Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства
Документ от 26.11.2013, опубликован на сайте 18.12.2013 под номером 42519, 2-я гражданская, о запрете сброса сточных вод в р. Сызганка до получения разрешения на сброс веществ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Манютина Т.А.                                                Дело № 33 – 4145 / 2013 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                   26 ноября 2013 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Федоровой Л.Г., Костюниной Н.В.

при секретаре Шаряевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия  «Источник»  на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 04 сентября 2013 года, которым постановлено:

Иск Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области к муниципальному унитарному предприятию «Источник» о запрете сброса сточных вод в р. Сызганка до получения разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, проекта нормативов допустимых сбросов (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты и решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод удовлетворить.

Запретить муниципальному унитарному предприятию «Источник» сброс сточных вод в р. Сызганка до получения разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, проекта нормативов допустимых сбросов (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты и решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Источник» получить разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, проект нормативов допустимых сбросов (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты и решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Источник» в доход бюджета муниципального образования «Базарносызганский район» государственную пошлину  в размере 400 рублей.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г.,  пояснения директора МУП «Источник» Ремзова О.А.,  представителя Воргодяева А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Базарносызганское городское поселение» Ульяновской области, МУП «Источник» о возложении на администрацию МО «Базарносызганское городское поселение» обязанности реконструировать (восстановить) очистные сооружения по адресу: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, пер. А***, д. ***, запретить  муниципальному унитарному предприятию «Источник»  сброс сточных вод в реку Сызганка  и о возложении обязанности на МУП «Источник» получить разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, проект нормативов допустимых сбросов (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты и решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод.

В обоснование исковых требований указано, что на основании письменного обращения С*** В.В. от 21.06.2013 года Министерством в период с 08 по 12 июля 2013 года проведено рейдовой задание по обследованию водоохранной зоны реки Сызганка на предмет слива в нее хозяйственных стоков без очистки. По результатам рейдового задания Министерством составлен акт рейдового задания от 11.07.2013г. № ***. Комплекс очистных сооружений передан МУП «Источник» на основании договора от 11.03.2012г. № *** в хозяйственное ведение. Жидкие бытовые отходы р.п. Базарный Сызган с перекачивающегося коллектора по железной трубе диаметром 300-400мм. поступают, минуя центральный напорный коллектор, через траншею, на первую иловую карту очистных сооружений и не отстаиваясь на ней, сбрасываются через прорытый  в обваловке канал на старое русло реки Сызганка и далее непосредственно в реку. Согласно протоколам результатов  количественного химического анализа содержание в сточных водах опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия. Директор  МУП «Источник» привлечен к административной ответственности по ст. 8.14 КоАП РФ. МУП «Источник» не имеет разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, проект нормативов допустимых сбросов (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты и решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим  ресурсам, водным растениям, и может привести к иным экологически неблагоприятным последствиям.

По уточненным требованиям истец просит обязать МУП «Источник» разработать и утвердить проект нормативов допустимых сбросов (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов  в водные объекты, обязать МУП «Источник» оформить разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, а также обязать оформить разрешение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, запретить  МУП «Источник» сброс сточных вод в реку Сызганка до получения разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, проекта нормативов допустимых сбросов (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты и решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод.

Определением Инзенского районного суда от 04.09.2013 г.  производство по делу в части заявленных истцом исковых требований к администрации муниципального образования «Базарносызганское городское поселение» Ульяновской области о возложении обязанности реконструировать (восстановить) очистные сооружения по адресу: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, пер. А***, д. *** прекращено в связи с отказом истца от заявленных требований  к данному ответчику.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Базарносызганское городское поселение», Комитет по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе муниципальное унитарное предприятие «Источник» не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда считает незаконным и необоснованным. На момент рассмотрения дела Правительством Ульяновской области было  принято решение о реформировании Министерства лесного хозяйства, природопользования экологии Ульяновской области путем его присоединения к Министерству сельского хозяйства Ульяновской области с передачей последнему  всех функций по государственному экологическому надзору. Таким образом, на момент рассмотрения дела Министерство лесного хозяйства природопользования  экологии Ульяновской области не имело права быть истцом по данному делу.

Кроме того, 11 октября 2012 года Изненским районным судом Ульяновской области было вынесено решение по делу по заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Источник» о возложении обязанности разработать материалы, необходимые для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование и получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, в котором требования прокуратуры были удовлетворены полностью. Данное решение вступило в законную силу. Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения уже имелось вступившее в законную силу решение суда по аналогичным требованиям. В соответствии с п.2 ч.1 ст. 134 ГПК РФ суд должен отказать истцу в приятии искового заявления в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору о том же предмете и по тем же основаниям. Также обращено внимание на то, что  МУП «Источник» является единственной организацией на территории р.п. Базарный Сызган, оказывающей услуги по откачке и вывозу жидких бытовых отходов у населения и юридических лиц. Запрет МУП сбрасывать сточные воды повлечет необходимость прекращения организацией оказания соответствующего вида услуг населению, что нанесет гораздо больший вред окружающей среде.

 

В связи с неявкой представителя Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, которое является правопреемником Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, представителя Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом в заседание апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

По мнению судебной коллегии, при рассмотрении дела суд тщательно исследовал обстоятельства дела и представленные доказательства, проверил   доводы  сторон  и  правильно  разрешил  спор.

Удовлетворяя заявленные Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области требования, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения водного законодательства со стороны МУП "Источник" подтверждаются материалами дела.

Такой вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит соответствующим обстоятельствам дела, основанным на правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст.35  Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ст.44  указанного Кодекса, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Часть 2 данной статьи предусматривает, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Согласно ст. 23 названного закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Часть 4 данной статьи предусматривает, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

 

Согласно ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по  надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением  радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты,  утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2013 №2, разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством РФ условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг\дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод (п.13).

 

Как следует из материалов дела,  в ходе проведения Департаментом регионального государственного экологического надзора  в период с 08.07.2013 года по 12.07.2013 года обследования водоохранной зоны реки Сызганка и прилегающей к ней территории в р.п. Базарный Сызган Базарносызганского района Ульяновской области на предмет слива в реку хозяйственных стоков с территории р.п. Базарный Сызган без очистки установлено нарушение требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Из акта рейдовой проверки № *** фиксации признаков нарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, составленного государственным инспектором Ховриным В.Н.  11.07.2013г. следует, что по результатам исследований были составлены протоколы результатов количественного химического анализа сточных и природных вод и результатов количественного химического анализа донных отложений, в которых указывается на превышение допустимых норм, что также подтверждается протоколами результатов количественного химического анализа сточных и природных вод филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» Федерального государственного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу»  от 23.05.2013 года № *** и № *** с актами отбора проб.

Судом первой инстанции установлено, что комплекс очистных сооружений  в р.п. Базарный Сызган по адресу: пер. А***, д. *** является муниципальной собственностью МО «Базарносызганское городское поселение», передан в муниципальную собственность по решению арбитражного суда в ходе банкротства ПО Фабрика № 1 Облпотребсоюза, разукомплектован и находится в не рабочем состоянии.  

Данные очистные сооружения централизованными не являются, сброс стоков на них осуществляется посредством откачки ЖБО из индивидуальных выгребных ям вакуумными машинами, сбросом ЖБО в существующую КНС и перекачкой их на иловые карты.

Указанные очистные сооружения р.п. Базарный Сызган переданы в МУП «Источник» на основании Договора № *** от 11.03.2012 года «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Источник».

Директор МУП «Источник» Ремзов О.А. на основании постановления № *** от 15.07.2013 года привлечен к административной ответственности по ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ за  нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе за сброс сточных вод в реку Сызганка р.п. Базарный Сызган.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции, исходя из приведенных выше правовых норм, пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных Министерством требований, поскольку в результате отсутствия у ответчика нормативов допустимых сбросов в водный объект, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, которыми установлены нормативы допустимых сбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.        

Доводы апелляционной жалобы не опровергают законность и обоснованность решения суда.

Ссылка в жалобе на то, что имеется вступившее в законную силу решение Инзенского районного суда от 11.10.2012г. по заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Источник» о возложении обязанности разработать материалы, необходимые для получения разрешения о предоставлении водного объекта в пользование и получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, что по мнению автора жалобы, является основанием для применения п.2 ч.1 ст. 134 ГПК РФ,  основано на неправильном толковании норм гражданского процессуального права.

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 11.10.2012г. было принято по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, в данном деле истцом является  Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, не являются идентичными и исковые требования, которые были рассмотрены судом ранее и заявлены в настоящем деле.

Таким образом, положения ст. 134 ГПК РФ, предусматривающей отказ в принятии искового заявления в случае, если  имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, в данном случае неприменимы.

Несостоятельным является довод жалобы о том, что Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области на момент рассмотрения дела не имело права быть истцом по данному делу в связи с его  реформированием путем  присоединения к Министерству сельского хозяйства Ульяновской области с передачей последнему  всех функций по государственному экологическому надзору.

Иск был направлен в суд 07 августа 2013 года. Постановление Правительства Ульяновской области от 14.12.2012г. № 594-П «Об утверждении положения о Министерстве лестного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области» утратило силу с 15 октября 2013г. в связи с изданием Постановления Правительства Ульяновской области от 02.10.2013г. № 452-П «Об утверждении положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области», в соответствии с которым Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области является правопреемником Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.

Апелляционная жалоба правовых оснований к отмене решения суда не содержит.

Судебная коллегия полагает, что суд постановил решение, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований материального и процессуального закона, поэтому считает его законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, оно должно быть оставлено без изменения.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области  от 04 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  муниципального унитарного предприятия «Источник» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи