Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в регистрации кандидатами в депутаты
Документ от 14.08.2013, опубликован на сайте 23.10.2013 под номером 41807, 2-я гражданская, об отказе в регистрации в кандидаты в депутаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Уланов А.В.                                                                           Дело № 33-3132/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                             14 августа 2013 год

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Логинова Д.А.,

при секретаре Линник Е.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Хуснутдинова Талгата Сахабовича, Рожкова Игоря Леонидовича, Нагорнова Сергея Павловича, Шнейдера Владимира Андреевича, Буланова Дмитрия Юрьевича   на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 29 июля 2013 года, по которому постановлено:

 

Заявленные требования Шнейдер Владимира Андреевича,  Адамова Федора Ивановича, Лукьянова Александра Александровича, Нагорнова Сергея Павловича, Буланова Дмитрия Юрьевича, Рожкова Игоря Леонидовича, Хуснутдинова Талгата Сахабовича об обжаловании  от­каза Территориальной избирательной комиссии муниципально­го образования «Старомайнский район» в регистрации  (каждого) кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» пя­того созыва по избирательным округам Старомайнского района Ульяновской области, об отмене  Постановлений территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старомайнский район» от 20.07.2013 г., обязании  Территориальной избирательной комиссии муниципально­го образования «Старомайнский район» в трёхдневный срок зарегистриро­вать их (каждого)  кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» пятого созыва по избирательным округам Старомайнского района Ульяновской области и вынесения частного определения в отношении ТИК Старомайнского района и членов Ульяновской областной избирательной комиссии - оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В.,  пояснения Буланова Д.Ю., Нагорнова С.П., Адамова Ф.И., Хуснутдинова Т.С., Шнейдер В.А., их представителей Синельщикова Ю.П., Заключнова Ю.В., Иматдиновой Р.Р., Базанова Н.Б. (он же представитель местного отделения КПРФ, допущенного к участию в деле по ходатайству), поддержавших доводы апелляционных жалоб, пояснения представителей ТИК Гусева И.В. и Разореновой Е.Е., возражавших против удовлетворения жалоб, заключение прокурора Сальникова А.А., считающего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

Шнейдер В.А., Адамов Ф.И., Лукьянов А.А., Нагорнов С.П., Буланов Д.Ю., Рожков И.Л., Хуснутдинов Т.С. обратились в суд с заявлениями об обжаловании постановлений территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Старомайнский район» об отказе в регистрации их кандидатами в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» пятого созыва (Шнейдер В.А., Адамов Ф.И., Буланов Д.Ю.), Совета депутатов муниципального образования «Стромайнское городское поселение» третьего созыва (Рожков И.Л., Нагорнов С.П., Лукьянов А.А., Хуснутдинов Т.С.), об отмене постановлений территориальной избирательной комиссии от 20.07.2013, обязании в трехдневный срок зарегистрировать их кандидатами в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» пятого созыва и Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» третьего созыва (соответственно). Также просили вынести частное определение в адрес ТИК и Избирательной комиссии Ульяновской области.

 

Заявления мотивировали аналогичными доводами о том, что отказы в регистрации кандидатами в депутаты незаконные, выводы ТИК являются надуманными, основанными на неправильном и расширительном толковании действующего выборного законодательства и Устава КПРФ. Они (заявители) выдвинуты кандидатами в депутаты высшим органом местного отделения КПРФ – конференцией, что предусмотрено Уставом КПРФ и не противоречит закону. Так как они выдвинуты конференцией, то согласование с ОК регионального отделения КПРФ не требовалось.

 

Судом поданные заявления были объединены в одно производство.

 

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В апелляционных жалобах, одинаковых по содержанию, Хуснутдинов Т.С., Рожков И.Л., Нагорнов С.П., Шнейдер В.А., Буланов Д.Ю. просят решение отменить.

Жалобы мотивированы тем, что судом дано неправильное толкование Уставу КПРФ и закону, понятию избирательного объединения, политических партий и общественных объединений. Не доказанным является вывод суда о том, что местное отделение КПРФ должно представлять документ о своем создании. Решение суда основано на неправильном толковании полномочий конференции местного отделения КПРФ и Комитета местного отделения КПРФ по выдвижению кандидатов на выборные должности.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» от 11 июня 2013 года № 022-рсд на 08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» пятого созыва. 13 июня 2013 года данное решение опубликовано официально.

 

11 июня 2013 года на территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Старомайнский район» возложены полномочия окружной избирательной комиссии при проведении муниципальных выборов на территории муниципального образования 08 сентября 2013 года.

 

11 июля 2013 года Рожков И.Л., Нагорнов С.П., Адамов Ф.И., Лукьянов А.А., Хуснутдинов Т.С.,  12 июля 2013 года Шнейдер В.А., 13 июля 2013 года Буланов Д.Ю. сдали в территориальную избирательную комиссию документы для выдвижения и регистрации в качестве кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» пятого созыва и Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» третьего созыва (соответственно).

 

Постановлениями ТИК от 20 июля 2013 года Рожкову И.Л. (№ 69/273-2), Шнейдеру В.А. (№ 69/268-2), Нагорнову С.П. (№ 69/272-2), Адамову Ф.И. (№ 69/275-2), Лукьянову А.А. (№ 69/271-2),  Хуснутдинову Т.С. (№ 69/270-2), Буланову Д.Ю. (№ 69/274-2) было отказано в регистрации на основании подпунктов «б» и «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», пунктов 2 и 3 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области».

Основанием к отказу в регистрации, согласно постановлениям, явилось следующее:

среди представленных кандидатом документов отсутствует решение о создании местного отделения политической партии;

среди представленных документов отсутствует согласование решения Комитета Старомайнского местного отделения КПРФ о выдвижении кандидата с Бюро Комитета областного отделения КПРФ, предусмотренное абзацем 16 пункта 5.8 Устава КПРФ;

выдвижение кандидата произведено конференцией Старомайнского местного отделения КПРФ, что противоречит положениям абзаца 16 пункта 5.8 Устава КПРФ.

 

Давая правовую оценку решению суда первой инстанции, судебная коллегия считает его основанным на законах.

 

Все заявители выдвинуты кандидатами в депутаты решением Конференции избирательного объединения «Старомайнское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 22 июня 2013 года (непосредственное выдвижение).

 

Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в пункте 14.5 которой приведен перечень документов, представляемых выдвинутым кандидатом в избирательную комиссию для регистрации его в качестве кандидата в депутаты.

 

Так при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии:

нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения)  о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;

документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

 

Законом Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» предусмотрено, что вместе с заявлением выдвинутый избирательным объединением кандидат обязан представить в окружную избирательную комиссию:

1) официально заверенные постоянно действующим органом избирательного объединения (должностным лицом), уполномоченным на то соответственно уставом избирательного объединения либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения:

а) копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

в) решение избирательного объединения о выдвижении его кандидатом;

1.1) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, его кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии  (часть 3 статьи 39).

 

Под избирательным объединением, в соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ понимается: политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Следовательно, местное отделение Политической партии КПРФ на выборах в представительный орган муниципального образования выступает в качестве избирательного объединения.

 

Согласно пункту 3.1 Устава КПРФ (с изменениями и дополнениями, в том числе от 24 февраля 2013 года) в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии.

 

В силу пункта 5.1 Устава КПРФ местное отделение КПРФ (городское, районное и так далее) создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учетом особенностей административно-территориального деления субъекта РФ.

 

Таким образом, поскольку местное отделение КПРФ не является юридическим лицом, подлежащим государственной регистрации, в силу федерального и регионального законов, указанных выше, необходимо представление в территориальную избирательную комиссию решения о создании местного отделения КПРФ.

 

Такой документ представлен в ТИК не был.

 

Доводы апелляционных жалоб не могут повлечь отмену решения суда. Законодательство обязывает кандидата представить в установленный срок в ТИК именно документ о создании местного отделения КПРФ. Выписка из решения областного комитета КПРФ от 22 июня 2013 года о подтверждении по состоянию на 22 июня 2013 года полномочий местных отделений КПРФ документом о создании местного отделения КПРФ не является.

 

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

 

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

 

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства (подпункт «в» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях») позволяет сделать вывод о том, что иное структурное подразделение партии, каковым является местное отделение КПРФ,  выдвигает кандидатов в депутаты на выборные должности в  представительных органах муниципальных образований на общем собрании либо иным органом, предусмотренным Уставом КПРФ.

 

Таким иным органом в соответствии с Уставом КПРФ является Комитет местного отделения (но не конференция – абзац 16 пункта 5.8 Устава).

 

Кроме того, обязательным документом, предусмотренным законами для представления в ТИК, являлся документ о согласовании кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, с соответствующим органом политической партии, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.

 

Из анализа положений подпункта «ж» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пункта 1.1 части 3 статьи 39 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО  следует, что с соответствующим органом политической партии согласовываются конкретные кандидатуры, выдвигаемые в качестве кандидатов.

 

Согласование с Бюро Комитета регионального отделения КПРФ предусмотрено абзацем 16 пункта 5.8 Устава КПРФ.

 

Однако, в ТИК не был представлен документ о том, что кандидатуры заявителей были согласованы с Бюро Комитета регионального отделения КПРФ.

 

В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях";

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

 

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО.

 

Доводы апелляционных жалоб, как основанные на ошибочном и расширительном толковании законодательства, подлежат отклонению.

 

При представлении документов в ТИК факт создания местного отделения КПРФ должен быть подтвержден документально.  Все предусмотренные законом документы должны быть представлены в ТИК в установленный срок, в силу чего непредставление документов не восполняется путем исследования документов, представленных в ТИК за пределами установленного срока.

 

Доводы заявителей о том, что в ТИК им должны были сказать, какие еще документы необходимо принести, помочь, подсказать  и т.п., не основаны на законе.

 

Доводы о том, что заявителям не были направлены извещения о недостатках в выявленных документах, противоречат закону. По смыслу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ на избирательную комиссию возлагается обязанность извещения кандидата только в случае выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов. В данном же случае у избирательной комиссии отсутствовала обязанность уведомлять кандидатов о непредставлении требуемых законом документов. 

 

Иные высказанные при рассмотрении апелляционных жалоб доводы (представитель ТИК не присутствовал на конференции, кто-то из заявителей не присутствовал на заседании ТИК, не вручены на руки копии постановлений об отказе в регистрации) не являются юридически значимыми при правовой проверке оспариваемых постановлений, в силу чего не могут повлечь отмену решения суда.

 

Высказанный в суде апелляционной инстанции довод о том, что в решении суда все заявители указаны как кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район», не влечет отмену решения суда. Суд первой инстанции давал оценку именно обжалованным постановлениям, вынесенным по каждому кандидату.  Допущенная судом в решении описка может быть исправлена судом либо по инициативе самого суда, либо по заявлению любого лица, участвующего в деле.

 

Учитывая изложенное, оспариваемое решение суда первой инстанции является законным, оснований  к его отмене не имеется.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 29 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Хуснутдинова Талгата Сахабовича, Рожкова Игоря Леонидовича, Нагорнова Сергея Павловича, Шнейдера Владимира Андреевича, Буланова Дмитрия Юрьевича   – без удовлетворения.

 

Председательствующий  

 

Судьи: