разъяснения по применению статьи 16 указанного Закона. В том числе, разъяснено, что применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих Принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, нормами действующего законодательства не установлены конкретные сроки по исполнению обязанностей администрации города произвести капитальный ремонт в рамках обязательств по ст.16 указанного Закона.

На выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома № *** по ул. П*** в городе Ульяновска, составляется и утверждается локальная смета, приблизительная стоимость всех необходимых работ превышает 1 000 000 рублей. В 2013 году исполнить данное решение не представляется возможным без соответствующих изменений в бюджет.

Правом внесения каких-либо изменений в бюджет администрация города не обладает. В адрес Ульяновской Городской Думы направлено письмо с ходатайством о выделении дополнительных денежных средств и выделении дополнительных лимитов на выполнение судебных решений в полном объёме.

В настоящее время на исполнении в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области находится более 500 исполнительных производств (неимущественного характера), по которым администрация города Ульяновска является должником, около 300 исполнительных производств (около 200 решений судов 2010-2013 годов) по решениям судов об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирных домов. По общим подсчётам на исполнение решений судов уже находящихся на исполнении у судебных приставов необходимо более 500 миллионов рублей. Администрация города Ульяновска не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда, а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего Законодательства для исполнения решения суда.

На основании изложенного, в соответствии со ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст.441 ГПК РФ, администрация города Ульяновска просила суд признать незаконным и  отменить постановление судебного пристава — исполнителя Долговой С.В. о взыскании исполнительского сбора от 31.05.2013, освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе судебной пристав-исполнитель МОСП УФССП России по Ульяновской области Долгова С. В. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что суд, принимая решение, исходил из того, что администрация города Ульяновска не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, и то, что выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете.

При этом суд не учел, что в соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.

При объективной невозможности исполнить решение суда, должник по исполнительному производству не был лишен права обратиться с суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу и использовать иные правовые способы. Отсутствие у должника необходимых финансовых возможностей для исполнения решений суда не может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. В сложившейся ситуации администрация г. Ульяновска в рамках правовых мер, предусмотренных законом, не проявила ту степень осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требования исполнительного документа.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Судом первой инстанции установлено, что 08.02.2013 решением Заволжского районного суда г. Ульяновска на администрацию города  Ульяновска возложена обязанность  проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома № *** по улице П*** г. Ульяновска.

24.04.2013  судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств  УФССП России по Ульяновской области Долговой С.В. на основании исполнительного листа, выданного Заволжским районным судом   г. Ульяновска, возбуждено исполнительное производство N *** в отношении должника - администрации г. Ульяновска, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

29.04.2013 копия данного постановления получена администрацией города Ульяновска.

30.05.2013 г. судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по адресу: г. Ульяновск, ул. П***, д.***, в результате которого установлено, что решение суда не исполнено, что подтверждается актом совершения исполнительных действий.

31.05.2013 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств  УФССП России по Ульяновской области Долговой С.В. вынесено постановление о взыскании с должника администрации г. Ульяновска исполнительского сбора в размере 5 000 рублей в связи с неисполнением решения суда в установленный для исполнения срок без уважительных причин.

Принимая решение об удовлетворении требований в части освобождения должника от исполнительного сбора, суд, исходя из анализа и совокупности доказательств, руководствуясь положениями статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", 401 ГК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока исполнить реально решение суда по капитальному ремонту крыши по ул.П***, *** г.Ульяновска было невозможно.

Указанный вывод суда основан на совокупности собранных по делу доказательств и нормах действующего законодательства - положениях части 7 статьи 112 Федерального закона от 2.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Судебная коллегия учитывает также позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенную в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Поскольку администрацией города Ульяновска подготовлена примерная смета расходов на капитальный ремонт крыши указанного дома, направлено письмо в Ульяновскую Городскую Думу письмо о необходимости выделения дополнительного  финансирования, не выполнение администрацией работ по капитальному ремонту крыши названного дома в 5-ти дневный срок (в срок до 05.05.2013) в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения.

При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Засвияжского районного суда Ульяновской области от 16 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Долговой С*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи