Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пенсия за выслугу лет муниципальному служащему
Документ от 17.12.2013, опубликован на сайте 26.12.2013 под номером 42833, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в выплате пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему и возложении обязанности произвести выплату пенсии как муниципальному служащему, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Гаврилова Е.И.                                                                     Дело-33-4449/2013 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             17 декабря 2013 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В. , Грудкиной Т.М.

при секретаре Матвеевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 09 октября 2013 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконным отказ администрации МО «Ленинское городское поселение» Барышского района в выплате Шишмарову Ю*** Б*** пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему.

Обязать администрацию МО «Ленинское городское поселение» Барышского района с *** 2012 года производить выплату Шишмарову Ю*** Б*** пенсию как муниципальному служащему.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя администрации МО «Ленинское городское поселение» Барышского района – Кулишовой Н.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,            Шишмарова Ю.Б.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Шишмаров Ю.Б. обратился в суд с иском к администрации МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области о назначении и выплате пенсии как муниципальному служащему. В обоснование иска указал, что ответчик отказал в выплате пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему после его увольнения с должности Главы администрации МО «Ленинское городское поселение» из-за  отсутствия у него необходимого стажа работы в муниципальных должностях (11 лет 5 месяцев 17 дней вместо необходимых 15 лет). С отказом не согласен, полагает, что ответчик необоснованно не включил  в данный стаж службу в Вооруженных силах РФ - 8 лет 3 месяца 21 день. Просил признать незаконным отказ администрации МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области от ***.2013 в выплате пенсии и  обязать ответчика производить ему выплату пенсии как муниципальному служащему с ***2013.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Шишмаров Ю.Б. на момент освобождения от должности Главы администрации МО «Ленинское городское поселение» не достиг пенсионного возраста и уволился с работы по собственному желанию в возрасте 51 год. Назначенная истцу в 2009 году пенсия по инвалидности не является основанием для назначения пенсии за выслугу лет, так как  на момент увольнения стаж работы истца в качестве муниципального служащего составлял всего 6 лет 5 месяцев 17 дней вместо требуемого стажа 15 лет. В стаж муниципального служащего не подлежит включению служба в Вооруженных силах РФ и работа истца в качестве директора предприятия. Кроме того, суд сослался на нормы закона Ульяновской области от 09.11.2010 №179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» и  постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты  пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов…», поскольку данные нормативные акты правоотношения сторон по вопросу назначения доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет муниципального служащего  не регулируют. Действующее Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих МО «Ленинское городское поселение»  не предусматривает включение в стаж муниципальной службы периодов прохождения военной службы в качестве курсантов и не содержит обязанности муниципального органа включать в данный стаж работу в качестве руководителей и специалистов предприятий и учреждений. Выводы суда противоречат указанному нормативному акту.

В судебном заседании представитель администрации МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области – Кулишова Н.Е.   доводы апелляционной жалобы   поддержала.

В судебном заседании Шишмаров Ю.Б. просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Шишмаров Ю.Б.  проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР: с ***.1978 по ***.1982 – в качестве курсанта Ульяновского высшего военно-технического училища им.Б.Х***,  с ***1982 по ***.1986 – начальника службы ГСМ 510 отдельного учебного *** полка *** группы войск; в период с ***.1995 по ***.2006  работал в должности директора Ж*** *** завода; ***.2006 назначен главным специалистом ***  МО «Ленинское городское поселение»; с ***2009 по ***2012 являлся Главой администрации МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области.

Заявлением от ***.2012  Шишмаров Ю.Б. просил расторгнуть с ним контракт в связи с болезнью,  с ***.2009 он является получателем  пенсии по инвалидности (имеет 3 группу  инвалидности по общему заболеванию).

Решением Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области от ***.2012 полномочия       Шишмарова Ю.Б. как главы администрации муниципального образования прекращены  по собственному желанию с *** 2012 года.

***.2012 истцу выдана справка о том, что ему назначена пенсия за выслугу лет, подписанная и.о. главы администрации муниципального образования Шестопаловой А.Е., однако данная пенсия ему не выплачивалась, в связи с чем в *** 2013 года он обратился в администрацию с заявлением о выплате пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему.

***.2013 получил ответ, согласно которому выплата пенсии не может быть произведена, поскольку отсутствует необходимый муниципальный стаж (15 лет). При этом в его муниципальный стаж включена работа на муниципальных должностях -  6 лет 5 месяцев 17 дней и работа в должности руководителя завода - 5 лет, всего  11 лет 5 месяцев 17 дней. Исходя из данного ответа, в муниципальный стаж не был засчитан период службы истца в Вооруженных силах.

Не согласившись с отказом в выплате пенсии, Шишмаров Ю.Б. обжаловал его в судебном порядке.

В ходе судебного разбирательства ответчик признал продолжительность стажа муниципальной службы истца  с ***.2006 по ***.2012 - 6 лет 5 месяцев 17 дней, не включив в него службу в Вооруженных силах ( 8 лет 3 мес. 21 день) и стаж его работы в должности руководителя (5 лет).

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Шишмарова Ю.Б., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно статье ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудовых договоров (контрактов).

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного ФЗ, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, также как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.

Согласно п.4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2011 № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.

Статьей 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации ( часть 1).

Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2).

В Ульяновской данные вопросы регулируются Законом Ульяновской области от 07.11.2007  № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области».

Согласно части 1 статьи 7 данного Закона в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды трудовой деятельности, указанные в части 1 статьи 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также иные периоды замещения должностей, предусмотренные частью 1 статьи 6 Закона Ульяновской области от 9 ноября 2010 года № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».

В соответствии с  пунктом 9 части 1 статьи 6 Закона Ульяновской области от 9 ноября 2010 года № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются, помимо прочего, периоды замещения должностей ( воинских должностей ), прохождение службы ( военной службы ) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначении пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Решением Совета депутатов МО «Ленинское городское поселение» Барышского района    от 24.02.2012  № 3 утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Ленинское городское поселение», согласно  части 1 статьи 6 которого в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы: 1) в должности муниципальной службы (муниципальной должности муниципальной службы); 2) муниципальной должности;  3) государственной должности Российской Федерации и государственной должности субъектов Российской Федерации;  4) должности государственной гражданской службы, воинской должности и должности правоохранительной службы (государственной должности государственной службы);   5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта относятся  к лицам, обладающим статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В силу п.1 и 2 ст.35 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, зачисленные в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности. Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

В соответствии с абз.1 п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы засчитывается военная служба в Вооруженных Силах, в том числе по призыву.

Анализ данных нормативных актов  свидетельствует о том, что периоды замещения воинских должностей и прохождение военной службы подлежат зачету в стаж муниципальной службы в порядке, который определен законодательством Российской Федерации для исчисления выслуги лет государственного гражданского служащего.

Следовательно, период прохождения истцом военной службы с ***.1978 по ***1986, в том числе службы в качестве курсанта военного училища, которая приравнивается к военной службе по призыву,  правомерно засчитана судом в муниципальный стаж  Шишмарова Ю.Б.

Согласно п.1 ст.7 Закона Ульяновской области от 07.11.2007  № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы могут также включаться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, - в порядке, определяемом представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. При этом периоды замещения таких должностей в совокупности не должны превышать пять лет.

В соответствии с п.2 ст.6 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Ленинское городское поселение»   в стаж  муниципальной службы  для назначения пенсии за выслугу лет могут также включаться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, в порядке, определяемом   комиссией по исчислению стажа муниципальной службы муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Ленинское городское поселение».

Обращаясь в суд, Шишмаров Ю.Б. полагал, что его работа в должности директора предприятия в течение 5 лет  должна быть включена в стаж муниципальной службы, что оспаривалось ответчиком.

Из материалов дела усматривается, что согласно должностной инструкции специалиста 1 разряда *** МО «Ленинское городское поселение», на которую истец, ранее не имевший муниципального стажа, был принят  на работу в 2006 году, требовалось наличие у претендента стажа работы по специальности не менее 2 лет.

Приказом о приеме на работу от ***.2006 Шишмарову Ю.Б. была установлена надбавка за выслугу лет в размере 15% и в ответе главы администрации на его заявление о выплате муниципальной пенсии сообщено о наличии у него стажа муниципальной службы продолжительностью более 11  лет, то есть включено 5 лет работы в качестве руководителя.

Указанные обстоятельства, а  также должностные инструкции специалиста  и главы администрации муниципального образования, свидетельствуют о том, что работа в должности директора завода учитывалась ответчиком в составе стажа истца как муниципального  служащего, имеющиеся у него опыт и знание работы в качестве руководителя признавались необходимыми для работы в муниципальных должностях.

При таких обстоятельствах вывод  суда о включении указанного периода (не более 5 лет) в стаж муниципальной службы истца является обоснованным.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Доводы, приведенные МО «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

В частности, ссылки на отсутствие у истца права на назначение пенсии за выслугу лет муниципального служащего в связи с его увольнением с  должности до достижения пенсионного возраста, правильность выводов суда не опровергают.

Согласно статье 2 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Ленинское городское поселение»  пенсия  за выслугу лет назначается при выходе на трудовую пенсию по старости либо по инвалидности.

На момент увольнения истец являлся получателем пенсии по инвалидности, назначенной ему бессрочно, более 15 лет (с учетом спорных периодов) стажа муниципальной службы и 12 месяцев перед увольнением  занимал выборную должность, следовательно, он имеет право на пенсию  муниципального служащего. 

Доводы о неправомерной ссылке суда на  нормы закона Ульяновской области от 09.11.2010 №179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» и постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты  пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов…» являются несостоятельными.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Росси       йской Федерации» стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего, который, в свою очередь, исчисляется с учетом военной службы, следовательно, материальный закон применен судом правильно.

Довод о том, что возможность включения в муниципальный стаж иных периодов работы гражданина является правом, а не обязанностью муниципального образования, основанием  к отмене решения суда не являются, так как правомерность отказа в таких случаях может и должна быть проверена судом при  возникновении соответствующего спора между гражданином и органом местного самоуправления.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Барышского городского суда Ульяновской области от 09 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение» Барышского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: