Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении
Документ от 01.10.2013, опубликован на сайте 17.10.2013 под номером 41602, 2-я гражданская, об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                        УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Асанидзе Э.Г.                                                                       Дело №33-3566/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           01 октября 2013 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Грудкиной Т.М., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Барсегяна Д*** Э***, Бабаян К*** А*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27 мая 2013 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Барсегяна Д*** Э***, Бабаян К*** А*** о признании незаконным решения Комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий отказать.

 

Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., пояснения представителя заявителя Барсегяна Д.Э. – Бабаяна А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Барсегян Д.Э., Бабаян К.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г.Ульяновска об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для последующего участия в Подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы».

В обоснование заявления указали, что зарегистрированы в квартире по адресу: г.Ульяновск, ул.***,  в которой всего зарегистрировано 5 человек, общая площадь составляет 50,41 кв.м. 15.02.2010 они подали заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в отдел по учету и распределению жилой площади администрации г.Ульяновска. Их признали нуждающимися в улучшении жилищных условий и включили в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. 11.01.2011 они оформили кредитный договор на приобретение однокомнатной квартиры общей площадью 37 кв.м, находящейся по адресу: г.Ульяновск, бульвар А***, ***, являются её собственниками. В соответствии с вышеуказанной подпрограммой социальная выплата может быть использована участниками на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам. 31.05.2012  они повторно подали заявление с приложением всех необходимых документов и их вновь признали нуждающимися в улучшении жилищных условий с включением в список участников подпрограммы на 2011-2015 годы. Но 27.12.2012 им отказано в признании  нуждающимися в улучшении жилищных условий для включения в список участников вышеуказанной подпрограммы. Полагали данное решение незаконным, так как они на законных основаниях являются участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Барсегян Д.Э., Бабаян К.А. не соглашаются с решением суда, просят его отменить, как вынесенное с неправильным применением норм материального права. Считают, что отказывая в иске,  суд сослался на норму права, не подлежащую применению к правоотношениям сторон спора. Единственным мотивом принятого решения суда является решение Ульяновской городской Думы от 13.07.2005 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» со ссылкой на ст.51 ЖК РФ. Вывод суда о наличии у административного органа оснований для отказа  в дальнейшем участии в названной подпрограмме считают ошибочным.  Суд  не принял во внимание, что основания включения граждан в число участников подпрограммы и основания исключения из неё установлены специальными нормативными актами.  Суд не стал проверять законность действий административного органа с точки зрения этих специальных нормативных актов, неправильно определил юридически значимые обстоятельства.   При принятии решения суд исходил из того, что по состоянию на декабрь 2012 года, их семья не являлась участником Подпрограммы, что противоречит материалам дела. При рассмотрении заявления суд должен  был исходить из подтверждаемых материалами дела фактов – состоявшегося включения заявителей в состав участников подпрограммы на 2011-2015 годы и установить наличие обстоятельств, признающихся законодательством основаниями для исключения заявителей из числа участников подпрограммы.   Вместе с тем, среди оснований для исключения из числа участников подпрограммы приобретения квартиры в собственность, не имеется. Таким образом, приобретение жилья в кредит не препятствует участию в подпрограмме и получению предусмотренной ею помощи государства в приобретении жилья (посредством его частичной оплаты за счет выделяемых на программу средств). Кроме того, считает, что решение заинтересованного лица от 27.12.2012 принято не уполномоченным  на его принятие органом власти.

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены  надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Барсегян Д.Э., Бабаян К.А.  являлись участниками  подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, подав соответствующие документы 15.02.2010.

11.01.2011 заявители в качестве созаёмщиков заключили кредитный договор о предоставлении ипотечного кредита на приобретение однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г.Ульяновск, бульвар Архитекторов, ***.

11.01.2011 по договору купли-продажи заявители приобрели квартиру по адресу: г.Ульяновск, бульвар А***, ***, общей площадью 37 кв.м по ½ доли на каждого.

В связи с окончанием действия подпрограммы на 2002-2010 годы Барсегян Д.Э., Бабаян К.А.  31.05.2012 вновь подали соответствующие документы для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий для включения их в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Решением комиссии по  учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 27.12.2012 заявителям отказано в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку они приобрели в январе 2011 года в ипотеку на двоих однокомнатную квартиру общей площадью 37 кв.м.

Судебная коллегия приходит к выводу, что данное решение не противоречит действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения сторон.

На момент заключения заявителями кредитного договора и приобретения жилья (январь 2011 года) Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы.

Согласно пункту 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 в качестве приложения к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.

Социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту данными Правилами предусмотрено не было.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 № 575 был введен пп. «е», который предусматривал использование социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г.

Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 № 31/281-П, так же на момент получения истцами ипотечного кредита и приобретения жилья, не предусматривала социальные выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам, предоставленным на приобретение жилья.

Внесенное изменение в раздел 5 областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 года постановлением Правительства Ульяновской области от  17.10.2011 №49/499-П, предусматривающее социальные выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам, предоставленным на приобретение жилья, на которое ссылаются заявители, признано Постановлением Правительства Ульяновской области от 08.12.2011 №590-П утратившим силу с момента его принятия, т.е. с 17.10.2011, так как противоречило федеральной программе.

Следовательно, правовые основания для предоставления заявителям, как участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, социальной выплаты на погашение кредитных обязательств, возникших после 1 января 2011 г., отсутствуют.

Целью  областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы" является  государственная   поддержка   в решении   жилищной    проблемы    молодых    семей, признанных в  установленном порядке нуждающимися  в улучшении  жилищных условий.

Вместе с тем, на момент обращения в органы местного самоуправления  с заявлением о включении в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы  и на момент принятия комиссией  решения Барсегян Д.Э. и Бабаян К.А. к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий уже не относились, так как улучшили свои жилищные условия, оформив кредитный  договор после 1 января 2011 года и приобретя в собственность в ипотеку  однокомнатную квартиру общей площадью 37 кв.м. 

В силу п.п. «е» п.13  Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списков молодых семей – участников областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы», являющегося приложением №2 к постановлению Правительства Ульяновской области от 26.08.2011 №408-П,  улучшение жилищных условий за исключением случаев улучшения жилищных условий с использованием  ипотечного (жилищного) кредита (займа), оформленного в период с 1 января 2006 по 31 декабря 2010 года включительно, является основанием для исключения молодой семьи из списка участников подпрограммы на 2011-2015 годы.

Пунктом 3 вышеуказанного Порядка предусмотрены необходимые условия для признания молодой семьи участником программы, в том числе, молодая семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении (п.п. «Б»).

В соответствии с разделом 5 Программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы  для целей Программы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из положений Программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, требований ст.51 ЖК РФ и размера учетной нормы в г.Ульяновске, установленной решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 №136, семья заявителей не является нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с 5 разделом Программы основаниями для отказа в признании молодой семьи участником Программы являются, в том числе несоответствие молодой семьи требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках данной Программы, т.е. семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении.

В связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что размер региональной учетной нормы жилого помещения не имеет никакого отношения к  перечисленным в разделе 5 Программы основаниям исключения из числа участников подпрограммы и  для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы, являются несостоятельными.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что среди оснований для исключения граждан из числа участников подпрограммы приобретения жилья в собственность не имеется, основана на неправильном толковании данных норм, поскольку сам  факт улучшения жилищных условий, в том числе с использованием ипотечного кредита, оформленного после 31.12.2010, что и означает приобретение жилья в собственность, является основанием для исключения молодой семьи из списка участников подпрограммы в силу п.п. «е» п.13  вышеуказанного Порядка.  При этом, авторы жалобы ссылаются на абзац 41 раздела 5 областной целевой программы на 2011-2015 годы, уже утративший силу с момента его принятия с 17.10.2011.

Довод в апелляционной жалобе о признании заявителей участниками подпрограммы на 2011-2015 годы только на основании справок от 21 и 28 декабря 2012 из Комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г.Ульяновска,  не свидетельствует о необоснованности принятого судом решения при наличии законного решения комиссии по учету и распределению жилья администрации г. Ульяновска от 27 декабря 2012 об отказе в признании семьи заявителей нуждающимися в жилом помещении.

Барсегян Д.Э. и Бабаян К.А. обратились с заявлением для участия в подпрограмме на 2011-2015 годы в целях использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредиту тогда, когда такое условие подпрограмма для молодых семей не содержала.

То обстоятельство, что заявители ранее были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, включены в списки молодых семей в 2010 году и не получили социальной льготы в период действия прошлой программы, основанием для получения ими социальной выплаты по ранее действующим Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья не является.

Довод авторов жалобы о принятии решения от 27.12.2013 неуполномоченным органом власти также несостоятельны. Решение об отказе заявителям в признании нуждающимися в жилом помещении принято комиссией по учету и распределению жилья администрации г.Ульяновска в пределах своих полномочий.

Остальные доводы апелляционной жалобы о том, что суд не проверил законность оспариваемого решения с учетом обстоятельств, в которых оно принималось и не указал норму права, которой руководствовался орган власти при принятии такого решения, не влияют на правильность принятого судом решения об отказе в удовлетворении заявления с учетом вышеизложенных судебной коллегией обстоятельств.

Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении заявления Барсегян Д.Э. и Бабаян К.А. является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 мая 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Барсегяна Д*** Э***, Бабаян К*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: